Новосибирский социолог, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН Дмитрий Ушаков не первый год исследует весьма деликатную тему: как реагирует на межнациональные отношения новосибирская молодёжь? Как она относится к тем или иным национальностям, как меняются в этом смысле её настроения и от чего это зависит? Не менее важен и практический эффект от исследований, которые проводятся с 2005 года. Обо всём этом Дмитрий Ушаков рассказал Сиб.фм.
Дмитрий Викторович Ушаков
С 1996 года работает в Институте философии и права СО РАН. Автор 60 научных публикаций, посвящённых проблемам воспроизводства этничности в современных условиях
Сразу же хочется задать самый главный вопрос: почему нужно изучать межэтнические установки новосибирской молодёжи?
Межэтнические установки это установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде. Межэтнические взаимодействия наиболее интенсивно протекают как раз в мегаполисах, к числу которых принадлежит, конечно, и Новосибирск. Изучение изменений установок межэтнических отношений важно именно с точки зрения возможности их регулировать.
Особое внимание следует уделять молодёжи, у которой установки этнического сознания частично уже усвоены, но отчасти ещё только формируются. Молодые люди с обострённым восприятием межгрупповых отношений более склонны, чем взрослые и пожилые, к переменам, поведенческому максимализму и радикализму. Все мы знаем, что молодёжь всегда составляет наиболее активные группы различных политических движений, в том числе националистических. И именно среди молодёжи возможно вести педагогическую работу по воспитанию достойных граждан нашего многонационального сообщества.
Кого опрашивали учёные и когда, чтобы выяснить картину в целом?
В 2005, 2011 и 2015 годах в Новосибирске по заказу управления общественных связей мэрии были проведены панельные исследования межнациональных отношений молодёжи. Важно, что мы можем проследить динамику этих отношений. В ходе исследований были опрошены: в 2005 году – 839 школьников, в 2011 году – 460 школьников и 128 учащихся ССУЗов, а в 2015 году – 478 школьников, 300 учащихся ССУЗов и 236 студентов вузов. Опросы проводились в учебных учреждениях всех десяти районов города пропорционально количеству проживающего населения с помощью метода случайной выборки.
Прежде чем говорить о результатах исследования, наверное, стоит напомнить, какова этническая структура населения в столице Сибири?
В Новосибирске, согласно данным Всероссийской переписи населения, наиболее многочисленными являются следующие этнические группы: русские – 92,8 %; украинцы – 0,9 %; узбеки – 0,75 %; немцы и таджики – по 0,6 %; армяне – 0,5 %; киргизы и азербайджанцы – по 0,4 %.
Если в советский период национальный состав города был представлен, помимо русских, в основном украинцами, белорусами, немцами, татарами, казахами, то после развала СССР в область и город хлынули волны «новых» мигрантов из бывших советских республик. До 2000 года это были в первую очередь бывшие советские граждане из Азербайджана и Армении, а после – из республик Средней Азии.
Так, за 2002–2010 годы только по официальным данным численность узбеков в Новосибирской области увеличилась в 6,2 раза, таджиков – в 3,6 раза, киргизов – в 4,6 раза. Из них 80–90 % проживают в Новосибирске.
Одновременно численность представителей «старых» национальностей и, соответственно, их удельный вес в составе населения области и города в этот период уменьшились. Украинцев и немцев стало меньше в полтора раза, татар – в 1,15 раза. А в итоге узбеки по численности заняли третье в этнической структуре Новосибирска место, потеснив немцев.
Каковы ваши главные выводы?
В социологических опросах мы выясняли отношение молодёжи к представителям разных народов. Какое оно: позитивное, негативное или нейтральное? Индикаторами выбрали характер испытываемых чувств к представителям разных этносов: симпатия, никаких чувств, антипатия. Итогом стала таблица, которая показывает изменение соотношения симпатий и антипатий у молодёжи в отношении к представителям отдельных народов, проживающих в Новосибирске в 2005-2015 годах.
Трудовая миграция в Россию привела к тому, что Таджикистан занимает 1 место в мире по количеству жён, брошенных мужьями
Сравнение результатов социологических опросов молодёжи, которые были проведены в 2005, 2011 и 2015 годах, показало, что если судить по преобладанию симпатий над антипатиями, то в целом динамика межэтнических установок положительная. Так, уровень симпатий к русским остался высоким, хотя немного снизился за десять лет, в то время как к остальным национальностям он повысился. Наиболее высокий уровень позитивных установок в отношении русских связан с тем, что среди опрашиваемой молодёжи в Новосибирске русских большинство.
Изменения, конечно, есть. Например, если в отношении к армянам и казахам в 2005 году несколько преобладали антипатии над симпатиями, то в 2011 и 2015 годах картина несколько улучшилась и в целом стала позитивной. А вот в отношении к татарам симпатии увеличились в 2011 году, но в 2015-м немного снизились. Если говорить о корейцах, грузинах и евреях, то в 2015 году также произошел рост симпатий, хотя средний показатель за все исследуемые годы у этих народов остался минусовым.
Тема мигрантов стала уже традиционной. Они теперь часть нашего общества. А каково отношение к ним у молодёжи?
Отношение к киргизам, азербайджанцам, узбекам, таджикам к 2011 году несколько улучшилось, но четыре года спустя после значительных волн трудовой миграции вновь ухудшилось. К узбекам и таджикам антипатия даже усилилась в сравнении с показателями 2005 года, хотя и ненамного. Негативное отношение к ним выражено формулой, которую высказала одна девушка: «Они из своих стран сами русских выгнали, а теперь им там жить стало невозможно, вот и едут теперь к нам за деньгами и нормальной жизнью». Это весьма распространенное мнение.
Непростые отношения сейчас у России и Украины: это как-то сказывается?
Сначала отметим такой факт: в 2011 году возросли симпатии по отношению к представителям украинского народа по сравнению с 2005 годом. Но из-за известных событий на Украине количество позитивных установок значительно снизилось – более чем в три раза, но они всё же преобладают над негативными. Исследование 2015 года нам показало, что молодёжь Новосибирска по-прежнему считает украинцев братским славянским народом.
В СМИ часто пишут о представителях цыганского народа. Как правило, эти публикации носят негативный характер, поскольку речь в них идёт о криминале. Что показывают ваши исследования: как относится к цыганам сегодня городская молодёжь?
Самое большое количество отрицательных оценок за годы проведённых обследований получили цыгане. Это связано именно с негативной оценкой большинством городского населения антисоциальной деятельности отдельных лиц, которые занимаются мошенничеством, воровством и торговлей наркотиками. Отрицательная оценка нередко проецируется на весь этнос. Нужно заметить, что определённую роль в сложившемся негативном образе цыган играет замкнутость их культуры, психологическая закрытость при очень яркой внешней атрибутике этнокультурных особенностей. Нельзя отрицать и того, что существует известная мифологизация их образа у горожан. Именно последнее обстоятельство часто оказывается решающим в эмоциональном отношении к цыганам. Нужно отметить также, что с 2005 года в отношении этого народа негативные оценки несколько снизились.
Из проведённых исследований наверняка вытекают некие практические предложения. Вы их сформулировали?
К «старожилам» города – украинцам, белорусам, немцам, татарам, казахам – русская молодёжь относилась ранее и продолжает относиться сейчас скорее с симпатией, чем наоборот. А что касается отношения к относительно «новым» жителям – армянам, азербайджанцам, представителям народов Средней Азии, то нужен был период «привыкания».
Пока остаются нерешённые проблемы в деле формирования позитивных межэтнических установок молодёжи. Нужна большая методическая и материальная помощь педагогам, работающим с многонациональным составом учащихся, требуется активная пропаганда позитивного опыта разрешения конфликтов как в реальных событиях, так и в интернет-пространстве, где сегодня наиболее остро сконцентрированы психоэмоциональные напряжения, касающиеся межэтнических отношений молодёжи.
Можно с уверенностью констатировать, что при хорошо налаженной воспитательной работе в образовательных учреждениях в многонациональных коллективах поликультурность даже способствует большей консолидации сообществ, чем в относительно мононациональных коллективах, где проблемам межэтнического взаимодействия педагоги уделяют меньше внимания.