Центр культуры ЦК19 и Белая галерея Центра культуры и отдыха «Победа» приглашают на первую персональную выставку архитектурных и живописных произведений Ивана Шалмина в Сибири; она посвящена матери автора Галине Георгиевне Шалминой.
Выставка «Иван Шалмин: Лаконизм в архитектуре. Живопись без красок» – дебют известного архитектора в качестве художника – создана в тандеме с куратором Кириллом Светляковым, заведующим отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи. В первой редакции проект был представлен галереей Cube Moscow и теперь приезжает в Новосибирск, родной город автора. Проект архитектор посвятил своей матери, Галине Георгиевне Шалминой.
В ЦК19 публику ждёт тщательно выверенное экспозиционное пространство: 53 насыщенные цифровые абстракции будут сопоставлены с фотографиями 94 архитектурных объектов в монохромных серых залах. Во всех элементах выставки прослеживается главный принцип работы Шалмина – лаконизм. В его трактовке лаконизм определяется как необходимая достаточность, восходящая к классической формуле античного архитектора Витрувия «польза, прочность, красота». Именно желание дополнить свою архитектуру работами, соответствующими постулатам лаконизма, привели Шалмина к цифровой живописи.
Экспозиция в Белой галерее продолжит линию Шалмина-художника и представит 20 цифровых произведений, а также фильм об авторском методе цифровой живописи.
«Работая кистью, мы используем цветовые диапазоны, ограниченные химическими свойствами красок. Работая мышью, я использую чистый цвет, в котором в миллион раз больше воспринимаемых глазом цветовых градаций. Однако сама живопись рождается в момент нанесения краски на плоскость — в симбиозе с используемым печатным устройством. В данном случае мы постарались представить итоговую работу в виде, максимально приближенном к изображению на экране», – рассказывает архитектор Иван Шалмин.
Живопись Ивана Шалмина – это цифровые импровизации, представленные в бумажных оттисках. Автор владеет традиционной техникой масляной живописи. Его переход в цифровой вариант связан с желанием синтезировать цвет так же, как в своё время рок-музыканты отказывались от акустики в пользу электронных инструментов.
Шалмин предпочитает именно цифровые программы для получения тончайших цветовых модуляций и ритма в своих абстрактных композициях.
Кирилл Светляков, куратор выставки: «Сравнения с музыкой не случайны, поскольку художник всегда работает под музыку, чтобы частично отключить сознание и активировать телесную моторику. Поэтому картины Шалмина – это не только продукт преднамеренной работы "автора", но и в большей степени результат осознанного и хорошо темперированного психического автоматизма. В этой ситуации автор уже как будто бы не принадлежит себе и превращается в генератор ощущений, "художника художников", живой аналог искусственного интеллекта. Это феномен киберхудожника, для которого машина – это и инструмент, и со-автор».
В проектировании Шалмин руководствуется принципом преодоления и разрушения стен, поэтому живописная картина становится для него одним из способов такого прорыва сквозь стену: «как архитектор я создаю пространство стенами, а как художник их ломаю. Это, казалось бы, противоречие выражается на самом деле в дополнении».
Открытие выставочного проекта состоится 6 марта в 16:00 в Центре культуры ЦК19, в 16:30 Иван Шалмин проведет для гостей экскурсию. В рамках выставки 21 марта в 16:00 автор проведет открытую лекцию-презентацию, где расскажет о своём методе в архитектуре и живописи. Расписание и регистрации на события будут публиковаться в социальных сетях ЦК19 и в Timepad. Вернисаж второй части экспозиции состоится в Белой галерее Центра культуры и отдыха «Победа» 7 марта в 19:00.
Напомним, в ноябре в Центре культуры ЦК19 состоялась выставка фотохудожницы Татьяны Лазаревой.