сегодня
25 ноября, 10:10
пробки
3/10
курсы валют
usd 102.5 | eur 107.4
72.11% -6.7
сегодня
25 ноября, 10:10
пробки
3/10
курсы валют
usd 102.5 | eur 107.4

Арт – как стиль бизнеса

Фото Эльмиры Хайрутлиновой

Её июльская выставка амбициозно заявила, что художественные фото для нашего мегаполиса – это новое направление искусства. Большое видится на расстоянии, возможно – станет великим. Нужно уметь это видеть и предчувствовать. Об этом, а также об арт-инвестициях, художниках и коллекционерах Сиб.фм поговорил с Марией Шеверевой, менеджером выставочных проектов, арт-дилером и основателем SHEVEREV GALLERY.

Фото Арт – как стиль бизнеса 2

- Мария, когда вы увлеклись художественной фотографией настолько, что начали её продвигать?

- Идея провести фотовыставку у меня появилась примерно год назад, когда я начала открывать для себя фотографию как направление в современном искусстве. Сначала я оказалась в Санкт-Петербурге, в музее Эрарта, на очень впечатляющей фотовыставке. Затем я побывала в центре братьев Люмьер в Москве, где занимаются продажей фотографий. Следом оказалась в Амстердаме и тоже зашла в известную галерею – Cobra Art. Там я увидела, что почти 80 % арт-объектов, которые продаёт авторитетная в Европе галерея, – это фотография, её покупают как любители искусства, так и дизайнеры для оформления элитных интерьеров. Я решила, что как основатель онлайн-галереи я тоже должна это направление развивать. Я начала искать фотохудожников, с которыми хотела бы сделать выставку. Есть ряд достойных имён в нашем городе. Я надеюсь, что эта выставка первая, но не последняя.

Фото Арт – как стиль бизнеса 3- Почему вы выбрали для такого важного дебютного шага фотографа Анну Гражданкину?

- Я давно за ней наблюдаю. Помимо того, что её работы очень красивые и эстетичные, здесь есть ещё что-то неуловимое. Я ещё даже не могу понять до конца, что именно привлекает в этих работах. Сейчас лето, хотелось тепла, детских улыбок, поэтому и началось у нас с такого семейного формата. Можно сказать, взросло-детской выставки фотографий. Наверное, в этом её уникальность, что интересно было смотреть и детям, и взрослым. Это не только отсылка к нашему детству, это вообще о чём-то нашем внутреннем, глубоком, о празднике жизни, который мы всегда должны в себе ощущать и культивировать разными способами.

- Почему вы для своей галереи выбрали формат онлайн? Это дань моде последних лет или сегодняшним коронавирусным реалиям?

- У меня был опыт работы в офлайн-формате. Люди, к счастью, стали приходить хотя бы на открытия выставок, у нас не было проблемы собрать гостей на мероприятие. Однако пока нельзя сказать, что люди просто могут случайно захотеть зайти и посмотреть экспозицию. У новосибирцев нет привычки ходить в художественные галереи. Идут только по потребности, если ищут картину. Нам ещё только предстоит сформировать арт-рынок.

- То есть сейчас арт-рынок совсем не развит?

- Арт-рынка в Новосибирске, увы, нет. Это не моё субъективное мнение, это факт. Притом что здесь много талантливых художников. Хочется верить, что сейчас мы вступаем в какую-то особую эпоху духовного роста. Эти высказывания, наверное, звучат уже банально, но люди стали задумываться – чем же наполнить свой внутренний мир. Я вижу, какие выставки сейчас проводит наш художественный музей. Люди туда приходят. Я оптимистично смотрю на перспективы развития арт-рынка в нашем городе. Но рынок подразумевает, конечно, предложение и спрос. Спроса пока вообще нет. И понятно, почему его нет. Потому что нет хорошо сформированного предложения. Есть картины в мастерских у художников, есть какие-то непонятно оформленные салоны, где человек вообще теряется. Но нет осознанного системного подхода.

Фото Арт – как стиль бизнеса 4

автор Эльмира Хайрутдинова

Фото Арт – как стиль бизнеса 5

автор Эльмира Хайрутдинова

- Почему сложилась такая ситуация?

- Новосибирску, наверное, не хватает потребности в приобретении предметов искусства. Я постоянно сталкиваюсь с дизайнерами или с людьми, которые неравнодушны к искусству, которые говорят: «Нам бы очень хотелось разбираться в искусстве, понимать его. Мы пока очень далеки от этого». И это даёт повод для оптимизма. Значит, нужно создать этим людям условия, проводить мероприятия, встречи, где они смогут разобраться, что им интересно. У меня было несколько клиентов, которые обращались с вопросами по оформлению домов и квартир. Им нужно было добавить арт в их интерьер. Стояла задача внедрить картины. Но они не могли сказать, что именно хотели бы видеть. А ведь это очень важно. Я считаю, что если в готовый интерьер на 70 % состоит из идей дизайнера, то картина на 100 % должна отражать внутренний мир хозяина.

Фото Арт – как стиль бизнеса 6- Мария, а кто ваши клиенты? Кто сегодня готов покупать картины? И, если не секрет, за сколько?

- В первую очередь, это владельцы стильных новых домов. Затем те, кто ищет картину в подарок либо осознанно пришёл за работой конкретного художника. Бывает так, что мы делаем какую-то красивую выставку и у посетителей появляется желание купить картины с неё. Люди приходят, влюбляются в работу и покупают.

Стоимость картин может быть от 300-400 долларов, то есть от 15 тысяч рублей и до семизначных цифр. Стоимость работ самого дорогого художника в Новосибирске – не буду называть его имя – превышает полтора миллиона. Это уже диджитальная, компьютерная графика. Это, естественно, не холст, не масло.

Работы хорошего художника в классической технике могут стоить примерно от 100 до 500 тысяч рублей.

- Какие картины чаще всего покупают? Есть ли какие-то тенденции по сюжетам, жанрам и цветам?

- Нет, в Новосибирске трендов нет. Здесь самый широкий диапазон направлений. Если мы не говорим о коллекционерах, которым вообще не принципиально подстраиваться под стиль в офисе или в жилом пространстве, то чувствуется минимализм. Сейчас менее востребованы классические пейзажи, реалистичные работы. Люди ищут какие-то смелые абстракции, авангард. В интерьерах сейчас в моде освобождение от деталей и цвета, доминируют свет и форма. В искусстве то же самое.

- Почему вы сделали оговорку про коллекционеров? Выгодное вложение средств и современные тренды несовместимы?

- Да, это уже инвестиции, которые идут по другим принципам. Однако, если говорить про Новосибирск, про аукционы и про вложение денег в искусство – это вообще нереальные понятия. Инвестиции – это инструмент арт-рынка. К сожалению, арт-рынка нет не только в Новосибирске, но и в России в целом. Это явление до сих пор в зачаточном состоянии. Для себя я вижу развитие галереи в формировании коллекций произведений искусства, как для частных, так и для юридических лиц.

Сейчас из новосибирских художников можно рассматривать для инвестиций буквально пять-семь человек. Хотя даже они под большим вопросом, потому что работы, которые действительно могут когда-то значительно вырасти в цене, должны участвовать в аукционах хотя бы на уровне «Сотбис» в Москве.

- Но есть новосибирские художники, которые знамениты...

- У новосибирских художников, представленных в главных государственных музеях страны, могут быть картины в ценовом диапазоне от 100 тысяч и до 1,5 миллиона – это самая большая стоимость, которую я встречала сегодня в нашем городе. Но у каждого художника есть работы очень выразительные, а есть менее сильные, некоторые даже, можно сказать, расслабленные. Поэтому если покупатель предполагает вложить деньги, то конечно же следует проконсультироваться со специалистами о ликвидности работы, чтобы она действительно могла быть востребованной на рынке через десятки лет. Мне кажется, приобрести картину всегда намного проще, чем потом её продать.

Фото Арт – как стиль бизнеса 7

- Сложно говорить о видении прекрасного со специалистом. У каждого может быть свой вкус.

- Для обывателя кажется, что бизнес и искусство – это разные направления, но именно в нашем XXI веке они пересекаются, имеют очень много общего. Многие российские и зарубежные компании собирают корпоративные коллекции или оформляют офисы произведениями искусства. К сожалению, в нашем городе подобных компаний не так много, поэтому есть над чем работать. Очень важно обращаться к специалистам, так как произведения искусства – вещи очень эмоциональные. Можно пойти не в том направлении. Особенно хотелось бы сказать, что отельеры, рестораторы и другие собственники публичных мест тоже могли бы наполнять интерьеры арт-объектами. Уже давно доказано, что правильно оформленный интерьер, во-первых, заставит клиента провести больше времени в пространстве. А во-вторых, обязательно вернёт клиента. Это один из факторов, который может сработать.

- Но всё-таки должна быть грань между духовным и мирским, речь же об искусстве?

- Если говорить о коллекционировании, то это достаточно давняя традиции. Я всё-таки подразумеваю под ним вложение средств. В Москве, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге уже много предпринимателей, которые относятся к коллекционированию как к хобби. Поймите, когда человек покупает первую картину, десятую, то потом он уже готов купить и сотую картину. И в этот момент он уже инвестирует не столько в будущие доходы, сколько инвестируют в эмоции. Картины действительно приносят очень много эмоционального и духовного. Перевести это в денежный эквивалент очень сложно. Положительные энергетические эффекты, которые дают те или иные произведения искусства, невозможно никак измерить финансово.

Фото Арт – как стиль бизнеса 8

- Наверное, вы стремитесь работать именно с такими клиентами тонкой душевной организации?

- Речь чаще всего идёт о людях, которые располагают свободными финансами. Иногда картину может приобрести человек, который копил деньги на что-то иное, но в один момент импульсивно решил купить какую-то потрясшую его картину. В этом случае я всегда рекомендую к прочтению небольшой рассказ Рэя Брэдбери, который называется «Погожий день». Он о том, как один американский предприниматель мечтал купить работу Пикассо и готов был всю жизнь копить на это деньги.

Кстати, на сегодня лидером всех аукционов является именно Пабло Пикассо. Его самые знаковые работы бьют рекорды. В 2015 году «Алжирские женщины» были проданы на «Кристис» за 179 миллионов долларов. Картина стала самой дорогой из всех, что когда-либо выставляли на открытые торги. Так что тема инвестиций в искусство открыта для всех в открытом мире XXI века. Было бы желание, а помочь с выбором художника или эксперта мы всегда сможем.

Загрузка...