Остатки былой роскоши

Новые реалии жизни заставляют буквально каждого что-то поменять в своих планах

31.03.2020 10:01

Фото автора и с сайта transsiberianfestival.com

Каждый день мы следим за новостями, а жизнь условно разделили на «докарантинную эпоху» и «коронавирусное время». Ряд крупнейших мероприятий, запланированных в Новосибирске, отменили, перенесли либо изменили формат. К ним относится и Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина.

Традиционно организаторы планировали провести его с размахом. И до последнего момента рассчитывали, что хотя бы с изменённым составом солистов, которые находятся в пределах нашей страны, а не за границей, несколько концертов состоятся в залах, заявленных в афишах. Но увы, и этому не суждено было сбыться. Точнее, некоторые выступления можно было увидеть онлайн – 25, 26 и 28 марта. Но в пустом зале имени А. Каца, без зрителей. Насколько это получилось удачно – судить слушателям. Мнения их разделились: кто-то посчитал, что исполнители не были готовы к такой форме концертов и выступления получились «похоронными», кто-то, наоборот, отметил, что такого рода концерты имеют задачу объединяющую, что отклик от музыки был живым и настоящим, хоть и по ту сторону экрана. И неважно, в пустом это было зале или нет. Артисты играли вопреки депрессии, хотя, конечно, тоже рисковали, находясь на сцене в количестве более 100 человек, что противоречило установленным правилам карантина. Эта ситуация выглядела более чем странно, будто музыканты имеют девять жизней и они должны в любом случае выступить, а порядок карантинных мер, установленный властями, на них не распространяется.

Тем более контрастными, как бриллиантовые брызги от фестиваля, были мастер-классы в серии «Общайся со звездой». Андрей Коробейников (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель) и Полина Осетинская (фортепиано) провели занятия с юными новосибирскими исполнителями в ДК «Энергия». Разумеется, со всеми предосторожностями: инструменты обрабатывались антисептиками, а зал был закрыт для посетителей. Тем не менее, для тех, кто принял участие в этих мастер-классах, событие было знаковым. Получить наставления, ценные рекомендации очень важно для молодых исполнителей, поэтому от участия никто не отказался.

Особенно хотелось бы отметить мастер-класс Полины Осетинской. Пианистка, хорошо известная с 80-х годов, девочка-вундеркинд сложной судьбы, открыто описанной ею в книге «Прощай грусть». Сейчас же она не только очаровательная женщина, но и первоклассная сольная исполнительница, что вообще встречается довольно редко в «мужском» пианистическом обществе.

Также Полина Осетинская любит исполнять камерную музыку, хотя, по её собственному признанию, предпочитает играть не со всеми исполнителями в ансамбле. Причины этого разные. У музыкантов может не совпадать уровень профессионализма, как и дарования. А также прекрасного ансамблевого звучания не достичь, если артисты слишком по-разному чувствуют музыку, которую исполняют – её стилистику, экспрессию. Это почти как в любви – если между партнёрами нет искры, то ничего не получится.

Яркая, смелая по своим внутренним убеждениям Полина прошла через профессиональные проблемы со здоровьем – «переигранные» руки – преодолела их. И тем ценнее рекомендации от неё для молодых пианистов, поскольку она может предвосхитить возможные ненужные зажимы у начинающих исполнителей. Полина обращает отдельное внимание на посадку за инструментом, звукоизвлечение. Удивительно, что педагогикой на постоянной основе она не занимается – только в режиме мастер-классов. Полина поделилась, что на это просто не остаётся времени, так как помимо сольной карьеры, связанной с гастролями, и большим количеством концертов она воспитывает троих детей.

25 марта Полина Осетинская совместно со скрипачом Вадимом Репиным и виолончелистом Александром Бузловым в сопровождении Новосибирского академического симфонического оркестра исполнили «тройной» концерт Бетховена. Помимо того, что на совместную репетицию было отведено очень мало времени, музыканты выступали в новых для себя условиях онлайн-концерта. Тишина в зале, нет привычного лёгкого шороха, не звонят мобильные телефоны, не падают номерки. Для исполнителей, конечно, ощущения непривычные, так как нет эффекта присутствия зрителей. Не было и аплодисментов, когда музыканты закончили играть.

Мир меняется, и мы вместе с ним. Радует одно: человечество не падает духом, социальные сети и мессенджеры пестрят забавными картинками и мемами на тему вируса, так сильно повлиявшего на нашу жизнь. Или повлияли всё-таки люди, а коронавирус – удачный повод? Пожалуй, мы никогда не узнаем точно...

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...