Голливудские блокбастеры XXI века зачастую касаются актуальных тем: проблем мигрантов, войн за ресурсы, терроризма. Даже кинокомиксы не могут обойтись без намёков на политическую ситуацию в мире. Но иногда в прокат выходят развлекательные фильмы, в которых нет второго дна. Кинообозреватель Сиб.фм анализирует две недавние премьеры, созданные лишь для того, чтобы увлечь или напугать зрителей.
Примат восторга над смыслом. «Конг: Остров черепа»
284 миллиона рублей составили кассовые сборы фильма «Конг: Остров черепа» в первый уик-энд проката в России
«Конг: Остров черепа» — особенно пугающий монстр современной киноиндустрии. Это одновременно и очередной вольный ремейк истории о Кинг-Конге, и вторая часть новой франшизы MonsterVerse. Первый фильм киносериала — «Годзилла» трёхлетней давности, которую снимал Гарет Эдвардс. До этого он режиссировал единственный малобюджетный фильм про инопланетян — «Монстры». В выборе студией постановщиков видится некая закономерность: «Конг: Остров черепа» доверили Джордану Вот-Робертсу, поставившему до этого только один полнометражный фильм — приключенческую комедию «Короли лета».
1973 год. Война во Вьетнаме и холодная война. Вокруг планеты вертятся спутники — на карте в скором времени не останется белых пятен. Именно благодаря фотографиям из космоса американские учёные узнают о существовании большого неисследованного острова в Тихом океане.
Правительство решает отправить туда команду исследователей и военных — только чтобы коммунисты не оказались на месте первыми.
Композитор «Конга» Генри Джекман в 2014 году за работу над фильмом «Капитан Филлипс» получил от Британской академии кино и телевизионных искусств премию имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
Многочисленный отряд героев, роли которых исполняют именитые голливудские актёры (тут и прошлогодняя номинантка «Оскара» Бри Ларсон, и джармушевский вампир Том Хиддлстон, и любимец братьев Коэн Джон Гудман, и наконец, Сэмюэл Л. Джексон), отправляется в путешествие. Тропики встречают людей недружелюбно: здесь живёт не только гигантская обезьяна, но и жуткие ящеры, которые лезут из дыр в земле (фильм использует фантастическую теорию полой Земли, на которой, к примеру, основал свой роман «Плутония» советский фантаст и геолог Владимир Обручев). Настоящий затерянный мир. И всё его многообразие служит одной цели — развлечь зрителя.
Да, «Конг: Остров черепа» отсылает к классическим американским картинам про войну во Вьетнаме (ряд кадров, например, беззастенчиво копирует «Апокалипсис сегодня» Копполы), а оператор Ларри Фон пользовался уникальным анаморфическим объективом и плёнкой, благодаря чему фильм выглядит приветом из 70-х. Кроме того, большинство сцен с людьми снимали не на фоне зелёного экрана, а в настоящих лесах Вьетнама и на Гавайях. Но по большому счёту вся эта красота крайне мало значит. Главное здесь — это монстры.
То, что вы запомните после просмотра — это самец гориллы ростом с десятиэтажный дом, который разламывает на куски военные вертолёты, пока за кадром звучат Black Sabbath.
И это по-своему прекрасно.
Здесь всё очень яркое и громкое: кажется, ещё немного, и клиповый монтаж начнёт нервировать, а огромные пауки и ящеры утомят. Безусловно, предыдущая версия истории о гигантской обезьяне была ещё более монструозна: Питер Джексон даже в 14 минут дополнительного материала к своему «Кинг-Конгу» умудрился запихнуть бестиарий, состоящий из бешеного носорога, подводного монстра и птеродактилей, — но её всё же ставил Питер Джексон.
«Конг: Остров черепа» — непроходимо глупый и разнузданный блокбастер-лубок, стёб, сделанный почти за 200 миллионов долларов.
Удивительно то, что его глупость не раздражает!
10 фильмов с участием образа Кинг-Конга увидело человечество начиная с 1933 года, когда вышел фильм его «отцов» — режиссёров Мериана Купера и Эрнеста Шодсака
Дело в том, что фильм рефлексирует и иронично комментирует сам себя — это не ново, но это работает. Картонные герои «Острова черепа», осознающие абсурдность и тупость происходящего вокруг, кажется, развлекаются вместе со зрителями (поговаривают, что российский дубляж, не учитывающий ироничного настроения картины, здорово подпортил зрителям впечатление). Становится ясно, зачем в проект пригласили всех этих хороших актёров — для того, чтобы сыграть абсолютно и непроходимо стереотипных персонажей, тоже нужен талант.
Не красна жизнь днями, а красна делами: «Живое»
На Международной космической станции живёт и работает группа исследователей, состоящая из американцев Дэвида и Роя (Джейк Джилленхол и Райан Рейнольдс), британцев Хью и Миранды (Эрион Бакаре и Ребекка Фергюсон), японца Шоу (Хироюки Санада) и мудрой русской женщины-капитана с говорящей фамилией Головкина (Ольга Дыховичная). Из космоса на МКС возвращается автопилотируемая капсула с марсианским грунтом — специалисты принимаются за исследования и находят в одной из проб одноклеточный организм.
Пока космонавты и жители Земли празднуют открытие внеземной жизни, марсианская инфузория, которую назвали Кэлвином, стремительно развивается. Поначалу пришелец вполне дружелюбен — он только ползает в своей персональной чашке Петри. Но со временем пристальное внимание людей ему откровенно надоедает.
Кэлвин, у которого уже отросли щупальца, выбирается на волю и принимается уничтожать экипаж с особой жестокостью.
Шведский режиссёр чилийского происхождения Даниэль Эспиноса в Голливуде работает недавно. Однако он уже успел посотрудничать с настоящими звёздами: в его шпионском боевике «Код доступа: Кейптаун» одну из главных ролей исполнил Дензел Вашингтон, а в провальном триллере о советском маньяке «Номер 44» можно увидеть сразу Тома Харди, Венсана Касселя и Гари Олдмана. Однако дело в том, что Эспиноса питает страсть к «клонированию» расхожих приёмов, поэтому знаменитые актёры — это чаще всего единственное, чем примечательны его проекты. «Живое» — это тоже фильм, который ни разу не выходит за рамки ранее виденного. Но, возможно, это не так уж и плохо?
Значение кельтского имени Kelvin можно перевести на русский как «сын узкой реки»
Как Кэлвин мутировал из дружелюбного морского гребешка в чудище с щупальцами, так и утопическое будущее «Живого» превращается в антиутопию: как только пришелец вырывается за рамки контролируемого эксперимента, члены команды МКС становятся не героями-первооткрывателями, а угрозой для человечества. Согласно протоколу, космонавты не могут вернуться на Землю, пока не уничтожат Кэлвина. Загвоздка заключается в том, что он, кажется, неуязвим: его не берёт ни огонь, ни вакуум (стоит признать, герою Мэтта Дэймона из «Марсианина» очень повезло, что он просто выращивал картошку и не осуществлял никаких лабораторных манипуляций с марсианским грунтом).
После действительно выдающегося побега инопланетянина фильм превращается в программу по заявкам: аттракцион с рискованным выходом в открытый космос, сцена самопожертвования, сентиментальная сцена. Пришелец охотится за цветом голливудского кино и между делом создаёт на станции проблему за проблемой.
Сценаристы натянуто объясняют, какой прибор Кэлвин испортил на этот раз, и двигают сюжет вперёд с помощью совпадений и озарений, только нагромождая несуразицы.
«Умное. Сильное. Бездушное» — слоган фильма «Живое»
Цельное произведение с драматургией из «Живого» отчаянно не складывается. Но так ли это обязательно? Это хоррор, а не научная фантастика! К тому же, ритм выдержан: Кэлвина показывают столько, сколько нужно, чтобы он продолжал держать зрителей в нервозном тонусе. Саспенса добавляет и то, что монстр быстро растёт — неясно, какого размера его щупальца будут при каждом следующем появлении. Сцены без Кэлвина тоже немного пугают (потому что с каждым разом всё труднее слушать очередной вымученный диалог).
Так или иначе, благодаря опыту постановщика и профессионалам в кадре, «Живое» выглядит очень живо. Даже несмотря на десяток сюжетных совпадений и программные речи от героя Джейка Джилленхола, когда-то воевавшего на Ближнем Востоке. Попытки сценаристов добавить в фильм актуальности и злободневности проваливаются, и это замечательно: мы-то с вами знаем, что главное здесь — это монстр и те, кого он пожрёт в замкнутом пространстве ради нашего развлечения.