«Большой Аргиш»: Сияние Севера

 Чем удивил самый северный российский этнофестиваль  5.12.2016, 14:06

Полина Кузнецова
автор текстов, спецагент
подходящие темы
«Большой Аргиш»: Сияние Севера
Фотографии Марины Пешковой

В Норильске в канун наступления полярной ночи, 19 ноября, прошёл заключительный праздник самого северного российского этнофестиваля «Большой Аргиш». Корреспондент Сиб.фм побывал на фестивале, посетил чум, попробовал шурпу и поводил хоровод.

По дороге из аэропорта встретивший нас сотрудник оргкомитета фестиваля выясняет по телефону:

— Сколько тарелок под шурпу? Что, тарелок нет? А куда шурпу? В большие стаканы? Сколько нужно стаканов? Три тысячи?


Чуть менее шести месяцев составляет продолжительность самой длинной полярной ночи, на Южном полюсе

Я с уважением прикидываю количество и пытаюсь соотнести с общим числом населения Норильска. Получается процентов пять. Даже как-то не верится — чтобы пять процентов города пришли на заключительный праздник этнофестиваля, каким бы крутым он ни был. Цифра кажется преувеличенной. Но через день своими глазами видишь — так и есть.

«Аргиш» на языках народов Севера означает связку оленей, упряжку. Слово это присутствует в словаре всех пяти коренных этносов Таймыра. И означает, кроме всего, «жизненное» кочевье. То есть это понятие не только утилитарное, связанное с бытом, но и философское. Примерно то же, что и «дао» — путь. «Большой Аргиш» — подходящее название для большого этнофестиваля, проходящего в канун наступления полярной ночи, это встреча зимы и прощание с солнцем, которое появляется уже буквально на пару часов из-за горизонта.

«Большой Аргиш» проводится уже в четвёртый раз — впервые он состоялся ещё в 2010 году. Но впервые фестиваль организован и проводится с таким размахом: в этом году он состоит из четырёх тематических фестивалей: кулинарного «Аргиш-гурмэ» , фестиваля «Литературный Аргиш», фотофестиваля «Объективный Аргиш» и туристического фестиваля «Отпуск на Таймыре». В этом году фестиваль организован администрациями Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Норильска и Дудинки, более 70 партнёров и друзей фестиваля участвовали в его проведении. С начала ноября «Большой Аргиш» кочевал по Таймыру, чтобы 19 ноября завершиться грандиозным закрытием на Комсомольской площади Норильска, где с полудня до пяти вечера в режиме нон-стоп проходят на главной сцене выступления национальных фольклорных коллективов северных народов.

С полудня на главной площади звучит музыка, полно народа — и люди всё прибывают. Идут семьями, с детьми, везут на санках совсем маленьких, закутанных по глаза. Мороз несильный — минус 24 градуса, но попробуй провести на площади все пять часов! Даже если приплясывать в такт музыке возле сцены. Можно, впрочем, и греться: на площади работают несколько полевых кухонь, в меню — каша, та самая шурпа с мясом северного оленя, пирожки, горячий чай. Можно сделать отвлечься от концерта и пойти либо в музей Норильска, либо во Дворец культуры, где развёрнут туристический фестиваль.

Чуть поодаль — катания на оленьих и собачьих упряжках вдоль по Ленинскому проспекту. Аттракцион особым успехом пользуется у детей, естественно. Изюминка фестиваля — национальные чумы на площади и русский купеческий балок. В чумах хозяйки угощают горожан чаем с печеньем и конфетами, рассказывают и об устройстве самого жилища, и о том, как делать орнаменты на парке, и подробно объясняют, как шьётся сама парка.

— Парка шьётся вручную из оленьих шкур замши и оленьего меха. Шьётся вручную, вручную вышивается. Посмотрите, женщина, какой тонкий шов! Нитки тоненькие, из оленьих жил. Потому шьётся летом, при дневном свете. Парка у нас четырёх видов. Халат — чтобы в юрте ходить, вроде халата. Вторая — выходить на улицу. Третья — тёплая, зимняя. И четвёртая — помиральная, чтобы помирать в ней, шьётся из особого сукна. Бельё тоже из оленя, из тонкой замши.

Вот висюльки на женской парке — думаете, они просто так? Нет, они на самом деле должны быть тяжёлыми, чтобы осанку женщина держала, прямую спину, — рассказывает хозяйка чума.


От 3 до 8 метров —диаметр чума в нижней части. Историки считают чум первой формой искусственно создаваемого жилья

Чумы пользуются на площади невероятной популярностью — очереди в них не кончаются до самого закрытия. Меня жадно спрашивают после того, как я выныриваю из чума: «Ну как? Там тепло? Какая температура?» Оказывается, для многих, если не большинства жителей Норильска чум — такая же диковинка, как и для нас, обитателей других, более южных земель. Поэтому они стоят в очередях и с нескрываемым восхищённым интересом расспрашивают хозяек о секретах вышивания орнаментов, об их тайном смысле.

Хозяйка нганасанского чума шутит, показывая на орнамент, висящий внутри:

— Думаешь, чёрный квадрат Малевич придумал? Ничего подобного! Он у нганасан всегда был! Вход в никуда называется.

1915 — год создания работы Казимира Малевича «Чёрный квадрат», ставшей одним из самых известных произведений искусства

Подходящее название для самого известного произведения искусства. И ведь правда — в окружении орнамента, в центре композиции — он самый, чёрный квадрат.

Женщин больше всего интересуют узоры и орнаменты — а они в самом деле прекрасны.

— По орнаменту можно про женщину всё сказать: замужем она или не замужем, умелица или, наоборот, неумеха, сколько у неё детей, сколько оленей. Короче, это паспорт! — рассказывает им пожилая женщина в белоснежной, украшенной цветными геометрическими узорами парке.

Вообще на площади много людей в парках — и это не только члены этно-фольклорных коллективов, выступающих на сцене, сменяя друг друга четыре часа, но просто горожане. «Удобно, красиво, тепло», — смеётся обладатель такого наряда, молодой мужчина лет тридцати. Большинство зрителей с удовольствием фотографируется с артистами — а те не отказывают зрителям в этой радости.

Пожалуй, ещё один популярный «персонаж», с которым стремятся сфотографироваться все без исключения, и взрослые, и дети — чучело северного волка возле долганского чума. Оно пользуется не меньшей популярностью, чем детские деревянные олешки — аналог всеобщих лошадок. Тут же можно попробовать себя в другой северной игрушке — встать на чурбачки с верёвками и попробовать походить, будто на котурнах. Не так просто, надо сказать, как кажется на первый взгляд!

Праздник завершается большим театрализованным представлением, которое называется «Легенда о сильном человеке». В сюжете «Легенды» действуют все таймырские этносы — долганы, энцы, ненцы, эвенки, нганасаны и русские. По сюжету, появившемуся на свет новому человеку недоставало многих качеств, чтобы выжить на Севере. И поэтому каждый народ посылает ему своё животное — мамонта, волка, белого медведя, оленя — чтобы те наделили человека этими качествами: силой, терпением, стойкостью, мудростью и так далее. И только тогда этот новый человек станет по-настоящему сильным и будет способен жить и быть счастливым на Крайнем Севере.

Представление завершается двумя большими хороводами — одним на сцене, который водит ансамбль «Хэйро», а внизу, на площади, вместе со зрителями хоровод водит ансамбль «Таймыр».

Очень, надо сказать, мудрый сюжет.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!