Базар, вокзал и Фёдоровы бани

 Почему Новосибирск был банным городом  11.10.2011, 06:38

Юлия Латыпова
журналист
были упомянуты
подходящие темы
Базар, вокзал и Фёдоровы бани
Фотографии Веры Сальницкой

Сто лет назад вся Сибирь знала, что Новосибирск — это базар, вокзал и Федоровы бани. С базаром и вокзалом понятно — город всегда был торговым. При чем здесь бани — не понятно. Ведь не ездили же из соседних регионов в Новониколаевск специально для того, чтобы помыться? Ответ на этот вопрос корреспондент Сиб.фм нашел в Музее города Новосибирска. Здесь открылся клуб «Новосибирские истории», и его очередное заседание было посвящено банным традициям.

«Бани открыты во всякое время дня и ночи...»

Кандидат исторических наук Екатерина Красильникова давно занимается историей банного дела в Сибири и о дореволюционных банях может рассказать многое:

— Название «Сибчикаго» было применимо к Новониколаевску еще до периода индустриализации. Поначалу на месте строительства железнодорожного моста через Обь город и не предполагался — возведут строители мост и поедут дальше. Однако поселение, возникшее стихийно вокруг стройки, вдруг стало бурно расти, прибывали новые рабочие с семьями, переселенцы по столыпинской реформе, подтянулись ближние деревни. При таком непродуманном подходе весь город напоминал стройку: не было уличного мощения, везде грязь, свалки, стихийные землянки. В общем, антисанитария.

Тогда и стали появляться первые, так называемые, торговые бани — небольшие деревянные здания с минимумом комфорта. Но бань не хватало всегда. На достаточно крупный город, каким стал Новониколаевск накануне революции 1917 года, их было всего несколько штук. Самые крупные — Пастухова, Князева, Федорова и Московские. Несмотря на высокий спрос, конкуренты пытались «топить» друг друга, заказывали очернительные публикации в прессе и распускали друг о друге грязные слухи.

Бани в начале прошлого века были весьма выгодным предприятием, их обустройством занимались даже женщины.

Зиновий Федоров, владелец знаменитых федоровских бань, был крестьянином херсонской губернии, в Сибири он оказался в числе переселенцев. Жизнь вел бурную: был трижды женат, причем все три брака — гражданские. В 1915 году поехал лечить диабет в Пятигорск да там и умер. Последняя жена осталась с тремя детьми и закрутила роман с управляющим-мадьяром. Так вместе они управляли банями Федорова до революции.

История поговорки про базар-вокзал довольно прозрачна. Взяв кредит у другого знаменитого жителя Новониколаевска Петра Луканина, Федоров купил промышленные весы и установил их на вокзале, чтобы прибывающие на базар торговцы могли взвесить свой товар. По желанию, работники Федорова доставляли товар на базарную площадь (район нынешнего Первомайского сквера), используя первое «грузовое такси» в Новониколаевске. А после удачной торговли все шли в баню. Так и возникла поговорка, она же — краткий путеводитель по достопримечательностям города.

Пик популярности бань в Новосибирске-Новониколаевске приходился на время войн: русско-японской, гражданской, Первой и Второй мировых. Толпы солдат и беженецев отчаянно хотели мыться. И именно тогда бани приходили в упадок. Ничего удивительного: работать приходилось фактически круглосуточно, жители и гости города второпях ломали краны и инвентарь, к тому же, вода текла чуть теплая — дров на всех не хватало.


Несколько десятилетий подряд в новосибирских банях не парились — только мылись

Мыло в те суровые времена было роскошью почти недоступной. Мылись печной золой (щелоком) или просто песком. Эту «натуральную косметику» примерно до середины пятидесятых использовало большинство жителей города. Некоторые бани даже делали кран «два в одном» — вода из него текла сразу вперемешку с песком.

— После войны нас перед заездом в пионерский лагерь, который располагался в Заельцовском бору, обязательно промывали в бане, — вспоминает краевед Вадим Капустин. — Наберешь воду в тазик, а она еле теплая, и песок на дне. Этот песок черпаешь и на себя натираешь. Так и мылись. А пока мылись, наша одежда проходила санобработку от насекомых.

10 копеек стоило до революции одно посещение бани

Но бань все равно не хватало. Антисанитария сопровождала Новониколаевск почти половину его жизни. Новониколаевский врач писал во время гражданской войны: «В городе не найти чистого человека». Зимой 1920-го года от тифа вымерли почти 50% горожан. Как известно, переносчиком этой болезни является тифозная вошь. Поговорка «Чистота — залог здоровья» появилась позже.

Баня как образ жизни

Лидия Царева, заведовавшая Федоровскими банями больше 20 лет вспоминает, как в архивах нашла немало интересного об их устройстве:

— Вы знаете, что до революции жить возле бани было сущим наказанием? Из-за сточных вод вокруг на несколько метров стоял вечный смрад! Очереди были колоссальными — люди сидели по три-четыре часа. Или, купив талон с номером, успевали сходить по своим делам и вернуться к ориентировочному времени «помывки».

Даже в 90-е годы работали в две смены — с 8 до 23. Коллектив подбирался по личным и, даже можно сказать, душевным качествам. Но и тогда у бань был свой контингент и свои фанаты. Постоянные клиенты ездили даже из Академгородка.

По-настоящему бани утратили свою популярность не с началом массового сноса ветхих бараков и появлением благоустроенных хрущевок с горячей водой и ванными. Очереди просуществовали еще лет 30. Но с 1992 года бани перевели на самоокупаемость, расценки повысились, очереди в общее отделение исчезли.

Бани начали пустеть в середине 90-х годов прошлого века, когда повысились расценки на обслуживание.

— Окончательно наши бани опустели ближе к XXI веку, — говорит Лидия Царева. — Постепенно они утратили свою основную функцию. В новое время поговорка «Заодно и помоемся» приобрела буквальный смысл. Ведь и раньше люди ходили в бани как в клуб по интересам. И не столько им было нужно помыться, сколько пообщаться. А сейчас бани держатся только за счет пенсионеров.

Не баня — дворец!

В 30-е годы страна взяла курс на гигиену тела и гигиену быта. Поэтому баням и банным комплексам стали уделять особое внимание. Заметный вклад внес знаменитый архитектор Андрей Крячков. В 1939 году вышла его монография «Бани и купальни. Проектирование и расчет». Это подробнейший справочник по архитектуре и строительству бань — с детальным анализом устройства помывочных комплексов Германии, Великобритании и дореволюционной России (ведь своего, пролетарского, опыта строительства общественных бань у молодой Советской России еще не было). В банях впервые появляется душ, хотя во всем мире он уже известен почти 60 лет.


Мировая премьера душа состоялась в Германии в 1882 году

В справочнике Крячков составил целую оду душу с краном-смесителем, который архитектор называет «с виду скромным аппаратом, однако истинным сыном своего времени». Построил ли хотя бы одну баню в Новосибирске сам Крячков — неизвестно: есть версия, что баня № 8 на ул. Каменской построена по проекту знаменитого архитектора. Правда, в архивах никаких подтверждающих документов не найдено, и авторство проекта до их пор не установленно.

Советские бани тридцатых годов отличают имперский стиль архитектуры и имперский же размах: открытый бассейн, стадион, парк — вот непременные атрибуты пролетарской бани. Они больше напоминают дворцы съездов или театры, чем пресловутые банно-прачечные комбинаты.

Проектировались бани и с помещениями для творческих коллективов, кружков по интересам, спортивных секций. Один из проектов еще в те далекие годы подразумевал строительство при бане бассейна с дорожками длиной 40 метров. Такого бассейна, да и такой бани в Новосибирске нет до сих пор.

Еще один банный прожект должен был расположиться на улице Большевистской, иметь шикарный вид на железнодорожный мост через Обь и труднопроизносимое название «культурно-досугово-санитарно-гигиенический комплекс».

В этой бане предполагались внутренний дворик-патио, салоны красоты и парикмахерские, курительные комнаты, комнаты отдыха, шикарные гостиные и прочие радости.

Все это планировалось в конце тридцатых. Но началась война, и про патио и салоны красоты уже не вспоминали: главным, как и в гражданскую войну, стало количество человек, прошедших санобработку. Бани из места культурного проведения досуга советских граждан превратились в санпропускники.

После войны бани снова стали комфортными, но былой размах уже не вернулся. И чем дальше к концу двадцатого века, тем больше конкурентов появлялось у общественной бани: от персональной ванной до сауны или хамама.

В Новосибирске сейчас осталось всего 14 общественных бань. Основные посетители — пенсионеры. Люди помоложе и побогаче предпочитают более модные места — те же хамамы есть сегодня в большинстве СПА. А также там есть салоны красоты, парикмахерские, комнаты отдыха и иногда даже патио — чем не «культурно-досугово-санитарно-гигиенический комплекс»?

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!