Как и зачем

 Репортаж с «психотерапевтической» выставки молодых художников в Новосибирске  10 июня, 07:00
подходящие темы
Как и зачем
Фотографии Алексея Танюшина

В одном из домов в центре Новосибирска есть подвал, где находится мастерская Новосибирского отделения союза фотохудожников России. Летним вечером 4 июня к подвалу стеклась молодёжь, по всем признакам подпадающая под эпитет «творческая». Здесь открылась выставка «Всё, что мы хотели выставить, но не знали, как и зачем» о «мутных и таинственных переживаниях» молодых художников. Что это за переживания, как они и зачем, попытался выяснить корреспондент Сиб.фм.

Выставка готовилась в рамках лаборатории современного искусства «Не(о)академия». Кураторами выступили художник Константин Скотников и директор Томского филиала государственного центра современного искусства Вячеслав Мизин. Подготовка заняла три месяца.

Как рассказал Сиб.фм Константин Скотников, «Не(о)академия» — это, по большей части, практические занятия для художников. Также участники прошли один мастер-класс кёльнского концептуалиста Юрия Альберта и прослушали несколько лекций по современному искусству. Получившаяся в итоге выставка — это что-то вроде курсовой работы участников лаборатории.

18 человек ходят на занятия «Не(о)академии»

— В целом занятия представляли из себя любительские психотерапевтические сеансы, на которых мы пытались ответить, что движет художником, каковы его потребности и в человеческом плане, и в художественном смысле, каким образом воплотить это художественное копошение... Обнаружились большие проблемы, которые есть у молодых художников — психологические, социальные. В процессе создания произведений мы эти проблемы постепенно решали.

Искусство является и разрешителем проблем, и лекарем. Тело искусства принимает на себя все твои недуги, болезни, всё твоё недоумение.

Куратор здесь выступал этаким карманным Зигмундом Фрейдом, — говорит Скотников.

Работы получились в разных жанрах: здесь есть и живопись, и графика, и фотографии. Большое место на стене занимает инсталляция Екатерины Атамановой «Травматики» с расчленёнными кукольными руками и ногами. Напротив неё компактно расположились скандально известные Ленины Маяны Насыбулловой.

— А это что за персонаж? — спрашивает женщина, указывая на Ленина в голубой кофте и белой шапочке.

— Это Финн из популярного мультфильма «Время приключений», — поясняет Маяна, попутно доедая йогурт с клубникой.

— Я хочу добиться того, чтоб мне не нужно было взаимодействовать с людьми, в том смысле, чтобы мои произведения были самодостаточными. В этом произведении я исследовала тему детского травматизма, — рассказывает о своей инсталляции Екатерина Атаманова. — Мне многие говорили, что это мрачно, «ой, расчленёнка, расчленёнка». Я тут этого не вижу, наоборот, всё показано в игровой форме.

Несколько работ приехали сюда из других городов и стран. Так, архитектор Есберген Сабитов, ранее новосибирский, а ныне московский, прислал произведения с ногами «то ли человека, то ли художника». Художница Анастасия Бакушина отправила из Донецка фотографии детей, играющих на руинах Донбасса. Ещё одна наша землячка Екатерина Мудренко, которая сейчас работает в Вильнюсе, представила работу с Лениным в мавзолее.

В выставке также принял участие председатель Новосибирского отделения союза фотохудожников России Евгений Иванов. Он показал процесс фотосъёмки своего проекта, посвящённого сочинской олимпиаде.

— Мы хотели ребятам показать, как это делается. Самое удивительное качество этого проекта — то, что куратор с каждым участником обязательно разговаривает. Автор не просто принёс эти работы и сказал, что хочет их повесить. В этой ситуации есть образовательный момент, этакое «няньчанье». И мы как раз этого добивались: пусть приходит «сырая» молодёжь. У нас-то не до конца всё оформлено: это же искусство, оно таинственно и иррационально, это мистическая деятельность, — рассказывает Иванов.

— Здесь есть возможность попробовать про это поговорить, обсудить с куратором, и только потом эти работы показать. Приходят зрители, но они этих разговоров не знают. Думаю, в следующий раз будет интересно к работам прилагать описание автора и рецензию куратора.

Смотрю на работы композитора Ильи Ильдеркина, на которых изображён «сублимированный человек в облаках и низменный банан внизу», и не могу с ним не согласиться.

Какие же проблемы одолевают молодого художника? По словам Константина Скотникова, они находятся не только в финансовом поле, несмотря на то, что никакой особой поддержки в этом смысле не имеется.

— Гранты сами по себе есть, но каким образом они распределяются и отрабатываются — это тайна за семью печатями. Грант, во-первых, сложно получить, а во-вторых, его сложно отработать. Сложность не только в хорошем смысле, но и в плохом: выполнять чужую волю не каждый захочет. А это очень тонко организованные люди.

Сегодня молодые люди перенапряжены, в каком-то смысле растеряны. Несмотря на наш век коммуникаций и гаджетов, они находятся в специфической изоляции.

Часть не могут найти собеседников, круг общения, многие находятся в подавленном одиночестве, — утверждает Скотников.

Долженствование не прилагается к художнику, считает куратор. Художник — друг, товарищ и брат. Он нужный человек для общества. Но часто плохие люди представляют художника в плохом свете, делая вид, что он криминализированный элемент. Но всё он делает из лучших побуждений, хотя в чём-то он может ошибаться.

Художник — изначально не злонамеренное существо, а благонамеренное, при всех своих заблуждениях и замутнённости.

— А замутнённость почему? — задаётся Скотников риторическим вопросом. — Потому что есть силы, которые замусоривают сознание молодого человека. Куда деться от агрессивных фильмов, от рекламы, от компьютерных игр? Мы, наставники, должны являться определённого рода фильтрами, которые отделят нужное от ненужного. Выставка отражает неопределённость сознания начинающих художников: само название об этом говорит. Борцами за что, за какие идеалы они являются? Нет этих идеалов, а если есть, они суррогатные, навязанные медийными корпорациями, — подводит итог куратор.


Эротические опыты
новосибирских художников

По словам Евгения Иванова, всё, что происходит сегодня — это задел на персональную выставку для каждого участника, который получил опыт и в дальнейшем сможет действовать более осознанно.

В чём же смысл всего этого? Происходящее в двух новосибирских пространствах современного искусства — SoMA и 2SoMA — пока ещё выглядит очень наивно. Но в этом есть своя ценность: люди, которые еще не стали ремесленниками, пробуют свои силы и получают поддержку опытных кураторов. Посмотреть на результаты их совместной работы можно до июля. Потом в 2SoMA начнётся следующая выставка.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!