Лента новостей

Предложить новость

Вокзал для двоих беженцев

Как вокзал превращается в театр и как буфетчица и случайные прохожие становятся героями спектакля
Рубрика: искусство

18.12.2017 00:00

Фотографии предоставлены пресс-службой театра "Глобус"

В Новосибирске показали спектакль-променад «Разговоры беженцев» по одноимённой пьесе Бертольда Брехта. Корреспондент Сиб.фм посмотрел постановку, побродил по станции «Новосибирск-Главный» вслед за героями, узнал, что такое театр вне сцены и послушал обсуждение границ современного театра на завтраке «Искусство в городе».

«Разговоры беженцев» в Новосибирске показывали в рамках XII Международного Рождественского фестиваля искусств, организатором драматической программы которого стал Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус». Номинант на премию «Золотая Маска», спектакль является проектом петербургского фестиваля «Точка доступа».

Новосибирск — четвёртый город после Санкт-Петербурга, Москвы и Челябинска, увидевший перфоманс.

Никакой привозной бутафории, декораций и костюмов — только привычная обстановка многоголосого вокзала со свойственной ему суетой, шумом и огромном количестве людей.

11 спектаклей в основной программе XII Международного Рождественского фестиваля искусств

Заранее для журналистов устроили технический прогон спектакля на вокзале. Каждому зрителю выдали аппаратуру: наушники и радиоприёмник.

— …в ресторане на вокзале города Хельсинки сидели двое и, время от времени опасливо оглядываясь, рассуждали о политике, — так начинается пьеса Брехта. Постановка петербуржцев же начинается с того, что в наушниках негромко играет музыка Густава Малера и звучат два голоса. Не сразу понятно, кому эти голоса принадлежат, где искать главных героев.

Роли случайно встретившихся немецких беженцев Циффеля и Калле исполняют актёр Максим Фомин и режиссёр спектакля Владимир Кузнецов. Зритель может следовать за ними, а может отстать, присесть отдохнуть в зале ожидания, выпить кофе или, увлёкшись подслушиванием чужого разговора, обнаружить себя в неожиданном месте. Герои же постоянно перемещаются по вокзалу, спускаются и поднимаются по лестницам, покупают продукты быстрого приготовления в киоске, чтобы перекусить, выходят покурить на улицу, на перрон.

И при этом — говорят. О концлагерях, о литературе, о свободе, о социализме, о сексе, о Гитлере, о выпивке, о детстве.


Театральный менеджер и историк музыкального театра — такие две специальности получил Константин Учитель в СПбГАТИ

— Забота о человеке в последние годы очень возросла, особенно во вновь возникших государственных формациях. Это вам не то что прежде, — о людях заботится государство. Великие личности, которые вдруг объявились в разных концах Европы, питают большой интерес к людям. Народу им надо много, на них людей не напасёшься, — рассуждают персонажи Брехта, двигаясь по коридорам.

Герои заигрывают со слушателями, привлекают к беседе случайных прохожих, прерываются, когда шум вокзала становится слишком громким. Зритель ощущает, что участники спектакля — не только актёры, но и он сам, а также буфетчица, продавшая Циффелю «Доширак», и женщина, которую герои разбудили своими разговорами, и мужчина, о чью сумку чуть не споткнулись.

Весь вокзал — это театр.

Смогли остаться самими собой

На брифинге с участием создателей спектакля и руководством вокзала после променада первым прозвучал вопрос, который возник, наверное, у всех собравшихся: о чём же спектакль?

— Если бы я знал, я бы его не показывал, — улыбаясь, разводит руками художественный руководитель постановки Константин Учитель, который вместе с другими зрителями следовал в наушниках за актёрами и не менее внимательно следил за происходящим.

Действительно, в двух словах и не расскажешь.

— Спектакль о тоталитарном веянии нашего времени.

Пьеса написана более 70 лет назад, и, как бы ни было странно, текст безумно актуален в сегодняшние дни. Самое ужасное, жалкое, обидное, что это так.


Бертольд Брехт написал свои две первые пьесы в 1919 году, находясь на службе в качестве военного санитара. К постановке их не приняли

Это нас кормит отчасти, но лучше бы нас кормили другие вещи. И о людях, которые смогли не растеряться, остаться самими собой, не купиться на соблазны, которых так много, которые оборачиваются потерей собственного достоинства, потерей коммуникационных навыков, — говорит актёр Максим Фомин.

Константин Учитель соглашается, что спектакль о становлении фашизма.

— Конечно, это о становлении фашизма, конечно, это о милитаризации. Конечно, это и о каких-то личных вещах: о категориях порядка и беспорядка, о свободе и несвободе. Главное — о том, что человек обязан своей головой думать. Есть то, что всех захватывает, это неизбежно. Но если у человека есть потребность самостоятельно мыслить, то это может спасти и его самого, и его страну, — добавляет он.

Можно было добавить бездомности

Спектаклю, сыгранному ранее на вокзалах двух столиц и Челябинска, было не совсем привычно оказаться в стенах новосибирского вокзала.

— Во-первых, вокзал «Новосибирск-Главный» огромный. Во-вторых, он очень красивый,
просто шедевр.

В-третьих, у нас предполагается, что зритель должен увидеть, с одной стороны, много красоты. И есть красота Финляндского вокзала, который мы очень любим. Есть красота Ленинградского вокзала в Москве. Есть безумно красивый вокзал в Челябинске. Но новосибирский вокзал вопиюще прекрасный. С другой стороны, нам нужно, чтобы мы видели живую жизнь с её проблемами. А здесь с этим как-то досадно. Можно было добавить бездомности какой-то. Всё как-то нормально, человечно. В этом смысле было трудно, — комментирует художественный руководитель.

Начальник станции «Новосибирск-Главный» Роман Рябикин в свою очередь поблагодарил создателей спектакля за выбор нашего вокзала и отметил, что хотя и очень много культурных мероприятий проводится здесь, но ничего подобного ещё не было.

— А с подготовкой проблем не возникло, постарались за несколько дней учесть все потребности и удовлетворить их, — поделился начальник станции.

До драки лучше не доводить

Правда, без некоторых подарков всё же не обошлось.

Подвыпивший посетитель буфета, где присели отдохнуть наши герои, громко возмутился и потребовал, чтобы вся процессия удалилась:
«Кто вы такие? Проваливайте все отсюда!»

С некоторым сожалением актёры удалились, чтобы не провоцировать конфликт.

— Это является неотъемлемым контекстом данного материала, — считает Максим Фомин. — До драки, конечно, лучше не доводить. Но это один из поводов, чтобы поговорить, произнести этот текст в сегодняшнем дне. Поэтому у меня скорее спортивный интерес, когда появляются такие оппоненты.

Ещё одним контекстуальным подарком стала и пресс-конференция президента, которую как раз смотрели в баре, откуда спектакль попросили.

— Но мы другого и не ждём, — говорят создатели «Разговоров беженцев».

В сайт-специфик все должны быть режиссёрами


Термин «сайт-специфик» появился в 80-х и относится к направлению современного театра, в рамках которого постановки идут не на традиционной сцене, а в городских пространствах

В рамках off-программы XII Международного рождественского фестиваля искусств на завтраке «Искусство в городе» в центре культуры и отдыха «Победа» обсуждали современный театр и, в частности, сайт-специфик — театр вне традиционной сцены.

Доктор искусствоведения, доцент РГИСИ, театровед и театральный продюсер Константин Учитель признался на встрече, что «Разговоры беженцев» — первый его постановочный опыт, который является спектаклем. Художественный руководитель поделился тем, насколько повезло постановке с составом.

— Про «Разговоры беженцев» обычно рассказывал Владимир Кузнецов. Актёр, здесь отсутствующий временно, Максим Фомин, которого вы видели на техпрогоне, и актёр Сергей Волков, которого нет в Новосибирске, потому что он сейчас участвует в премьере спектакля Юрия Бутусова «Гамлет», — все эти люди — режиссёры.

И когда занимались постановкой, мы обнаружили, что нас тут четверо режиссёров.
И это очень забавно.

А что касается сайт-специфического театра — так и должно быть: все должны быть режиссёрами. Максим сейчас ставит спектакль с Владимиром, уже без меня. Сергей ставит спектакли, Владимир ставит. Интересная у нас в этом смысле компания, — поясняет Константин Учитель.

К беседе подключается Владимир Кузнецов, режиссёр и исполнитель роли Калле.

— Я абсолютно убеждён, что всё, что есть, —
это театр. И вот сейчас тоже театр.


«4'33''» — трёхчастное сочинение американского композитора Джона Кейджа для вольного состава инструментов. Длительность произведения соответствует его названию

Мне кажется, театр, к большому моему сожалению, отстаёт от многих искусств. Малевич написал «Чёрный квадрат» довольно давно, Джон Кейдж «4'33''» — тоже давненько. А это же как раз вещи, доказывающие, что искусство везде. Потом Мандзони перевернул постамент и поставил весь шар на него. В этом смысле сайт-специфик — это попытка сделать что-то подобное, то есть донести определённый вид искусства до того статуса, когда это искусство занимает всё пространство, становится всеобъемлющим и начинает происходить везде. «Разговоры беженцев» — это же именно про то, что происходит вокруг, то есть это не про артистов, не про то, что они говорят, а про людей, которые здесь, на вокзале, живут, куда-то едут, откуда-то приезжают, — высказал своё мнение он.

Ещё одна прелесть сайт-специфического театра: основную часть актёров не нужно готовить.

— Вокзалы — это режимные объекты. И я очень удивляюсь, что люди позитивно на нас реагируют. В Новосибирске — просто поразительно, ну а в других местах — просто как-то нормально. Я это всё к тому, что мы говорим, что вот это — театр, а вот это — не театр; действительно, очень интересно, что вот здесь сидит некий человек. Этот человек играет роль этого человека.

У него всё по Станиславскому сделано, он зазернился (нашёл главное в роли — прим. Сиб.фм), у него сверхзадача, если у него спросить: «Кто твоя бабушка?» — он сразу ответит, он знает.

С актёрами работать надо, а тут всё сделано уже, — говорит художественный руководитель спектакля.

Как готовились «Разговоры беженцев»

Мысль поставить спектакль пришла в голову Константину Учителю ещё много лет назад и довольно долго обсуждалась с актёрами. Пока не родилась идея: нужно сделать это на вокзале.

— Сначала Константин Александрович очень много работал с парнями и с текстом в Репино, на заливе, они много встречались и читали, — рассказывает режиссёр. — Собственно, на вокзале мы провели до премьеры только около двух недель, но там были не каждый день и не целыми днями. Мы просто пытались найти какие-то соответствия между тем, что мы говорим и что происходит на вокзале. Огромное количество времени занимает изучение того, как тут люди живут, когда электрички приезжают и уезжают, и что это за люди. Когда приходят солдаты в зал, например, и когда они из него выходят, — у них это всё тоже по графику. Это важно. На Финляндском вокзале эта работа была очень большой. Это же пригородный вокзал. У нас с тех пор не было пригородных, всё междугородние, и поэтому много неожиданностей в Новосибирске, Москве и Челябинске. Мы не всегда готовы к тому, что поезд приедет, это сложно просчитать.

Люди на вокзале, по словам Владимира Кузнецова, обычно реагируют нормально на перфоманс, но иногда всё-таки везёт на происшествия:

— Были, конечно, всякие прекрасные случаи, и как артистов арестовывал полицейский, и как святой отец отбирал у меня флаг. Но это всё очень хорошо.

И в Новосибирске на техпрогоне была ситуация довольно замечательная с мужчиной, который был не готов к тому, что его будут снимать. И на вечернем показе человек очень распереживался из-за того, что флаг именно красный. Но это хорошо. Для этого всё и делается. И мы всегда очень рады, когда нам вокзал, жизнь ситуации подкидывают что-то, — вспоминает он.

В своём пространстве

50 путей на вокзале "Новосибирск-Главный"

В пьесе Брехта затрагивается тема интеллигенции, людей, чья задача — думать, осознавать происходящее. В постановке высказываемые вслух философские мысли заметно резонируют с реальностью, с пространством вокзала.

Константин Учитель рассказывает, что на Ленинградском вокзале они вообще ничего искусственно не должны были создавать.

— Там заходишь вниз, и в одном ларьке продаются такие совершенно жуткие куколки, и рядом холодное оружие, кинжалы — и это всё происходит в подвале, где камера хранения. То есть ты уезжаешь — не забудь, братишка, затарься. А здесь социальная среда гораздо более гармоничная, даже выступающий человек — я скорее на его стороне, потому что он приехал с вахты и не хочет, чтобы его камера снимала, в своём праве. В Москве же, а в Питере тем более, уровень сумасшествия зашкаливает, огромное количество просто неадекватных людей, — они вовлечены в процесс, — отмечает Учитель.

Создатели спектакля утверждают, что ни в коем случае никого не провоцируют.

— Вот один раз Максим тут покушает, — показывает на видео Константин Учитель, — это один из самых выдающихся российских актёров своего поколения, мне кажется, — потом он один раз становится на стул и читает Гейне. Мы, в общем-то, незаметны. Кроме этого факта, как сумасшедший читает стихотворение, мы ни разу не выпираем. Если с камерами не ходят, то практически никто не замечает, что происходит. И это для меня — одно из главных содержаний этого спектакля. Мы здесь в своём звуковом и интеллектуальном пространстве. А кругом нас люди, и мы — вместе с ними, безусловно, мы не дистанцированы от них. Мы вместе с ними в одном зале ожидания, но у них нет ушей, и они не воспринимают это всё как единый звучащий континуум. А мы надели наушники, у нас там музыка Густава Малера, и сразу попали в другой континуум, и всё это пространство для нас вдруг зазвучало.

Этот вокзал потрясающий, он гениальный, но люди же не понимают, что они сидят в гениальном пространстве. И если они вдруг начинают понимать — это, по-моему, здорово.

В Новосибирске спектакль слабее получается


«Разговоры беженцев» были опубликованы впервые в 1961 году в ФРГ

Художественный руководитель сетует: если бы удалось подольше задержаться в Новосибирске, «Разговоры беженцев» получились бы совсем другими. На Финляндском вокзале создатели спектакля подробно изучили ритм происходящего; здесь же пришлось подстраиваться.

— Мы всех на вокзале знаем. Они нас тоже знают. И в этом есть своя неприятность, потому что сначала мы не могли понять, что к нам все привыкнут. А там же очень интересно — там нищие, которые в каких-то связях со службой охраны состоят. И вот ты чётко знаешь этот ритм: ну например, там есть такая сценка: в пятницу вечером всегда появляется семья, очень интеллигентная такая, благополучная, и девочка 12 лет с сачком в зелёном платье.

Сделать это в театре — только Виктюк может себе такое позволить.

Мы понимали, что где и что к чему, и выстраивали мизансцены. А все остальное — и Москва, к сожалению, и, конечно, Челябинск, и Новосибирск — это просто адаптация в полевых условиях, мы просто пытаемся показать принцип, а каких-то глубоких вещей не получается, — рассуждает Константин Учитель.

Кроме того, художественный руководитель вспомнил отца Виктора, который тоже стал героем спектакля.

— И отец Виктор — за ним столько правды, если бы я такого отца Виктора сделал, мне бы сказали, что я веду антирелигиозную пропаганду. Сделать невозможно; это человек, в котором какая-то ядрёная своя правда есть, вот знаете, такой характерный тип есть в литературе XIX века — поп-расстрига.

Он такой полусвященник, полу — нет, он и курит, и выпивает, и всё время о грехах что-то говорит.

И он к Владимиру с флажком просто прикипел невероятно. Сделать такое нельзя, а вот он — живой и есть, всегда сидит в детском зале на Ленинградском вокзале, там живёт. Он у нас и играет свою роль. В Новосибирске спектакль слабее получается.

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
02.08.2018
Призы за здоровое питание

Постоянная покупательница сети «Пятёрочка» из Новосибирска стала обладательницей автомобиля...

Image
01.08.2018
Ставим амбициозные задачи

Кандидат в губернаторы Новосибирской области встретился со своими доверенными лицами...

Image
31.07.2018
Футбольные страсти и никакой пропаганды

О футбольной лихорадке, поисках русской водки и впечатлениях иностранцев от ЧМ...

Image
30.07.2018
Стать киприотом

К чему готовиться тем, кто задумал обосноваться на Кипре и получить заветный паспорт...

Image
27.07.2018
Тысячи идей и предложений

В Новосибирской области подвели первые итоги сбора предложений в стратегию развития региона...

Image
26.07.2018
Искусство по правилам и без

Один день из жизни солиста НОВАТа — пение, постановки, маркетинг и снова пение...

Популярное

Image

Ожидание VS реальность: неудачная стрижка довела сибирячку до полиции

Image

За неожиданную беременность женщина отсудила деньги в Новосибирске

Image

Срочно регистрируйте дачу

Image

Убийством жены и ребёнка отметил семейный праздник иркутянин

Image

«Стоял и плакал»: кондуктор выгнал из автобуса восьмилетнего мальчика

Image

Сбежавший из дома попугай связался с голубями и летает по Барнаулу

Image

Парень и девушка разбились в тройном ДТП в Новосибирске