Под кожу не зашли

 Киноволшебство, другая музыка и описание героя фильма  29 ноября, 12:05
подходящие темы
Под кожу не зашли
Фотографии Валентина Копалова

Режиссёр из Новосибирска Маргарита Захарова сняла документальный фильм «Artemiev. Интервью», посвященный творчеству Павла Артемьева. Музыкант приобрёл известность ещё в начале 2000-х благодаря проекту «Фабрика звёзд» и работе в известной группе «Корни», а сегодня является лидером собственного коллектива Artemiev. Картину показали в кинотеатре «Победа» в рамках фестиваля Beat Weekend. Корреспондент Сиб.фм поговорил с режиссёром и главным героем фильма о съёмках, независимых музыкантах и рефлексии.

Маргарита, как менялся ваш замысел по ходу работы?

Изначально я хотела снять фильм о Москве и четырёх независимых музыкальных группах, но с ними не возникло контакта, не было «киноволшебства».

В героев ведь можно влюбиться или не влюбиться.

А возможно, на всех просто не хватило сил. В итоге я остановилась только на Паше. Не исключено, что однажды я смонтирую материал, который сняла про другие группы, а пока вышло камерное кино.

31 минуту длится фильм «Artemiev. Интервью»

Чем же вам интересны независимые музыканты?

Возможно, всё примеряю на себя. Я пытаюсь развиваться в сфере кино, постоянно двигаться вперёд. И когда снимаешь творческого человека другой профессии, который ищет свой независимый путь, говоришь о нём и одновременно о себе тоже.

Почему название фильма на английском языке?

Artemiev — это название группы. Акцент сделан на нём, поскольку в фильме основное внимание уделяется Пашиной музыкальной деятельности, у нас снимались и остальные участники коллектива. А вот слово «интервью» должно быть написано по-русски. Не везде название фильма пишут правильно — наверное, кто-то по личным соображениям перевёл на английский язык, мне как автору это не нравится, конечно.

Для кого это кино?

Для тех, кто любит музыку и документальные фильмы, а таких людей много, я думаю. Отчасти и для тех, кто помнит Пашу по каким-то былым заслугам или любит его творчество, то, что он делает сейчас.

Как проходила работа, сколько времени заняли съёмки?

Маргарита Захарова: Около полугода, с сентября по апрель. Конечно, съёмки шли не каждый день, мы работали по три-четыре дня в месяц. Честно говоря, я думаю, что поторопилась с выходом фильма. Очень хотелось успеть к фестивалю Beat Film. Больше ни на какие фестивали свою работу я не отправляла, ориентир был только один.

Фильм мы показали на «Ночи кино» в Москве и здесь, в кинотеатре «Победа».

Изначально планировалось, что кино будет длиннее, в финале я хотела показать Пашин концерт с программой нового альбома. Но нужно было монтировать быстрее, так что фильм вышел без этой жирной финальной точки.

Павел Артемьев: Это нормальный творческий процесс, из интервью Вуди Аллена или других великих режиссёров можно узнать, что от первоначальной задумки зачастую не остаётся вообще ничего. С музыкой похожая история. Сейчас мне может казаться, что альбом получился таким, как я и планировал, но если бы я действительно реализовал замысел от и до, он вышел бы более сложным для восприятия.

Мне такой вариант нравится, но нельзя угождать только себе.

Маргарита, какой он, ваш герой?

Красивый, ранимый, очень рефлексирующий, возможно, иногда чрезмерно. Такой уровень рефлексии, который есть у Паши, редко встретишь даже среди творческих людей. И, конечно, он очень талантливый музыкант, у которого есть внутренний конфликт.

Мне было интересно, как человек справляется с огромным авансом зрительской любви и славы, который был ему выдан в юности.

Паша говорит в интервью, что популярность должна быть более заслуженной, и эту фразу я считаю ключевой и самой важной в фильме.


Свою первую песню Павел написал в 13 лет

Павел, фильм называется «Интервью», а что такое интервью для вас — часть профессии?

Наверное, да. Бывают интересные беседы, но в целом я к интервью уже привык, честно говоря, и спокойно отношусь. Зачастую приходится отвечать на одни и те же вопросы, процесс превращается в рутину. Сложно придумать что-то интересное, чем можно развлечь себя и читателя.

Почему вы согласились на предложение снять о вас кино?

Однажды Рита пришла на мой концерт. Мы познакомились, и она рассказала, что задумала снять вот такой фильм. Я думаю, она сама подробно расскажет, какой изначально была задумка и как потом изменилась. Предложение показалось любопытным: про меня ещё не снимали фильмов, я подумал, что это может быть интересным опытом.

Про кого вы бы сами посмотрели подобное кино?

Есть много хороших документальных фильмов про западных артистов, которые мне как зрителю интересно смотреть, например о Дэвиде Боуи. Про «Роллинг Стоунз» снял кино такой мастер, как Мартин Скорсезе.

Про наших классных артистов, к сожалению, рассказывают меньше.

Не знаю, есть ли документальное кино про Петра Мамонова. Недавно Дудь снял фильм про Сергея Бодрова: взял интервью у Бодрова-старшего, у людей, которые вместе с Сергеем работали в Кармадонском ущелье незадолго до того, как он погиб. Получилось очень трогательно, на мой взгляд. А про поэтов и писателей, которые мне интересны, фильмы снимают: недавно вышло кино про Иосифа Бродского, пару лет назад — про Сергея Довлатова.

Для кого фильм «Artemiev. Интервью»?

Не могу сказать, я сам ещё не разобрался. Возможно, он будет интересен моим ровесникам, но утверждать не буду. Не то чтобы через этот фильм можно меня узнать досконально.

Фильм потому и называется «Интервью», а не «Исповедь», под кожу мне мы не зашли.


В 2016 году Маргарита Захарова выпустила фильм «Внутренний реп» о группе «Макулатура»

Может, снимем продолжение, и станет понятнее. Для меня вообще сложная штука — смотреть на своё лицо на экране в течение получаса.

Почему?

Мы снимали не художественный фильм, в котором перед актёром поставлена определённая задача, а документальное кино, которое позволяет увидеть все свои недостатки. Действующее лицо — не персонаж, а я сам. А поскольку я занимаюсь актёрской деятельностью, привык оценивать то, что делаю на экране. Многим людям не нравится слушать собственный голос в записи, он кажется неприятным. Я как музыкант привык к тому, как звучит мой голос, но в документальном фильме я много в себе увидел черт, которых не наблюдал до этого, и они не совсем мне симпатичны. Наверное, в этом дело.

Кто сейчас слушает вашу музыку: поклонники, которым когда-то нравились «Корни», или люди, которые познакомились с вашим творчеством сейчас и, возможно, о группе ничего не знают?

Нынешняя публика — это, конечно, уже не те девочки, потому что группа «Корни» была ориентирована на подростков, всё-таки речь идёт о бойз-бенде. На какую публику она рассчитана сейчас, я не знаю, потому что давно не являюсь участником коллектива. У меня другие слушатели: с последним альбомом я понял, что это взрослые люди, мои ровесники, может быть, даже чуть старше, с развитым интеллектом.

Не хочу никого обидеть, но то, что я делаю, ближе людям думающим, которые хотят слышать и понимать. Группа Artemiev — не массовая музыка, не поп-продукт.

Вы резко покинули «Корни»?

Нет, решение было принято заранее, за полтора года. Резко уходить никому не советую — это выход в никуда, какую-то почву нужно готовить. А хлопать дверями — вообще безумие. Мне никто ничего плохого не сделал в группе «Корни», просто это не совсем моё творчество. Хотелось двигаться дальше и развиваться музыкально, искать новые пути.

Вашими собеседниками в фильме были школьники и актриса Алиса Гребенщикова. Как вам работалось вместе?

Я знаю Алису давно, мы вместе играли в нескольких спектаклях. Она ведёт свою передачу на одной из радиостанций и однажды позвала меня участвовать. Это не постановочная сцена, просто на тот период, когда снимался фильм, пришлось несколько интервью и встреч. Одна из них как раз была с Алисой, другая — с будущими студентами Института психоанализа, они задавали мне вопросы.

Ваши ожидания от фильма совпали с реальностью?

У меня не было каких-то особенных ожиданий. На тот момент я очень плотно работал над альбомом, и все мысли были о нём. Фильм «Artemiev. Интервью» этот период моей жизни запечатлел.

ВКонтакте
G+
OK
 
самое популярное
присоединяйтесь!