Картины маслом

02.09.2020 12:11

Фото с сайтов Infodays.ru,Nro-shr.ru, Pikabu.ru, Anumis.ru

Новосибирск не может похвастаться вкладом в мировое художественное наследие

С художниками нашему городу как-то не везло. Образованные горожане даже отмечали «в течение полувека отсутствие среди художников уроженцев Новосибирска и неприспособленность местного быта к развитию в нём изобразительного искусства».

И хотя первые упоминания об изобразительном искусстве в Новониколаевске относятся к началу 1910-х годов, но это были всё-таки выставки томских и алтайских художников. Собственная художественная жизнь началась в Новониколаевске в 20-е годы. В 1920 году был объявлен набор в художественную студию при гарнизонном клубе военкомата. В действительности же это было коллективное рисование с натуры.

В 1921 году Новониколаевск становится административным центром Сибири, а значит, и культурным. Сюда со всей Сибири стекаются и художники. Одни — для выполнения заказов, другие — поселиться. Вскоре в городе создаются два общества художников – «Новая Сибирь» и филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР), центр которой находился в Москве.

1 января 1927 года произошло важное событие — художники сумели организовать Всесибирскую выставку и съезд художников Сибири. Чтобы найти место для выставки, пришлось уговорить сотрудников краеведческого музея разом среди зимы уйти в отпуск, а экспонаты убрать в хранилище. За одну ночь делегаты съезда, они же члены жюри выставки, они же рабочие на экспозиции, сумели развесить и расставить все работы.

Как отмечают искусствоведы, самой выдающейся чертой искусства Сибири середины 20-х годов было художественное краеведение. Художники путешествовали по всей Сибири, изучали жизнь и быт народов, а потом всё это отображали на своих полотнах.

В 30-е годы жизнь резко изменилась. Был взят курс на индустриализацию страны. Изменились и работы художников. Они теперь ездили на шахты и заводы. Производственная тема пользовалась большой популярностью: «Заключение соцдоговора на заводе «Труд» (Н. Смолин), «На стройке завода горного оборудования» (М. Мочалов), «Разработка мрамора в Ойротии для строительства Дворца Советов» (А. Силич), «Домна Кузнецкстроя» (Г. Ликман), «Бетон пошёл» (Иванов). Якубовский очень любил рисовать Кузнецкий завод – «Разливка стали на Кузнецком металлургическом заводе», «Заправочная площадка мартеновского цеха Кузнецкого завода», «Выдача кокса на Кузнецком заводе», «Выдача стали на Кузнецком заводе».

Автопортрет Ликмана Nro-shr.ru

Впервые такие картины были представлены на суд зрителей в феврале 1933 года на первой Западно-Сибирской краевой художественной выставке, которая прошла под девизом «Пятилетка Сибири в действии».

Очень актуальной была тема вручения мандата, знамени, грамоты, значка: «Награждение переходным Красным знаменем» (Н. Фомичев), «Вручение Красного знамени немецкими рабочими передовому депо Топки» (А. Фокин), «Вручение диплома сталинскому стипендиату» (И. Голубин).

Некоторых художников очень вдохновляли выборы. Так, Филинков и Силич нарисовали картины «Выборы в Верховный Совет РСФСР», а Смолин – «Выборы в Верховный Совет СССР».

Было много работ, воспевающих передовиков производства, стахановцев, людей труда: «Шахтёрка» (Л. Огибенин), «Нарымские рыбаки» (Г. Ивакин), скульптура «Бурильщики» (А. Гамулин), «Лесорубы за изучением Сталинской конституции» (А. Фокин), скульптура «Горновой и сталевар» (А. Сузиков), «Грузчики» (В. Титков), «Асфальтировщики» (Г. Ликмана), «Работа депутата Верховного Совета СССР Т. Многолетнего в трех сцепных комбайнах» (Н. Хамков), «Выступление товарища Андреева на областном совещании стахановцев сельского хозяйства» (Н. Смолин), «Колхозницы» (Надольская).

Открытием второй Западно-Сибирской краевой художественной выставки стала работа Тютикова «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в ссылке в селе Шушенском». Если раньше историю писали по горячим следам, то теперь старались воссоздать атмосферу прошлого прочувствованной по-современному. Для этого Тютиков очень подробно обследовал все ленинские места в Сибири. Его кисти принадлежит и картина «Протест 17 русских социал-демократов под руководством Ленина против кредо экономистов». Созвучны произведения и других художников: «Арест товарища Кирова в Томске в 1905 году» (Н. Смолин), «Товарищ Молотов на собрании партактива города Новосибирска» и «Товарищ Куйбышев руководит маевкой в Нарымской ссылке» (Г. Ликман), «Сталин в Нарымской ссылке» (Н. Хомков), «Товарищ Молотов в шахте Кузбасса» (А. Бертик).

Историческая тема стала основной. Особенно тема Гражданской войны: «Гибель красногвардейского отряда Петра Сухова» (Тютиков), «Партизаны Сибири» (М. Кременский), «Допрос партизана» (Г. Ликман).

И это ещё не всё. Пионеры, кулаки, колхозники, хлебозаготовки оживали под кистью художников. Правда, некоторых больше волновали натюрморты и пейзажи и «очень трудны были для изображения темы, которые заказывали художникам». Но время требовало своего.

Некоторые картины названных художников (далеко не всех) представлены в экспозиции Художественного музея, некоторые хранятся в запасниках. При их отборе руководствовались «художественным уровнем». Но большинство произведений бесследно исчезло. Где они находятся теперь, не знает никто.

Возможно, часть была уничтожена во время репрессий. Часть хранится в семьях наследников и у коллекционеров. Многие картины делались по заказу (например, ЦК угольщиков – «Сдача норм ГТО угольщиками» (Огородников), ЦК швейников – «Вручение переходящего мандата» (В. Евстигнеев) и украшали клубы, больницы, красные уголки заводов, фабрик, т. е. числились как инвентарь. Скорее всего, большинство произведений 30-х годов утеряны и мы их больше никогда не увидим.

Комментарии

07.09.20 в 13:56

Барчунова Т.В.

спасибо, очень интересный обзор

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...