Дело «Тангейзера»

 Деятели культуры высказались в защиту новосибирской оперы накануне суда  3.03.2015, 14:22
были упомянуты
подходящие темы
Дело «Тангейзера»
Фотографии Алексея Цилера предоставлены пресс-службой НГАТОиБ

4 и 5 марта мировой судья 1-го судебного участка Центрального судебного района рассмотрит дело об административном правонарушении в отношении директора НГАТОиБ Бориса Мездрича и режиссёра «Тангейзера» Тимофея Кулябина. Накануне судебного заседания корреспондент Сиб.фм изучил хронику событий. О деле «Тангейзера» высказались министр культуры Новосибирской области Василий Кузин, художник и общественник Артём Лоскутов, критик и педагог Лариса Шатина, редактор театрального журнала «Около» Степан Звездин, а также народный артист России Евгений Миронов.

Премьера нашумевшей оперы состоялась 20 декабря 2014 года в новосибирском оперном театре. Зрители увидели новаторскую постановку сюжета. Состязание миннезингеров превратилось в современный кинофестиваль, певец и рыцарь Генрих Тангейзер стал кинорежиссёром с неуживчивым и сложным характером, а его возлюбленная, дева Елизавета стала матерью главного героя, оставшись, однако, его покровительницей и защитницей.

Главную роль Генриха Тангейзера исполнил один из наиболее востребованных драматических теноров Стиг Андерсен, исполнявший вагнеровские партии тенора в Метрополитен-опере, опере Бастилии, Нидерландской опере, Ковент-Гардене, Государственной опере в Мюнхене, Берлинской государственной опере и новом национальном театре Токио. На сегодняшний день Стиг Андерсен не исполнял из теноровых партий Вагнера только Миме в «Кольце Нибелунгов».

Роль Елизаветы исполнила солистка новосибирского оперного театра Ирина Чурилова, отмеченная за блестящее исполнение партии «Золотым ключом» филармонии.

Партию Иисуса в гроте Венеры спел латвийский певец Андрис Людвигс, исполнявший в Латвийской национальной опере теноровые партии дона Хозе в «Кармен», Каварадосси в «Тоске» и Альфреда в «Травиате». Именно появление его героя в первом акте оперы вызвало бурный протест у православных активистов.

По сюжету Тимофея Кулябина режиссёр Генрих Тангейзер снимает провокационный фильм «Грот Венеры» о потерянных годах Иисуса Христа. На сцене видны съёмочные кадры картины, где герой отказывается от чувственных наслаждений и покидает сказочный мир богини.

Во втором акте на кинофестивале появляется плакат вымышленного фильма, изображающий распятие между разведённых женских ног.

На заднем плане слышны возмущённые выкрики на немецком зрителей и кинокритиков, после чего плакат убирают со сцены.

27 января митрополит Бердский и Новосибирский обратился в прокуратуру с жалобой об унижении чувств верующих людей и оскорблении РПЦ. Позже он рассказал, что к нему обратились возмущённые прихожане. Сам владыка признался, что оперу не смотрел.

Директор театра Борис Мездрич на пресс-конференции рассказал, что НГАТОиБ не получал никаких писем или жалоб от митрополита лично — тот сразу обратился в правоохранительные органы, не попытавшись выяснить обстоятельства мирным путём.

Делом «Тангейзера» по жалобе митрополита занялся заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис. Он пришёл к выводу, что директор и режиссёр, осознавая скандальность своей интерпретации сюжета оперы, умышленно публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве — Евангельский образ Иисуса Христа.

«Из содержания оперы видно, что НГАТОиБ отождествил свою постановку с Евангельским образом Иисуса Христа ...

По результатам анализа представленного в буклете синопсиса следует, что в оригинале оперы (в постановке 1845 года) образ Иисуса Христа не использовался

В постановке же оперы „Тангейзер“, интерпретируемой НГАТОиБ в 2014 году и допущенной к публичному исполнению на сцене театра, Евангельский образ Иисуса Христа, являющийся одним из особо почитаемых образов в православии, положен в основу сюжета первой части первого акта, где Иисус Христос проводит время в гроте богини Венеры», — говорится в постановлении от 14 февраля, которое изучил корреспондент Сиб.фм.


Штрафные санкции по статье грозят должностным лицам штрафом от 100 до 250 тыс. рублей

Признаки осквернения образа были обнаружены в буклете (в одной из культуроведческих статей), в сцене первого акта в гроте Венеры, а также на плакате.

24 февраля заместитель прокурора утвердил обвинительное заключение по части 2 статьи 5.26 КоАП, опираясь на 18, 19 и 28 статьи Конституции РФ, а также на статью 3 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

«Полученное в ходе прокурорской проверки 16.02.2015 года объяснение Кулябина Т.А. расценивается как способ правонарушителя избежать установленной законом ответственности», — отметил он.

Пресс-секретарь новосибирской прокуратуры Дмитрий Лямкин объяснил корреспонденту Сиб.фм, что объяснение, сделанное режиссёром, находится в материалах дела и не раскрывается прессе.

В интервью The Guardian Тимофей Кулябин ограничился одним объяснением: «Это абсурд и я не хочу принимать участие в чём-то абсурдном, если быть честным». Он также добавил, что опасается суда, который может вырезать все спорные сцены или убрать постановку из репертуара театра.

Отметим, что британская газета считает случай в новосибирской опере продолжением истории Pussy Riot.

С ним согласен автор «Монстрации» Артём Лоскутов, разместивший «икону» Pussy Riot на билбордах в Новосибирске. Художник и общественник, переехавший в Москву, прокомментировал Сиб.фм дело «Тангейзера»:

«Оперу, конечно, я не видел, но понятно, что дело не в ней. Дело в политических амбициях Тихона и Новопашина (настоятеля Александро-Невского собора, — прим.Сиб.фм), — заявил он. — Им тесно на своих должностях, хочется большего веса и влиятельности, большей власти. Новопашин лет 15 назад занимался тем же самым — боролся с НТН-4 (был такой канал) из-за показа фильма, пытался даже воевать с католическим костелом, но ему дали понять, что он перебарщивает. Сейчас в стране удобная внутриполитическая обстановка для такой деятельности, он решил попробовать ещё раз.

Ну, конечно, мы же видим серию претензий: несколько концертов, выставка „Родина“, футболки они даже вспоминают в своих анонсах.Тихон же, судя по тому, что он говорит в интервью, просто невежа. Очевидно, что, действуя так грубо, эти люди настраивают против себя и против церкви очень многих равнодушных прежде людей», — считает Артём Лоскутов.

«Кажется, митрополита Новосибирского и Бердского Тихона ввели в заблуждение», — прокомментировал Сиб.фм главный редактор театрального журнала «Около» Степан Звездин.

Ситуация, когда глава церкви не пытается выйти на разговор с театром, обществом и, по всей очевидности, по чьим-то доносам и наущениям сразу обращается в прокуратуру — это нонсенс.

Для того, чтобы выносить вердикт о спектакле (если мы вдруг готовы допустить церковную цензуру в искусстве), необходимо не просто предъявить провокационную афишу, вырванную из контекста, а увидеть спектакль как целое«, — считает он.

В защиту людей искусства выступила и критик, кандидат филологических наук, преподаватель НГТИ Лариса Шатина. «Каждый человек — православный, атеист, любой веры — имеет право на собственное высказывание, которое соответствует его культуре, его привычкам, эстетическому опыту, его вкусу, в конце концов, что немаловажно. И это право есть у любого человека. Но навязывать это своё право как абсолютный вердикт в отношении кого-то я считаю некорректным и даже безнравственным, — прокомментировала она предмет спора, сославшись на слова президента о свободе самовыражения художника. — Критиковать его — пожалуйста, но заводить уголовное дело — это вне нашей человеческой этики, насколько я понимаю политику последних лет».

Министр культуры Новосибирской области Василий Кузин в ответ на вопрос корреспондента Сиб.фм о постановке рассказал, что присутствовал на премьерном показе оперы и в тот момент у него не возникло впечатления, что в спектакле осквернены религиозные предметы. «Хотя вызывающие элементы в постановке Тимофея Кулябина встречаются, они вписаны в художественное целое спектакля. В целом же переработанная фабула сводится к тому, что герой (Тангейзер), снявший скандальный фильм, вначале осуждён профессиональным сообществом (публичное и демонстративное изгнание), а в итоге терпит жизненный крах (безумие героя). Мне кажется, в этом есть некоторая назидательность. Однако должен признаться, что я не являюсь экспертом в области религии», — заявил он.

Министр добавил, что с уважением и интересом относится к современным трансформациям классических сюжетов, но среди «новаторских» постановок удачные и неудачные бывают точно так же, как среди «традиционных».

«Министерство культуры Новосибирской области всегда выступало за то, чтобы объективно существующие различные социальные интересы согласовывались бы исключительно в рамках законодательства РФ и только мирными средствами. Министерство культуры в рамках своих полномочий будет всемерно содействовать урегулированию конфликта», — пообещал Василий Кузин.

Добавим, что на мирное урегулирование спора надеется и директор НГАТОиБ.

Православные на митинге в Новосибирске 1 марта потребовали снять министра культуры Василия Кузина, главу департамента культуры, спорта и молодёжной политики Анну Терешкову, а также выступили против всех театральных постановок, где оскверняется образ Христа.

3 марта народный артист Евгений Миронов высказался в защиту «Тангейзера» и назвал Кулябина одним из самых талантливых молодых режиссёров России. Его письмо приводит на своей странице Facebook заместитель художественного руководителя Театра наций Роман Должанский.

«То, как неторопливо, серьёзно и глубоко через природу театра он изучает природу человека во все времена, делает Тимофея Кулябина, на мой взгляд, одним из самых талантливых молодых режиссёров России, за которыми стоит будущее нашего театрального искусства», — пишет Евгений Миронов.

Письмо было направлено в прокуратуру, СК и НГАТОиБ. «То, что кто-то не понял, не сделал попытки понять или не так, как режиссёр, интерпретировал замысел увиденного художественного произведения, является личным делом зрителя», — резюмировал актёр.


Следите за делом «Тангейзера» на Сиб.фм

4 и 5 марта Центральный районный суд рассмотрит дело об административном правонарушении.

«Шансы на благополучный исход дела для Кулябина и Мездрича есть, но для этого нужна тщательная подготовка защиты, — считает эксперт, руководитель фирмы „Рябинина, Зиновьев и Крестьянов“ Алексей Крестьянов, занимавшийся делом Pussy Riot в Новосибирске. — Я бы постарался его отложить, чтобы иметь время для подготовки более серьёзных доказательств. Европейский суд по правам человека даёт очень широкую свободу слова, но оставляет на откуп местному законодательству. Государству каждому виднее».

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!