Принцесса и меч Нибелунгов

 Современный музей: увидеть, узнать, помахать топором  19.12.2011, 07:07

Даша Жданова
старший специалист по связям с общественностью
подходящие темы
Принцесса и меч Нибелунгов
Фотографии Веры Сальницкой

В Новосибирске есть место, в котором соседствуют череп мамонта и меч Нибелунгов, корона шамана и татуировки тысячелетней давности. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока — учреждение уникальное, мало напоминающее классические музеи со строгими смотрительницами, отгоняющими от экспонатов любопытных посетителей. Корреспондент Сиб.фм подержал в руках топор древнего человека, увидел знаменитую мумию и понял, что такое интерактивный музей.

Ирина Владимировна Сальникова, заведующая Музеем истории культуры, — наш проводник по древнему миру. Ей потребовалось пять лет, чтобы неприспособленные для музейных нужд помещения превратились в целый музейный комплекс, где каждая экспозиция связана с определенной эпохой. «Жуткая экономия места» привела к тому, что каждый клочок площади насыщен не только информационно, но и функционально: например, интерактивный уголок, где демонстрирют, как добывали огонь, попутно закрывает батарею и тепловые узлы.

В зале палеолита господствует череп мамонта. Он тоже функционален: как картина из «Простоквашино», которая «дырку на обоях закрывает», череп мамонта стыдливо прикрывает наскальный рисунок, который был скопирован для создания полной картины эпохи, но последующие исследования доказали, что этот рисунок надо датировать на несколько десятков тысяч лет позже.


Русское слово «мамонт» предположительно происходит от мансийского «манг онт» — земляной рог

Выставка здесь — это не просто привычно разложенные по полочкам и расписанные экспонаты. Всё очень атмосферно: мумии животных рядом с древними орудиями, фигурки мамонтов, которым 20 тысяч лет, таинственные украшения с образами женщин и птиц, бусы из зубов, которые должны были давать человеку определённые свойства. В довершение картины стена декорирована рельефным камнем:

— Академик Молодин называет это «стена плача», а я называю это экспозиционной находкой, — замечает Ирина Сальникова. — Здесь каждая «декорушка» имеет функциональное значение.

Мамонт не зря занимает центральное место в зале палеолита: древнему человеку он заменял и супермаркет, и вещевой бутик. Образ жизни человека определялся образом жизни мамонтов. Когда эти животные выедали всю траву и кочевали на другие территории — за ними шло человечество.

— А так они были бы осёдлыми сто... миллион лет назад, — поправляет себя заведующая.

Правда, охотились на мамонтов наши предки совсем не так, как это обычно представляют: была вечная мерзлота, поэтому рыть большие глубокие ямы люди физически не могли.

— Мамонты застывали в маленьких речушках. Они примерзали, и тогда-то их, полудохлых, и убивали: делали специальные загородки, чтобы не могли выбраться. Они же медлительные животные, это не стремительная лань, которая прыгает на сорок метров. Поэтому много мамонтов сейчас находят даже в Ине и в Берди. Я сама ныряла за мамонтом, сама вытаскивала! — рассказывает Ирина Сальникова.


Cамым «зубастым» животным на Земле является виноградная улитка, у которой 25 тысяч зубов. У акулы — 3 тысячи

Физиология мамонта тоже весьма занимательна: мамонтячьи зубы менялись за его жизнь «всего» пять раз. На наше возражение, что у людей-то это происходит только единожды, Ирина Владимировна разъясняет:

— Но мы-то с вами хищники! Поэтому у нас перетирание зубов происходит намного медленнее.

Недалеко от черепа мамонта лежит живность поскромнее — мумии соболя и собаки: они представляют животный мир, который появился после того, как мамонтов не стало. Такой поворот событий подтолкнул человека к изобретению лука и стрел. По идее, человек должен был вымереть вместе с мамонтами, но вместо этого пережил новый всплеск развития: человечество научилось новым приёмам обработки камня и распространилось на новые территории.


Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимами, только в эпоху Возрождения физика стала самостоятельной дисциплиной

Смекалки нашим предкам было не занимать: они с энтузиазмом принялись за изготовление орудий труда, даже клей был изобретён пять тысяч лет назад. С помощью рыбьего или смоляного клея камни приклеивали к деревянной рукояти.

— Наши предки вообще суперумные товарищи были, — смеётся заведующая.

Одно из направлений работы музея — археологическое естествознание. Его суть в том, чтобы раскрыть законы физики и химии, которые интуитивно понимали древние. А знали они, как оказывается, не так уж мало: рычаг, плечо, центростремительная сила, правило правой руки — всё это учитывалось при изготовлении орудий труда. Именно этот опыт, только облечённый в строгие формулы, мы до сих пор используем.

Зал, посвящённый этим хитрым ремесленным техникам, ещё не до конца оформлен. Зато уже готов интерактивный уголок: 3D-моделирование не только позволило показать на большом экране, как изготовлялись орудия труда, но и дало возможность самому помахать топором, как в компьютерной игре. Такой подход не оставляет равнодушным ни одного представителя сильного пола: мужчины при первой же возможности «хватаются за топор».

За день до нашего приезда интерактивным топором успели помахать представители ФСБ из экскурсионной группы.

Первым, кто обозначил границу между академизмом и интерактивностью, был лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров.

— Когда Алфёрова привели и он схватился за этот топор, лица наших академиков стали совершенно другими, — вспоминает Ирина Владимировна. С этого момента интерактивный подход получил зелёный свет.

Топор — это, конечно, не игрушка, а орудие труда. Есть даже специальная экспериментальная археологическая школа — её представители воспроизводят древние орудия труда и экспериментируют с ними. Оказалось, что древним топором можно срубить сосну за два часа.


История моды каменного века гласит, что бретельки на женской одежде делались из шкуры со звериных лап

Для девочек тоже есть развлечение — уголок ткачества, изобретение которого тоже связано с исчезновением мамонтов: шкур больше не было — во что одеваться? Ткали из шерсти, льна, крапивы. Так что сказочная крапивная рубашка — это никакая не выдумка, а чистая правда.

— Сказкам нужно всегда верить! Я свято верю в сказки, — говорит Ирина Владимировна.

В этом уголке можно и плести, и ткать на дощечках. Желающие могли сплести фенечки по технологии давностью в 5-6 тысяч лет. Они висят тут же — очень красивые. Гончарное искусство тоже оживает в любящих руках: в музее есть натуральные штампы для декоративной обработки поверхностей керамического сосуда: берём глину, наносим орнамент, и вот он — горшочек из неолита.

— Моя сверхмечта — построить маленький идеальный музейчик, — говорит Ирина Сальникова. — Но к интерактиву надо относиться осторожно. Нельзя всё делать уж совсем игрой: нужно объяснять эти процессы. Не только руки должны делать, должна включаться голова. Поэтому у меня так много «объяснялок»: что какими свойствами обладает, какие технологии существовали.

В следующем зале всюду датчики и увлажнители воздуха. Именно здесь хранятся памятники пазырыкской культуры: уникальной культуры железного века, представительницей которой была знатная женщина, прозванная в народе «принцессой Укока».

Принцесса, как и полагается, лежит в гробу хрустальном: под стеклянным колпаком с климат-контролем.

Один раз назвав мумию «биологическим объектом», остальное время хранительница музея говорит ласково: «девочка». «Девочку» нашла в 1993 году новосибирский археолог Наталья Полосьмак. Несмотря на то, что по всем признакам раскоп был бесперспективным, Наталья начала копать именно там — и сделала уникальное открытие. До этого считалась, что мумифицирование — это признак социальный и половой, то есть мумифицировали только знатных мужчин.


Издавна считалось, что человек, обладающий длинными волосами, связан неразрывной нитью с Космосом, при этом, чем волосы длиннее, тем выше духовная сила

— А здесь оказалось, что даму мумифицировали, да ещё с такой татуировкой! Это был прорыв, — говорит Ирина Владимировна.

«Принцессой» мумию нежно назвала сама Наталья Полосьмак, совершенно не думая, что это ласковое прозвище СМИ превратят практически в научный термин.

Помимо «девочки», в зале есть и «мальчик» — мумия воина. В отличие от обритой «девочки», у «парня» шикарные косы. Сейчас можно подумать, что он был соломенным блондином, но раньше цвет был тёмным. На «мальчике» тоже красивая татуировка во всё плечо. Расшифровать эту татуировку не получается, поэтому предполагают, что она просто изображала тотем рода. В 1996 году эту мумию нашёл новосибирский археолог, академик Вячеслав Молодин. «Мальчик» с косой и татуировкой тоже ломал научные стереотипы, потому что оказалось, что это рядовой воин, а не знатный. Поэтому снова встал вопрос: было ли бальзамирование социальным актом или необходимостью?


К семейству «единороговых» из подотряда зубатых китов относятся нарвал и белуха

В пользу последнего говорят результаты естественнонаучных методов исследования, например, дендрохронологии — исследования годичных колец древесины. Изучив деревянные погребальные срубы, учёные пришли к выводу, что они делались только дважды в год. Поэтому пазырыкцы вынуждены были тело бальзамировать, мумифицировать — чтобы сохранить его до момента погребения. Почему дважды в год? В момент погребения деревья не должны были расти — символика живого и мёртвого была очень важна. Тут всё тоже, как в сказке: для живой и мёртвой воды в могиле лежало два сосуда — из рога (который имитирует новую жизнь) и из дерева.

Не менее важным для понимания образа жизни представителей древней культуры оказывается химико-биологическое исследование мумий. Пазырыкцы ели очень много рыбы — об этом говорит большое содержание фосфора в тканях. Таким же образом выяснили, чем болели представители древней культуры: у них была очень большая диспропорция цинка и меди — меди было в 40 раз больше, потому что они ели из бронзовой посуды. Кроме того, пазырыкцы так же, как и наши современники, были отлично знакомы с наркотическими свойствами конопли.

Конопля и кориандр (который тоже способен вызывать эйфорию) — частые находки в погребальных комплексах.

В «Истории» Геродота описан интересный обычай скифов: «Взяв конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия».


Кармин — красный краситель, получаемый из карминовой кислоты, производимой кошенильными червецами, зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е120 и входит в состав Coca-Cola

Вокруг мумий, царственно возлежащих в центре зала, на витринах разложены их одежда, обувь, украшения. У одной из шуб, украшенной цветными пёрышками, большой хвост, как у бобра: оказалось, что это имитация птичьего оперения. С украшениями тоже всё не так просто: народы, обитавшие в Горном Алтае, Геродот называл «стерегущими золото грифами», но на самом деле большинство украшений только покрыты золотой фольгой.

Красный краситель, обнаруженный на элементах одежды, тоже позволил сделать очень интересные выводы. Оказывается, в древности красная краска выделялась из червецов — жучков, которые живут на дубах. А дубов на территории Алтая нет и не было. Отсюда был сделан вывод: пазырыкцы — это не предки современных алтайцев, как утверждают сторонники теории «Принцесса Укока — хранительница алтайской земли», а мигранты с территории передней Азии. Судя по результатам дендрохронологических анализов, это сообщество было на территории Алтая всего 44 года.

— Причём, куда они ушли, одному богу известно. И откуда они пришли? Наталья Полосьмак считает, что они пришли сюда из-за каких-то политических проблем, связанных с Александром Македонским, — рассказывает Сальникова. — То, что одежда ношенная-переношенная, латанная-перелатанная, говорит о том, что их хоронили в том, в чём они ходили.

В зале Средневековья на одной стене — горы, на другой — степь: Сальникова убеждена, что артефакты должны быть в своей среде, а не просто лежать на полочке. Многое экспозиционное оборудование приходилось изобретать с нуля.

— А вот этими витринами на шарнирах я очень горжусь — они мне во сне приснились, — говорит она.

На витринах — извлечённые из могил украшения. Конская упряжь — золочёный металл, пояса воинов — простой металл. Удивительно — как не жалко было закапывать в землю все эти сокровища?

— Существуют несколько миров, и эти миры взаимосвязаны, — объясняет Ирина Владимировна. — И сейчас на покойника надевают лучшее, мобильные им оставляют. Существуют традиции, которым мы повинуемся неосознанно.

Рядом с фрагментами буддийского храма и языческими украшениями в средневековом зале хранится «меч Нибелунгов» с надписями на латинице, прославляющими Христа и Богородицу.

Клинок сделан на территории Германии, рукоять — на территории Швеции, а найден он в Венгеровском районе Новосибирской области. И как он попал на территорию Сибири, никому не известно.

В этнографическом зале музея тоже спокойно уживаются шаманизм, буддизм и христианство. Напротив строгого старообрядческого распятия — витиеватые короны шамана. Они напоминают шутовские короны из средневековых мистерий, только на металлических ободах вместо крестов — птицы и животные. Мансийский ритуальный амбарчик венчает бутылка водки «Старорусская» — это маркер временного периода: живую культуру в музее не держат.

Самые обаятельные обитатели зала — деревянные тотемные фигурки, раскрашенные кружочками и полосками. Среди них своей климатической неуместностью обращает на себя внимание крокодил. Выясняется, что это вовсе не крокодил, а тигрица. Но здесь главное не форма, а содержание: какую душу шаман вложит, то животное и будет олицетворять фигурка.

— Я вообще очень люблю вещи, — признаётся на прощанье Сальникова. — Говорят, нельзя шаманские костюмы надевать. Но после того, как мы камлали в шаманских нарядах на Дне музеев, никто меня не наказал. Не было никакой отрицательной энергетики, потому что я отношусь к вещам с большим уважением и они мне очень дороги.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!