В день рождения поэтессы и музыканта Янки Дягилевой на Заельцовском кладбище появился новый памятник, беседка, гитара. Почтовый ящик с «тетрадью для Янки» останется неизменным, как и многие традиции, которые сложились за прошедшие годы у её поклонников.
Хорошо теперь — больше некуда
Больше не к кому, да и незачем
Так спокойно, ровно и правильно
Всё разложено по всем полочкам,
Всё развешано по всем вешалкам
Всё.
Ленинград, сентябрь 1987
Янка родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года. Здесь она начала писать стихи, развиваться как музыкант, как личность. Её творческий вклад назовут альтернативным течением-андеграундом, самобытным и непохожим – сибирским панком. У её поэзии, не самой лёгкой и изящной, есть послевкусие – оно либо трогает человека, заставляя переживать, либо оставляет в недоумении. Каждому – своё.
Янка ушла в 1991 году. Трагично. Злой рок или случайное стечение обстоятельств? Гадать можно бесконечно, потому что ответов нет. Её наследие – музыка и стихи, личное или в соавторстве с «Гражданской обороной», до сих пор живет. Поклонники Янки уже много лет не меняются в возрасте, приходят новые поколения, которые понимают и принимают посыл её творчества. Есть страница в ВК, очень активная, где можно поговорить о кумире, почитать стихи или послушать её голос.
О том, что Янка Дягилева – явление в музыкальном мире, легенда, и для Новосибирска это повод гордится – говорят давно. Есть «Янкины места» — по ним водят туристов, которым интересно её творчество. Это дом, где жила поэтесса, это место захоронения, где считается хорошим тоном настроить гитару и погрустить о своем. Простое место, не уникальное, хотя для многих заветное. Приезжают из разных городов и стран, чтобы навестить Дягилеву. Заведующий кладбищем сказал, что частенько интересуются как пройти к могилке. Есть даже указатель, но этого явно мало.
«Я уже отмечал, что предыдущий памятник достаточно типичен. Придание ему уникальности точно будет уместным. Но здесь очень важно было не свалиться в другую крайность – в мемориальность, сохранить преемственность. Не должно быть никакой напыщенности, официальщины. Это отвергала и Янка, не поняли бы и её поклонники», – отмечал перед открытием краевед Константин Голодяев.
Всё действительно будет по-другому. Идея пришла в голову подруге Янки. Анна навела мосты между всеми – родственниками, друзьями, художником и фондом «Белый тополь», основанный Сергеем Валентиновичем Бондаренко для сохранения памяти о выдающихся новосибирцах.
Получилось. Всего после 4 месяцев работы – успели ко дню рождения.
«Я знакома с Янкиным творчеством с юности. Это музыка и стихи. Мне очень близко то, что она создавала. Уникальный поэт не очень красочного времени. Для меня до сих пор значимо её творчество, – рассказывает автор эскиза Маргарита Воронова. – Эскиз создан на попытке передать движение лёгкости в камне, в контрасте «человек – среда». Янка для меня – она приятная и легкая, но она не для всех».
Маргарита Воронова с трепетом взялась за работу. Она человек близкий к среде, в которой «варился» сибирский андеграунд. Папа скрипач, играл в разных бэндах того времени, а значит и дома звучала такая же музыка – честная и сильная.
К созданию памятного комплекса имеет отношение очень много людей. Родственники, друзья, поклонники... Они стали настоящей командой единомышленников.
«К нам обратились с идеей создать что-то для Янки Дягилевой, как сохранение культурного наследия Новосибирска. Место захоронения было малоузнаваемым, в тени, поэтому нужно было поддержать эту инициативу. Творчество Янки сложно воспринимается, но её влияние и вклад – неоспоримы. Я считаю, что это знаковое событие для Новосибирска и поклонников Янки», — рассказала директор фонда «Белый тополь» Анна Водопьянова.
Эскиз памятника вместе с Анной Водопьяновой согласовывал отец Янки. Художнику удалось поймать художественный образ без пафоса, без драматизма. Просто и достойно. Приглашения на открытие рассылались в разные города, отклик был отовсюду. Если не в день открытия, так в другое время – непременно приедем, отвечали на приглашение. Янка до сих пор не оставляет равнодушными тех, кто любит её творчество, кто был знаком с ней лично, кто помнит.