Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь

09.12.2020 22:47
фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь
фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь

Фотографии предоставлены Александрой Исауленко

Что заставило молодую успешную девушку отправиться в глубь тайги, с какими трудностями столкнулись молодые энтузиасты в сибирской глубинке, и чем живёт маленький поселковый театр — читайте в нашем материале.

Александра Исауленко оставила в Санкт-Петербурге родных и друзей, работу в крупной продюсерской компании, трёхкомнатную квартиру и многое другое. О том, что подвигло её отправиться в сибирскую глубинку и с какими трудностями столкнулись энтузиасты, артистка рассказала Сиб.фм.

«Прививка к мюзиклу», любовь и поиск нового пути

Александра родилась и выросла в Санкт-Петербурге, там же она закончила университет, тогда ещё культуры и искусств по классу хореографии. Работы в культурной столице было достаточно. Молодая девушка занималась постановкой номеров для танцевального ансамбля «Бон’yes» и эстрадной студии «Фантазёры», участвовала в проектах продюсерской студии Makers Lab.

«Прививка к мюзиклу у меня была сильная. Именно поэтому я пошла на кастинг в Makers Lab. В 2016 году меня взяли на проект «Чудо-Юдо». Потом были «Ёшкин кот», «Лолита», «Оскар и розовая дама». В итоге я проработала там 3 года. Уходить, конечно, было очень тяжело», — вспоминает Александра.

Именно на проекте «Лолита» в 2018 года она познакомилась со своим нынешним мужем — Николаем Горловым. А уже в 2019 его друг режиссёр Дмитрий Турков пригласил молодого и талантливого актёра, музыканта и композитора в Мотыгино (Красноярский край) в качестве музыкального руководителя местного театра.

фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь 2

«Мы тогда уже были в отношениях, и отношения эти были крайне романтическими. Он приезжал на «‎Лолиту», в которой мы вместе работали, и уезжал обратно. Приезжал воодушевлённый постановками Дмитрия Анатольевича Туркова, местной природой, своими успехами. Я за него очень радовалась».

На вопрос, что же всё-таки послужило толчком для её собственного переезда, она ответила не сразу. По словам Александры, отчасти страсть, которая всё набирала обороты между ними, была поводом к сокращению немаленького расстояния. Но это не единственная причина. Когда после серьёзного раздумья она согласилась на предложение Николая поехать с ним летом в Мотыгино, Турков не сразу принял артистку. Он долго допытывался, в чём причина такого решения с её стороны, потому что понимал, что переезд будет шоком для молодой девушки, который она до конца не способна осознать.

«Такая история творческих декабристов, потому что все мы поехали за режиссёром и ради создания чего-то по-настоящему важного».

«Честно говоря, я не долго думала, потому что мне нужен был новый шаг в профессии, новый шаг в личностном развитии. Наверное, это был некий шаг и в наших отношениях. Такая история творческих декабристов, потому что все мы поехали за режиссёром и ради создания чего-то по-настоящему важного».

Так, летом 2019 года в театре Мотыгино появилась долгожданная хореограф и актриса – молодая и пылкая уроженка Санкт-Петербурга.

Позади остались семья, друзья, любимый город с музеями, театрами и парками, с возможностью легко выехать в выходные за границу, квартира, машина и прочие удобства. Впереди была суровая сибирская глубинка и множество трудностей, с которыми только предстояло столкнуться.

Замкнутый мир труднодоступного посёлка

Первым испытанием для любительницы путешествий стало осознание замкнутости посёлка Мотыгино. Летом туда можно добраться только по речной переправе, а зимой — по зимнику. В советские времена в Красноярск с местного аэропорта шесть раз в день летал самолёт, и цены были доступные для простых работяг. Сейчас же есть всего четыре рейса в неделю. Да и стоимость билетов не позволяет жителям посёлка летать так часто, как хотелось бы.

Другая проблема — условия, в которых вынуждены жить артисты. Общежитие зимой плохо отапливается, горячая вода в душе есть не всегда, а комнатушка в десять квадратных метров не позволяет ни уединиться, ни развернуться.

При этом за коммунальные услуги платить приходится порядка 5 тысяч, а ответа на вопрос, за что приходят такие платежи, добиться жильцы не могут. Ремонт не делается давно, просьбы заменить перегоревшие лампочки или поломанную лейку общего душа остаются невыполненными. И только театралы, а проживают в общежитии также работники различных госструктур, платят из собственного кошелька.

фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь 3

«Когда Коля завёл меня в комнату, у меня был лёгкий шок. Но женская магия и мужской труд добавили уюта. Мы сделали небольшой ремонт, покрасили там стены, Коля своими руками сделал новую мебель. Конечно, это сложно — жить и работать вместе в одном театре, в маленьком театре, а вечером возвращаться в эту маленькую комнатушку. Это истощает. У человека должно быть собственное пространство. Но наши отношения прошли эту проверку».

И, конечно, менталитет. Казалось бы, страна одна, а люди в ней живут разные. Так, сибиряки поразили петербурженку своей нарочитой холодностью и закрытостью по отношению к незнакомцам.

«Ну что, вот вы приехали, сейчас возьмёте, что вам надо, и уедете»

«Каждый в каком-то закрытом мире, супер-холодный и допускает к себе только тех, кто смог пробиться через эту броню. Первое время мне было очень сложно. Такое ощущение, словно тебя воспринимают как опасность. Многие говорили: «Ну что, вот вы приехали, сейчас возьмёте, что вам надо, и уедете». Будто какая-то обида у народа. Хотя люди здесь прекрасные. Действительно очень искренние, в чём-то наивные».

Улыбаться Александре сибиряки начали лишь спустя полгода после приезда. Видимо, если и не признали пока до конца как свою, то во всяком случае перестали видеть в ней иноземную угрозу.

Красота и опасность суровой природы

Посёлок на берегу широченной и красивейшей реки Ангара уникален. Природа завораживает своей нетронутостью, какой-то первозданной дикостью и красотой. Но летом жителей посёлка атакуют целые полчища мошкары, а зимой им приходится неустанно работать лопатой – так много снега выпадает в Мотыгино.

«На мой взгляд, природа там невероятная, но она ещё и агрессивная. Летом мошкара не даёт просто сидеть на улице – она залетает в нос, уши, мечется прямо у твоего лица. Много там и клещей. Поэтому все местные жители прививаются ежегодно от энцефалита. Рассказывают, что в советские времена леса обрабатывали, и их было меньше. Сейчас ничего не делают, и их тьма. Местные даже ловят клещей прямо на своих участках в посёлке».

Но Александра с мужем всё же гуляют. Ведь других способов провести досуг попросту нет. Один театр, в котором они работают, одна библиотека, тренажёрный зал, созданный одним местным умельцем, да и всё.

фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь 4

Зато зимой, по заверению Александры, в Мотыгино даже взрослый мог бы поверить в Деда Мороза. Так много там снега, который к тому же сияюще белый.

«Зима в Мотыгино — это что-то сказочное: белоснежные сугробы в два человеческих роста».

«Мне очень повезло с погодой в первый год. Потому что была красивая золотая осень, потом быстро и мягко началась зима — в ноябре уже лежали снега. А зима в Мотыгино — это что-то сказочное. Белоснежные сугробы в два человеческих роста. Но осталась я не поэтому, конечно. Мы приехали работать, создавать настоящий театр. И мы не сдаёмся».

А нужен ли посёлку театр?

Вопрос, казалось бы, простой, но однозначного ответа на него нет. Местная администрация не только не интересуются театром, который сам по себе делает посёлок особенным, но и не стремятся помочь с решением всех тех проблем, которые давно назрели.

Крыша течёт, здание буквально разваливается, а проводка в состоянии катастрофической опасности. Александра рассказала о том, как в один из дней проводка вспыхнула, и, если бы не грамотные действия одного из работников, театр сгорел бы дотла ещё до приезда пожарных.

Лишь недавняя шумиха со сбором средств на постройку нового туалета, организованная собственноручно режиссёром Дмитрием Турковым, обратила внимание общественности на большие проблемы маленького театра.

Местные жители тоже достаточно равнодушны к искусству. При средней стоимости билетов на спектакли в 150 рублей и стоимости колбасы в 400, многие выбирают колбасу.

фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь 5

Однажды Александра спросила у молодой местной жительницы, которая работает в библиотеке, ходит ли та в Мотыгинский театр. Девушка ответила, что «пока нет».

«Если уж библиотекари здесь в театр ходить не хотят, то чего ждать от обычных работяг?»

«А ведь это такая возможность для них как-то отвлечься от бытовухи, переключиться, отдохнуть морально».

По сути, проблема продвижения театра – одна из тех задач, которые сегодня артисты ставят перед собой. При этом организуют они самые разные проекты и далеко не все они связаны с театром и искусством как таковым. Например, в сентябре этого года именно молодыми активистами была реализованная экологическая акция «Бой мусору».

«В Мотыгино нет канализации. У них есть некие закопанные отсеки для септика. Туда всё и сливается. Потом приезжает машина, откачивает этот септик и вывозит всё прямо в глубь леса. Ни о каком разделе мусора по категориям здесь не слышали и слышать не хотят. Поэтому экологическая проблема в посёлке тоже очень глубокая и серьёзная».

Что может предложить зрителю театр в тайге

Не смотря на все трудности, театралы активно работают, не опускают руки, а потому им есть, чем удивить даже городского зрителя.

Удивительна, например, постановка Дмитрия Туркова «Горка» (А. Житковский). Режиссёру удалось соблюсти тонкий баланс между трагизмом судьбы героини, лиризмом и тонким юмором.

Из классики в Мотыгинском театре можно посмотреть «Женитьбу» (Н. Гоголь) и музыкальную интерпретацию «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Н. Гоголь). Каждая новая сцена, каждая история в постановке по повести – это какая-то новая музыкальная форма.

фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь 6

Есть в театре и спектакли, поставленные приезжими режиссёрами. Так, Пётр Незлученко из Березников поставил им «Не покидай меня» Алексея Дударева.

«Но постановки Туркова всегда самые-самые, потому что он супер-требовательный к себе и актёрам. В поисках новой формы он никогда не гонится за «хайпом». Речь не о форме ради формы. В его спектаклях она лишь помогает подарить тексту новую жизнь, актуализирует его, позволяет современному зрителю не только понять, но и пережить этот опыт».

Всего из Санкт-Петербурга в Мотыгино приехали пятеро энтузиастов. Первым в Сибирь отправился нынешний художественный руководитель театра — Дмитрий Турков (на снимке — слева от Александры). А за ним потянулись Николай Горлов, Александра Исауленко, Никита Васильев и Георгий Киселёв.

фото Из трёшки – в общагу: зачем артистка променяла Питер на красноярскую глушь 7

Сейчас театру нужен капитальный ремонт, артистам не помешала бы прибавка к зарплате, а остальное, уверена Александра, получится:

«Мы не сумасшедшие, сбежавшие в Сибирь от цивилизации. Мы не хотим садиться в кокон, мы хотим вытащить из него других. Если театр будет развивать, будет развиваться и район. Это и есть наша цель. Мы хотели привезти искусство в тайгу, мы хотим творить его здесь, и мы это делаем».

Напомним, спустя 50 лет в Новосибирском театре оперы и балета сыграют «‎Снегурочку», а юных зрителей в новогодние каникулы приглашают на необычную постановку про «‎Ковид».

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...