Прибежище

 Кто и как строит в Новосибирске буддийский дуган  11.07.2014, 12:00
подходящие темы
Прибежище
Фотографии Романа Брыгина

У Бато ламы раскосые глаза и широкий нос. «ЛАма — это те животные, которые обитают в Южной Америке, ламА — это люди», — говорит он и громко смеётся. Восемь лет назад Бато приехал в Новосибирск по направлению из Агинского дацана, в 90-х занимался рэкетом в Чите. Корреспондент Сиб.фм побывал на строительстве буддийского дугана в Новосибирске.

За небольшим забором на улице Зелёная горка — три юрты и небольшой, ещё недостроенный дуган. Сюда в основном приходят выходцы из Бурятии, Читинской, Иркутской областей, Республики Тува и Калмыкии. Хотя есть и другие — те, кто заходят поесть настоящих бурятских бууз. Их нужно есть без вилки, сначала откусив краешек и выпив бульон.

— Чтобы сюда прийти, нужно быть буддистом?

— Необязательно, нужно быть просто человеком, — отвечает Бато.

В 2006 году местные буддисты написали письмо хамбо-ламе в Забайкальский край для того, чтобы в Новосибирск направили священника. На хорале приняли решение отправить Бато ламу.

В одной из юрт расположился храм с множеством буддийских предметов. Кроме Бато здесь находятся ещё один священнослужитель и специалист по тибетской медицине.

— Это ваджра и колокольчик, бумба, а это книги, — спокойным голосом объясняет лама. — Приходят люди со своими горестями, радостями, проблемами, желаниями. Каждое утро читаются службы. С точки зрения буддизма, нашу землю населяют не только видимые существа, но и невидимые. Им делаются подношения, чтобы они могли устранять некоторые препятствия. Допустим, кто-то захотел продать машину, но не получается и всё, хоть тресни, хоть заплачь.

— И к вам с этим вопросом можно прийти?

— Иногда приходят. Совершаем ритуалы, и человек удачно продаёт. Молодые девушки спрашивают, когда замуж выйдут. Почти каждый день.

— А водка зачем?

— Для подношения напитка хозяевам местности. Во время службы призывается существо, оно сюда приходит. Сначала угощаем его напитком, едой и начинаем просить.

— Как вы думаете, сколько буддистов в Новосибирске?

— Не менее десяти тысяч человек. В буддизме же нет такого: вот тебе крестик, рубашка, тебя зовут Пётр, ты теперь крещёный человек. Сам Будда же когда-то сказал, что прежде, чем принять моё учение, нужно его всесторонне изучить, то есть только в осознанном состоянии.

Большинство новосибирцев о существовании дугана не слышали или не знают, где именно он находится. Лама объясняет это так:

— Кроме тех, кто действительно хочет что-то узнать, есть же ещё люди не с совсем здоровой психикой. Мы как-то давно ещё объявление в газетке дали и понеслось. Всякий народ пошёл. Некоторые люди нахватаются верхушек, а основы нет, и поэтому с ума сходить начинают. Одна бабушка заявляла, что она шакти. В индийской кастовой системе это вторые люди после ракши. Ракши — цари, шакти — воины. Хотела нас защищать ото всех. Будданутые люди, мы так иногда говорим.

— Как вы сами пришли к буддизму?

— Это было в 94-ом году. Я в то время учился в пединституте в Чите. В 90-х город очень криминальным был. Каждый стремился стать бандитом, и всё этому способствовало: граница открылась, торговля с Китаем.

Я тоже в своё время рэкетировал китайцев. В один момент подумал: «А зачем это мне?»

Как раз в это время отстреливать стали таких людей, банды же между собой воюют.

— А как рэкетировали?

— Китайцы же торгуют. Приходишь, говоришь: «Ты на нашей территории, ты нам должен». Если они ничего не отдают, то есть пистолет. Конечно, у тебя каждый день деньги в кармане, любую одежду, которую захотел, можно у китайцев отобрать, любую машину. Потом появился шанс поступить в Агинский дацан, и я им воспользовался. Первый год вообще ничего не учили, смотрели — убегу или нет.

В 98-ом году Бато вручили диплом.

— Есть очень короткий ритуал очищения, — говорит Бато, поджигая порошок можжевельника. — Становитесь вот сюда и наклоните голову.

Юрта окутывается дымом. Лама что-то очень быстро читает. Три раза плюёт и снова продолжает читать.

— Для этого необязательно принадлежать к какой-нибудь вере, — смеётся он в конце ритуала. — Есть ещё обряд призывания души, когда у человека ощущение, что душа не на месте, всё время хочется плакать, кажется, что плохо всё, жизнь закончилась и так далее. Обряд, если человек заболел сильно.

Спустя полчаса уже в обычной зелёной майке ламу можно и не узнать. Строят здесь всё сами.

— Живём на подножном корму. Продаём буузы для поддержки штанов. Подношения делают прихожане, но на одном приходе не выживешь. По сравнению с мусульманами или христианами, прихожан совсем мало.

Дуган буддисты планируют достроить к концу лета.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!