Новосибирский фотограф Валерий Кламм, автор блога «Родинки на карте», в числе других фотохудожников представил свои работы для выставки «Метагеография» в государственной Третьяковской галерее, об этом он сообщил 25 сентября корреспонденту Сиб.фм.
С 25 сентября по 7 февраля в Третьяковской галерее в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства проходит выставка «Метагеография», посвящённая области знания на стыке философии, искусства и науки.
«С конца 1960-х годов, когда начались регулярные авиасообщения и были сделаны первые снимки Земли из космоса, представления о пространстве и времени, границах локального и глобального, категориях „далёкого“ и „близкого“, „внутри“ и „снаружи“ подверглись радикальному пересмотру. В настоящее время процесс глобализации побуждает к новому переживанию, моделированию и репрезентации пространства, в котором субъект также вынужден конструировать себя заново», — говорится в описании выставки.
Проект объединяет опыты географов и художников, принадлежащих к трём поколениям российского искусства от 1960-х до 2000-х годов. На выставке произведения современного искусства сопоставлены с историческими картами и геодезическими инструментами из Государственного исторического музея и Московского государственного института геодезии и картографии.
«ПроСтранство — это что-то про страны, просторы и стихии. Это внечеловеческий объём, доступный чувственному освоению. В частном его секторе за забором живёт мной придуманный порядок (он же хаос), в межзаборном публичном или надличном ничейном — всё по законам общего жития или невидимых измерений. Окружившее и привязавшее меня пространство тягуче, здесь мало воздуха, движения не нужны, а результаты в лучшем случае небыстры», — ответил Кламм на вопрос о пространстве для каталога выставки.
Родину фотохудожник описал как «мегаидею, общий идол, которому поклоняются и который защищают, которая в то же время перестала существовать как геопривязка родства и долга».
«Пространства нарезаны, куски присвоены, любовные отношения народа и „его“ земель размыты. Всё чужое: нечего любить и не за что жизнь положить...
"Неизбывная нужда в сердечности толкает нас от привязок к территориям — в привязанность к живущим на них. Моя родина для меня экстерриториальна — это череда лиц и судеб. Встреченных мною людей, где-то родившихся, куда-то движущихся по линиям своих жизней и по глобусу, что-то во мне вырастивших или изменивших, согревших и поддержавших меня — моя душевная родня... Пространство Страны — это местожительства героев моих рассказов, обстоятельства, в которых разворачиваются простые и великие сюжеты их обычной жизни. География судеб есть нечто действующее», — рассказал фотохудожник.
Один из уникальных экспонатов выставки — гигантская карта Азиатской части России, сделанная в конце 1950-х — начале 1960-х годов на основе снимков из стратосферы
Экспозиция выставки «Метагеография» создана по принципу открытого ландшафта, в котором произведения искусства и артефакты не демонстрируются, а скорее соприсутствуют в одном месте со зрителями. Новосибирский фотограф предоставил для неё работы, снятые в Новосибирской, Омской и Кемеровской областях, Алтайском крае, республиках Алтай и Хакасия.
Валерий Кламм — автор фотоблога «Родинки на карте», в котором публикуются фотоистории о жизни нестоличной России, представлял свои работы в Центральном доме художника в Москве, на фотофестивале HeadOn в Сиднее и фотоярмарке в Мельбурне, в Общественной Палате РФ, на фестивалях Contact Photography Festival в Торонто и на Angkor Photo Fest. Фотографии Кламма публиковали издания «Русский Репортёр» и «Российская газета», а также «Русская служба BBC».
Кроме того, для выставки представили свои работы воронежский фотограф Егор Астапченко, художница из Калининграда Евгения Буравлёва, московский фотограф Софья Гаврилова, фотохудожник Франциско Инфанте, японский фотограф Икуру Куваджима, известный серией работ о марийцах, творческое объединение «Вверх!» и другие.
Ранее новосибирский фотограф Александр Бендюков представил серию своих фотографий о тогучинском психоневрологическом диспансере в московском «Фотоцентре».