Фильм в обмен на ничего

 Мэтры новосибирского кино об операторском дебюте Артёма Лоскутова  26.03.2012, 13:27
были упомянуты
подходящие темы
Фильм в обмен на ничего
Фотографии Сергея Мордвинова

Виднейшие представители кинематографического сообщества Новосибирска откликнулись на неожиданное предложение регионального министерства культуры и обсудили «художественную значимость» фильма «Нефть в обмен на ничего». В течение полутора часов опытные режиссёры, операторы и сценаристы оценивали документальную картину организатора «Монстрации» Артёма Лоскутова и блогера Дмитрия Марголина о дорогах, налоговой политике и положении Сибири. Корреспондент Сиб.фм внимательно выслушал экспертов и выбрал самые красноречивые отклики — о настоящем искусстве, провинциальном колхозе, профессионалах с канала ОТС и выходках Pussy Riot.

— На территории Сибири сосредоточены 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота. В Кузбассе производится 50% от всей добычи каменного угля по стране. Здесь добывается 90% российского природного газа и 70% российской нефти. Федеральный центр пополняет за счёт богатств и труда Сибири большую часть своего бюджета. Но сибирские территории могут рассчитывать на возврат лишь небольшой доли своих доходов, — сообщают авторы на официальном сайте картины.

К вышесказанному Лоскутов добавляет, что в фильме сплелись мнения депутатов Госдумы, философов, архитекторов и гражданских активистов; Марголин настаивает на идейной цельности ленты и отказывается разбивать ее на три части; продюсер Александр Бакаев рассказывает о скромном успехе фильма на Западе и отмечает, что не видел ни одного фильма присутствующих в зале авторов.

В дело вступают кинематографисты, киноведы и кинокритики.

Игорь Тирский, оператор, кинорежиссер

Что это вообще? Если журналистское расследование, то почему нет никакой работы с героями? Люди говорили всё, что думали, потом это резалось как-то, соединялось. Много лишней информации, которая теряется в каше изображения и звука. В любом же случае должна быть драматургия, неважно — игровой фильм или документальный. Мне жаль, что ничего даже подобного здесь нет.

Единственное, что меня тронуло, — молодые ребята правильно подняли эту тему. В этом есть боль и страдание. Но мне бы хотелось порекомендовать им сначала научиться делать, а потом делать. Немножко рано взялись.

Об операторской работе говорить не буду: её здесь нет, просто набор кадров. Есть же элементарные законы, основы техники, которые тут никак не соблюдаются.

И правильно, что Москва к нам, как к колхозу, относится: колхоз ведь получился.

На том же телеканале ОТС профессиональнее делают, у них есть своё лицо, свой современный подход. Предлагаю ребятам поменьше обращать внимания на то, что сделано, выкинуть это, забыть, начать с нуля и работать, работать. Благо порыв есть.

Юрий Шиллер, режиссер документального кино

Слово «эксперт» — страшное, оценю как зритель. Не буду касаться идеологии, всё понятно — тема важная, скажу, что показалось по картине.

Музыка мне мешала: то ли запись такая, то ли ещё что-то, в общем, сложно было слушать. Потом она одинаковая всё время и в конце уже просто начинает надоедать. Плюс тема фильма такая, что никакой музыки там в принципе не надо было добавлять.

47 тысяч просмотров собрал фильм «Нефть в обмен на ничего» на YouTube за первый месяц

По изображению. Тоже как-то всё одинаково. Мне кажется, если бы ребята больше поездили по Сибири, они могли бы найти какие-то более интересные кадры, чем одни дороги. И информация повторяется. Мы же все смотрим телевизор, какие-то вещи знаем, зачем было про них рассказывать. А так по ритму всё нормально.

Борис Травкин, оператор

Артём, да? Вот своим рассказом о том, как авторы всё свалили в одну кучу, он фильм и описал. Как я понимаю, был искренний гражданский посыл, но, помимо идей, должны быть сценарные решения, драматургические ходы, смыслы.

Тут просто насовали материала, потом его порезали, причём плохо.

Работа оператора откровенно любительская и небрежная. Научитесь держать камеру! Для меня это не документальное кино, не более чем оппозиционная телевизионная публицистика. Хотя честная.

Владимир Эйснер, режиссер

«Нефть в обмен на ничего» же, да? В названии всё сказано: ничего мы и не получили от [просмотра] фильма. Вообще, если серьёзно, по каждой минуте есть претензии.

Во-первых, длинно. Какое-то забалтывание темы: о чём фильм, понимаешь минуте на десятой. Во-вторых, местами непонятно использование музыки. Хорошо, что ребята взялись за эту тему, не отстранились от неё. Это очень здорово, что у них есть позиция, которую они постарались высказать. Просто не надо думать, что ты приходишь в кино — и с тебя начинается культура.


Презентация фильма прошла в Стокгольме, Минске, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тюмени, Иркутске, Барнауле и Томске

Александр Раппопорт, кинодраматург

Я к Артёму очень хорошо отношусь, мы с ним «френды» в ЖЖ. И когда на этот фильм налетел другой мой «френд» Дмитрий Верхотуров из Красноярска, который написал какие-то ужасы нецензурными словами, я вступил с ним в «кровавую схватку» и в итоге вообще «отфрендил» его (раздаются аплодисменты — прим. Сиб.фм). Это о весёлом.

Теперь о грустном. Сценария, как я понимаю, не было. Если был, пусть мне его покажут. Искусство это или нет, говорить не буду. Например, Pussy Riot, о которых сейчас много пишут, это, на мой взгляд, не искусство, это такая публицистика своеобразная. «Богородица, Путина убери» — тут я совершенно согласен с посылом, но не с формой, в которой они это проделали. Так и здесь примерно.

Много картинок, которые не имеют никакого отношения к тексту. Сначала много-много дорог, потом много-много «говорящих голов», не хватает драматургии. Где в этом фильме кульминация, кто-нибудь может мне сказать? По-моему, её здесь нет.

Наталья Кузнецова, пресс-секретарь министерства культуры региона

Вокруг Артёма Лоскутова очень много шума. Я этого человека не знаю и сегодня впервые его увидела. Не знаю и его творений, но вижу большой резонанс.

О художественной значимости фильма. Простите, буду резка. Если человек талантлив, он талантлив во всём. Если бездарен... Не буду продолжать.

Я думала, вы, может быть, запоёте, будете танцевать или заваривать каким-то необычным образом чай — и талант всё-таки проявится.

В этом фильме я не увидела ни искры таланта, ни осознанной гражданской позиции, ничего. При этом я соглашусь: чувствуется, в глубине души у ребят есть боль — что вот такая история с нашей Сибирью, но рассказана она долго, нудно и невнятно.

13 тысяч рублей пожертвовано авторам через электронные кошельки на 14 марта 2012 года

Однако отрицательный результат — тоже результат. Мне на протяжении всего фильма было неинтересно, скучно, тоскливо и эстетически некомфортно, но вот эта некоторая импотенция, которая видна в творчестве и деяниях, она всё-таки заставляет задуматься: может, начнём уже сами что-то делать, может, дороги будем лучше строить?

Яков Самохин, председатель Новосибирского союза журналистов

Когда я просматриваю свои первые материалы, написанные почти 40 лет назад, понимаю, что они чудовищны. Вот просто чудовищны. Это я к тому, что всё приходит с мастерством, в процессе работы.

Публицистика ли это, искусство ли? Не знаю. В любом случае это акт деятельности гражданского сознания людей, беспокойство мятущихся от мерзостей окружающей действительности душ — за что авторам огромное спасибо.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!