Студент Новосибирского университета экономики и управления (НГУЭУ) Никита Лой опубликовал в научном сборнике статью «„Selfie“ как феномен самоконструирования в современной социокультурной коммуникации», в которой собрал мнения учёных о значении селфи в жизни современного городского человека, 7 мая Сиб.фм публикует выдержки из статьи.
«Обращение современной молодёжи к самопрезентации через интернет предполагает сформированный процесс, направленный на создание определённого впечатления о себе и своём внешнем облике у аудитории», — говорится в статье.
Автор отметил, что один из первых портретов в жанре «селфи» относится к началу ХХ века. Это снимок дочери царя Николая II Анастасии Николаевны, который она сделала с помощью отражения в зеркале. Снимок датирован 1914 годом. Самое раннее использование слова «selfie» зафиксировано в Австралии, на интернет-форуме ABC Online 13 сентября 2002 года.
Исследование учёных, проведённое в 2013 году среди владельцев смартфонов и фотокамер, выявило, что около 30% selfie-фотографий сделано людьми в возрасте от 18 до 24 лет.
Автор упоминает Клайва Томпсона, автора книги «Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better», который считает, что selfie — всего лишь новый уровень развития человеческого нарциссизма. Это эволюция технологий, а не человека.
«Эволюция нарциссизма продолжится. Один из её следующих уровней — сервисы, гарантирующие сохранение наших визуальных образов на века, что в будущем кардинально изменит методики социальных исследований», — приводит Никита Лой цитату Томпсона.
Природный нарциссизм — слишком простое и недостаточное объяснение феномена, считает Николас Карр, автор книги «The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains». Он предлагает посмотреть на это явление через призму технологической революции и её последствий для человека, так как сам по себе нарциссизм не привёл к повальному увлечению фотографическими автопортретами в XX веке. Именно интернет и мобильные телефоны кардинально изменили самоощущение и мышление фотографа.
По мнению Карра, если раньше основным мотивом для фотографа была память, то сейчас человек стал производителем новостей для самого себя.
Ссылаясь на исследования учёных, Лой приводит следующие мотивы создания селфи: запись или напоминание о личном или коллективном пережитом опыте; создание и поддержание межличностных взаимоотношений; самопрезентация, то есть влияние на мнение окружающих относительно себя самого; самовыражение; публичное представление своего настоящего «я», «самости».
По мнению исследователя Ноя Берлатски, selfie, по сути, всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр, не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо.
Как считают некоторые специалисты, selfie — это инструмент для проведения внутреннего исследования, которое можно считать завершённым только после того, как оно опубликовано в сети. Оно помогает редактировать свой образ так, чтобы соответствовать собственному восприятию.
Антрополог Дженнифер Оуллет, автор книги «Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self», считает, что селфи — виртуальный аналог материальных тотемов, например, сувениров из поездок, постеров, любимых игрушек или открыток, цель которых — соединить наш внутренний мир с внешним. Это одна из форм личного перформанса, заявление о самоидентичности, возможность «упаковать» себя и свой мир в правильную обёртку.
В мире всепобеждающей рекламы и тотального маркетинга человек начинает считать себя социальным товаром и, сам часто не замечая этого, ищет возможности «продать» себя обществу
«Более эффективного инструмента, чем selfie, для реализации стратегии „казаться, а не быть“ человечество ещё не придумало», — цитирует студент НГУЭУ Дженнифер Оуллет.
Согласно исследователю неклассической антропологии Сергею Смирнову, радикальные изменения в идентичности человека можно назвать «жизненным аутсорсингом», то есть человек всё больше отдаёт свои функции машинам, переставая запоминать, писать, считать иди делать покупки в магазинах.
Идиот (греч. Idiotes) — в Древней Греции человек, не участвующий в общественной жизни
«Бум selfie впервые наглядно показал, что личное становится для интернет-пользователя важнее общественного. Роль социальных сетей в решении важных общественных вопросов, безусловно, важна, но опросы показывают, что так называемый сложный общественный контент занимает в них всего 20–30% от общего содержания.
Пользователи становятся «идиотами» в древнегреческом смысле, то есть всё более и более осознанно живут в отрыве от общественной жизни в качестве частных лиц
Автор статьи считает, что через несколько лет селфи может утратить своё значение и популярность, и не исключает, что одним из заметных последствий увлечения селфи станет снижение роли социальных сетей в организации протестных акций.
«Мы можем только фантазировать, но также возможно, что через несколько лет self-shorts могут вылиться в нечто совсем другое. Например, в интерактивные виртуальные послания, которые могут храниться сколь угодно долго», — предположил Никита Лой.
Статья выполнена в рамках проекта по созданию новой онтологии человека и опубликована в университетском журнале НГУЭУ «Человек.ру».
Селфи играет существенную роль в личной и общественной жизни жителей Сибири. Оно опередило по частоте запросов слово «любовь» в статистике поисковой системы Яндекс в 2015 году. Селфи в Сибири делают, когда скатываются с горы, залазят на мост или приходят в гости к бабушкам и дедушкам.