Лента новостей

Предложить новость

Никто не водится со мной

13 номинаций на «Оскар»: хоррор-лавстори немой уборщицы и амфибии
Рубрика: культура

26.01.2018 12:29

Иллюстрация Антона Разуваева

Гильермо дель Торо — мексиканский кинорежиссёр и сценарист, питающий страсть к монстрам («Лабиринт Фавна», «Тихоокеанский рубеж»). Кинотеатры начали показ нового фильма дель Торо «Форма воды», который уже удостоился награды Венецианского фестиваля и пары «Золотых глобусов». Кинообозреватель Сиб.фм объясняет, почему взрослая сказка про любовь человека и рыбы останется в истории кинематографа.

Начало 1960-х, США, город Балтимор. Немая сирота Элайза Эспосито (Салли Хокинс) живёт в небольшой квартирке над кинотеатром и работает уборщицей на засекреченном научно-военном объекте. У неё не очень много друзей — чернокожая сослуживица Зельда (Октавия Спенсер) и сосед-художник Джайлс, скрывающий свою нетрадиционную ориентацию (Ричард Дженкинс).

12 недель заняли съёмки фильма

Привычный порядок вещей нарушается, когда в лабораторию доставляют пойманное в Южной Америке существо — то ли рыбу, то ли человека. Элайза проявляет к нему интерес, существо отвечает девушке взаимностью. Однако в разумности ихтиандра сомневается полковник Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) — он не прочь вскрыть и изучить его.

Судьбой подопытного интересуются и советские шпионы (фамилия одного из них звучит до боли родной — Михалков).

«Форма воды» Гильермо дель Торо — это, конечно, авторское кино. Благосклонное к зрителю, по-блокбастерски красочное и яркое, обладающее ясной драматургией, но вместе с тем достаточно брутальное и включающее в себя множество любимых мотивов режиссёра. Смелость замысла и воплощения отметило жюри Венецианского фестиваля, наградив «Форму воды» «Золотым львом» — статуэткой, ранее достававшейся Куросаве, Тарковскому и Антониони.


На то, чтобы облачиться в костюм существа, у Дага Джонса каждый день уходило по три часа

«Форма воды» — потомок американских фильмов 1930-х, 1940-х и 1950-х годов, виденных мексиканцем Гильермо в юности («Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Создание из Чёрной лагуны»). Пусть первые сцены об одинокой жизни Элайзы и навевают воспоминания скорее об «Амели» Жана-Пьера Жёне, затем «Форму воды» захлёстывает американской эстетикой середины XX века. Интерьеры и иные приметы эпохи, утопающие в аквамарине, созданы с поразительным вниманием к деталям.

Сценарий дель Торо и Ванессы Тейлор представляет собой сад расходящихся тропок. История романтической связи неизвестного науке существа и безмолвной девушки — лишь один из элементов произведения. «Форму воды» можно посмотреть и как новую версию мелодрамы о красавице и чудовище, и как колоритную ретрофантастику, и как шпионский триллер с элементами хоррора — варианты равноценны. Мощь сценария таится не только в сюжетной многослойности, хлёстких диалогах, смелых сценах и изящном религиозном финале: в конфликте начальника охраны и уборщицы проглядывается общечеловеческая проблема, исконное столкновение «нормальности» и «неполноценности».

На стороне Элайзы и амфибии те, кого общество считает ущербными, — гомосексуалист и чернокожая женщина.

9 месяцев ушло на создание внешнего вида амфибии

Антагонист прописан в сценарии ничуть не хуже протагонистов. Майкл Шеннон в уже привычном амплуа отыгрывает одного из самых убедительных своих злодеев. Его герой, начальник охраны лаборатории Ричард Стрикленд, живёт внутри воплощённой американской мечты: дома его ждут жена и двое детишек, к которым он поедет на сизом кадиллаке. Чтящий Господа Стрикленд — уважаемый член общества с «правильным» цветом кожи и одобряемыми сексуальными предпочтениями, яркий представитель той сказочной великой Америки, что так хочет вернуть президент Трамп. Проблема заключается в том, что по совместительству герой Шеннона — маньяк-психопат с замашками местечкового диктатора. В общем, характерный для фильмов Гильермо дель Торо персонаж, прообраз которого мы видели, например, в «Лабиринте Фавна».

Изобретательность и натуралистичность некоторых сцен не отменяет доброты и сентиментальности дель Торо:

«Форма воды» — гуманистическое произведение, в котором фигурируют межвидовой секс, избиения и травматические ампутации, а также аллюзии на Ветхий Завет.

Некоторая наивность фильма отсылает к киноклассике, авторы которой не боялись показаться слишком страстными и эмоциональными. Дель Торо — идеалист, который позволяет себе говорить громче и прямолинейнее, чем сегодня принято. Возможно, благодаря этому «Форма воды» и останется в истории кинематографа.

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
26.12.2018

Соблазниться и стать свиньёй

Под видом новогодней комедии притаили...

Image
18.12.2018

Новосибирская опера теряет голос

Солистка НОВАТа Ирина Чурилов...

Image
10.12.2018

Театр балета и банкета

Способна ли сцена оперного театра «простить» нефо...

Image
30.11.2018

Отвалиться назад в будущее

Инициатива о снятии с Академгородка стату...

Image
14.11.2018

Премьера «Первого»: время ожидания истекло

«Первый теа...

Image
06.11.2018

Мойте руки и к столу: новосибирцев стали кормить во время спектаклей

Зрителей на ужин ждут сваренные картофель, свёкла, яйца, морковь и друг...

Популярное

Image

В Новосибирске мать оставила ребёнка одного в квартире на всю ноч...

Image

Тело Ирины Синельниковой найдено в Кемеровской области

Image

Ведутся активные поиски: бердчанка уехала продавать машину и проп...

Image

Пропавшая бердчанка задушена покупателями автомобиля

Image

В Омске на улице нашли годовалого ребёнка

Image

Полицейские нашли мать оставленного в новосибирской квартире ребё...

Image

Обвиняемых в убийстве бердчанки Синельниковой арестовали на два м...

Image

Закрыли уголовное дело по хирургу, лишившему ребёнка части генита...

Image

Около 200 человек ищут пропавшую бердчанку в ночном лесу

Image

Линию Новосибирского метрополитена планируют достроить к 2023 год...

Image

Эксперты озвучили причину смерти бердчанки Синельниковой

Image

Школьный психолог требует деньги с мамы синеволосой бердчанки

Image

Новосибирский театральный секс-символ женился