В Новосибирском театре оперы и балета состоялась премьера оперы «Кащей Бессмертный»; автор музыки и либретто Римский-Корсаков обратился к русскому фольклору и увлёкся персонажами, которые настолько хороши, что трудно воспринимать их как положительных и отрицательных.
Одноактная опера «Кащей Бессмертный» была создана в непростой период российской истории. 1905 год – время мятежных настроений и революционных движений. Премьеру сорвали, так как углядели в произведении сочувствие автора к новым политическим веяниям. Время всё расставило на места, и сейчас опера звучит так, как и должна – самобытно, ярко и сказочно.
Особый мир, в котором живут 5 персонажей, погружает зрителя в аутентичную иллюзию. Здесь слились и сказка, знакомая миллионам, и интересное решение сценографа и художника по костюмам с отсылкой к компьютерным играм.
«В визуальном оформлении мы пошли по пути фольклорно-этнической стилизации, используя мотивы славянского и восточного костюма. Такое решение требует смелости – зачастую мы боимся сделать что-то простое и усложняем, перегружаем смыслами и концепциями, хотя в музыке уже всё есть и нужно только разгадать композитора. Динамику сценическому действию придаёт необычное сочетание этнических костюмов и яркого видеодизайна. Мы хотели в нашей постановке сохранить родовую память, всколыхнуть глубинные эмоции», – рассказывает Вячеслав Стародубцев, режиссёр-постановщик, автор художественной концепции.
Прекрасная музыка, великолепные голоса завораживают с первых минут представления. Дарья Шувалова в роли Царевны Ненаглядной Красы звучит потрясающе, её хочется слушать и любоваться. Очень удачное попадание в образ. То же самое можно сказать и о других исполнителях.
Великолепный тенор Кащей Бессмертный в исполнении Михаила Агафонова вызывает скорее симпатию. Роль старого злодея, испуганного неминуемой смертью, делает персонажа ранимым, а его арии наполняет глубиной.
Его дочь Кащеевна, прекрасное меццо-сопрано Марины Кипинган, отнюдь не злодейка – это женщина, впервые узнавшая любовь, которой не суждено получить взаимность. Пожалуй, самый любопытный персонаж оперы проходит все стадии перевоплощения от «исчадья ада» до жертвы во имя первого светлого чувства.
Римский-Корсаков заложил смысловую глубину переплетений плотского и возвышенного, это касается и музыкальных характеристик персонажей. В каждом есть открытая чувственная энергия и любовь христианская всепрощающая. По мнению режиссёра-постановщика, это сказка о том, что лишь любовь может изменить человека.
После просмотра оперы остаётся послевкусие. Лёгкое, приятное, когда хочется напевать «Сердце в груди» Исаака Дунаевского. Именно эта мелодия почему-то вспоминается, когда выходишь из театра.
Напомним, в НОВАТе уже приготовили программу на долгие январские выходные.