27 марта в зале имени Каца состоялось концертное исполнение оперы «Тангейзер» Вагнера, считавшееся чуть ли не ключевым событием VI Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина. Его участники снискали довольно продолжительные овации публики, количество которой, правда, к концу действия заметно сократилось. Специалисты считают, что из студенческого оркестра и солистов действительно удалось выжать максимум возможного, что ещё не означает, что их выступление соответствовало академическому уровню Транссибирского фестиваля, а также не отменяет несколько этических проблем.
Во-первых, организаторы фестиваля почти неделю утаивали информацию о том, что в проекте не будет принимать участие главный инициатор проекта – Дмитрий Юровский, а потом от исполнения партии Елизаветы была довольно бесцеремонно отстранена его супруга Любовь Стучевская. А во-вторых, публика оказалась лишена лучшего фрагмента оперы, не услышав знаменитый хор пилигримов, без которого «Тангейзер» – все равно, что «Кармен» без Хабанеры.
Живой метроном
Заметно, что руководство консерватории, в отличие от некоторых слушателей, не демонстрирует абсолютного восторга от выступления студентов при исполнении оперы Вагнера. Исполняющая обязанности ректора Жанна Лавелина в своём блоге была аккуратна в выражениях, отмечая, что исполнение «Тангейзера» станет «незабываемым опытом» для её подопечных, которые «вынесли на сцену достойный уровень владения сложнейшей партитурой». Не менее осторожны другие руководители Консерватории имени Глинки. «"Тангейзер" в рамках Транссибирского Арт-фестиваля состоялся», – констатировала проректор по творческой работе консерватории Наталья Санникова, благодаря дирекцию Транссибирского Арт-фестиваля «за доверие молодым музыкантам».
Из студенческого оркестра Новосибирской консерватории удалось выжать максимум
Но на пресс-конференции перед концертом Жанна Лавелина говорила о совсем ином. Она завела речь о том, что «Тангейзер» был нелюбимой оперой Рихарда Вагнера, словно ища оправдание в отношении композитора к своему детищу. Ей вторили другие участники пресс-конференции. «Эта опера очень неудобная в плане исполнительства, – говорил приглашённый из Большого театра дирижер Дмитрий Крюков, как бы подтверждая, что концертное исполнение в Новосибирске рождается в муках. – Но ребята будут стараться искренне».
Дирижер Эльдар Нагиев совершил подвиг в качестве репетитора «Тангейзера»
Концерт, прежде всего, удивил тех, кто ещё накануне уверял, что проект чуть ли не разваливался на глазах. «Из студенческого оркестра удалось выжать максимум», – говорили одни, рассказывая, какой подвиг совершил в качестве репетитора дирижёр Эльдар Нагиев, лично расписавший музыкантам аппликатуру для каждого инструмента оркестра. «Ребята прыгнули выше головы», – говорили другие, которые были свидетелями, как на репетициях оркестру не удавалось связать музыкальный материал Вагнера в единую ткань. Какими усилиями дирижёру из Большого театра Дмитрию Крюкову всё это удалось, остаётся только догадываться. Но все видели, как на концерте он превратился в живой ходячий метроном, видимо, отсчитывая такт, чтобы никто не сбился с ритма.
Сопрано Ирина Новикова как по маслу вошла в роль Елизаветы
«Очень удачными оказались некоторые замены исполнителей, – подчёркивали третьи, отмечая, что как по маслу вошла в роль сопрано из оперного театра Ирина Новикова, которая в ходе выступления просто затмила всех приглашенных исполнителей. – Однако это не означает, что такой проект нужно было обязательно реализовывать в рамках Транссибирского арт-фестиваля. Концертную постановку "Тангейгера" можно было с успехом осуществить в филармонии в любое время, учитывая, что Новосибирский театр оперы и балета калёным железом выжигает оперный жанр из своего репертуара».
Опера с непростой судьбой
Помимо чисто исполнительских, на проект накатили и другие проблемы. Ещё в середине позапрошлой недели стало известно, что из-за проблем со здоровьем в концертном исполнении оперы Вагнера не сможет принять участие Дмитрий Юровский. Музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета выступил главным инициатором и идеологом начинания, считая, что «Тангейзер» в Новосибирске незаслуженно приобрёл славу «скандальной» оперы.
Хоровая капелла новосибирской филармонии исполнила лишь несколько тактов бессмертного Хора пилигримов
Четыре года назад постановка оперы, которую осуществил режиссёр Тимофей Кулябин, буквально потрясла не только театральный мир страны, но и стала предметом шумной общественно-политической дискуссии о свободе творчества. Постановка, где вместо героя-певца был выведен кинорежиссёр, снимающий фильм о тайной жизни Иисуса Христа, стала предметом судебных разбирательств, а позже привела к громким кадровым решениям. В результате Министерство культуры России уволило директора театра Бориса Мездрича, а на его место был назначен в тот момент возглавлявший Михайловский театр Санкт-Петербурга Владимир Кехман, который, ничтоже сумняшеся, снял оперу «Тангейзер» из репертуара театра.
«Я хотел бы сказать – постановка ведь тут ни при чём, – говорил Дмитрий Юровский в интервью, которое дал буквально накануне. – Спектакль – это искусство, он может нравиться или нет. Всё остальное – политические оценки, которые к искусству отношения не имеют». Дирижер подчёркивал, что «Тангейзер» – опера с очень непростой судьбой, которую не только Русская православная церковь, но и Ватикан до сих пор не рекомендует ставить. «За последние 15-20 лет существует порядка 20 постановок, которые в толерантной Европе не дожили даже до второго спектакля, – отмечал Дмитрий Юровский. – Так что,
вполне возможно, идея новосибирского оперного театра начать свои отношения с Вагнером именно с "Тангейзера" была не самой удачной».
Но в своём интервью музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета ни словом не обмолвился о том, что по состоянию здоровья не сможет принять участие в концертном исполнении оперы Вагнера. Хотя слухи об этом уже довольно активно фигурировали. Вопрос о заменах в «Тангейзере» вполне закономерно мог бы прозвучать в четверг, 21 марта, на пресс-конференции, которая предваряла открытие фестиваля. Трудно сказать, что бы могли на это ответить организаторы Транссибирского Арт-фестиваля. Тем более что Любовь Стучевкая, которая изначально должна была исполнять партию Елизаветы, узнала о том, что она снимается с проекта только следующим вечером. При этом певицу особенно возмутило, что это было сделано без объяснения причин, если не считать причиной тот факт, что она является супругой дирижёра, затеявшего проект.
Оперативное вмешательство
Внятное объяснение ухода двух участников проекта Транссибирский арт-фестиваль дал только за пять часов до концерта. «Мы приняли просто человеческое решение, даже учитывая готовность Любови Стучевской спеть, – заявил директор фестиваля Олег Белый – Честно говоря, если кому-то из моих близких предстояло бы тяжелое оперативное вмешательство, я бы не сидел сейчас на этой пресс-конференции, а если бы сидел, то мои мысли были бы в другом месте».
Исполнение концертной версии «Тангейзера» балансировало на грани срыва
Стоит отметить, что информация о замене исполнителей появилась на сайте фестиваля в субботу, 23 марта. Но широкая публика узнала об этом из аккаунта арт-фестиваля в социальных сетях, где заметка об этом появилась почти в полдень понедельника. Естественно, что всё это время продажи билетов не прекращались, а рекламные плакаты сообщали, что дирижёром концерта остаётся Дмитрий Юровский.
Если в начале позапрошлой недели количество проданных билетов не превышало 300, что могло стать серьёзной причиной для отмены выступления, то утром, накануне мероприятия, их было продано уже более 700. Столпотворение на входе в концертный зал имени Каца, которое наблюдалось перед началом, свидетельствовало, что ожидается аншлаг. Но почти сразу выяснилось, что немалую часть публики составляют студенты консерватории, рассевшиеся в проходах балкона, а вот после перерыва зал заблестел проплешинами кресел.
Без главного деликатеса
«Постановка "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы балета четыре года назад была большой ошибкой его художественного руководства, – говорил на пресс-конференции художественный руководитель новосибирской филармонии Владимир Калужский. – Опера Вагнера так деформировала облик нашего театра, что теперь его трудно узнать. Но спектакль сняли, а мы даже не успели оценить степень совершенства его музыкального воплощения».
Только вопрос о том, насколько исполнение «Тангейзера» на Транссибирском Арт-фестивале смогло показать музыкальные достоинства произведения Вагнера, остался открытым. Изначально предполагалось, что версия, подготовленная Дмитрием Юровским, будет довольно существенно купирована, но что это будет сделано довольно решительно, никто не ожидал. Из оперы фактически изъяли половину первого действия, где главный герой встречается с бывшими друзьями-миннезингерами, склоняющими его принять участие в состязании певцов в Вартбурге.
Ребята из Новосибирской консерватории, исполнив «Тангейзер», прыгнули выше головы
«В первом действии Дмитрий Юровский, создав свою версию на основе дрезденской и парижской редакций оперы, отставил в первом акте только сцену в Гроте у Венеры», – объяснял Дмитрий Крюков, не скрывая, что купюры будут и в других актах. Сокращения оказались довольно заметны и существенны. Новосибирцы в очередной раз оказались лишены главного деликатеса оперы Вагнера – хора пилигримов из третьего акта, где во всей своей чистоте представлен главный лейтмотив оперы.
Четыре года назад Тимофей Кулябин заставил звучать этот фрагмент из-за кулис, представив хор иллюстрацией галлюцинаций главного героя. Тогда из-за новаций режиссёра публике не суждено было почувствовать драматизм этого кульминационного момента произведения Вагнера. Как не запомнится он нынешним посетителям концертного исполнения. Хоровая капелла новосибирской филармонии, которая, по некоторым сведениям приступила к репетициям чуть ли не за неделю до представления, осмелилась исполнить лишь несколько тактов этого бессмертного эпизода, оставив в недоумении специалистов и продвинутых любителей. Ведь без хора пилигримов «Тангейзер» – как опера «Навуходоносор» без хора пленных евреев, а «Кармен» без Хабанеры.