«По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа
фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа

Фото Густаво Зырянова, Виктора Дмитриева

Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана представляет новосибирской публике спектакли «По ту сторону греха» и «Анна Каренина». Уникальная хореография и отточенное мастерство танцовщиков завораживает даже тех, кто не любит современный балет.

Последние гастроли труппы Бориса Эйфмана были в Новосибирске много лет назад. Молодое поколение балетоманов не так близко знакомо с творчеством классика современного балета. Этот пробел теперь устранён: пять дней на главной сцене Новосибирска – торжество авторского хореографического искусства, переосмысляющего шедевры русской литературы в обрамлении классической музыки. Спектакли, не имеющие аналогов – пища для души, ума и созерцания. Искушенная публика и те, кто впервые открыл для себя балет, удивляются и восторгаются одинаково.

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа 2

Размашистые прыжки, эффектные поддержки, иногда граничащие со спортивными пирамидами, накал эмоций и потрясающая энергия. Артисты тонко чувствуют то, что они танцуют. Сложные произведения, ставшие неотъемлемой частью русской культуры, невозможно интерпретировать по-другому. Каждый спектакль «на разрыв аорты». Зритель должен по рисунку танца прочесть заново «Братьев Карамазовых», вспомнить свои переживания, задуматься и проникнуться заново к давно известным персонажам.

«По ту сторону греха» — балет сложный, эмоциональный, его называют интеллектуально насыщенной танцевальной психодрамой.

Это не пьянящее, а отрезвляющее искусство. Балет о безверии и вере, как нельзя актуален сейчас, поэтому хореограф Борис Эйфман и обратился к роману Достоевского. Тотальный кризис ценностей, бездуховность и безразличие – главные болезни современного общества. По признанию Эйфмана, «По ту сторону греха» – это попытка исследовать истоки нравственной катастрофы Карамазовых.

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа 3

«Зритель, конечно же, всё переосмыслит, и не только свои ценности. А взглянув на мир в целом и на глобальные проблемы, которые нас сегодня затрагивают. Я думаю, спектакль станет своего рода потрясением для публики. Он насыщен эмоционально и физически. Это именно то, что необходимо людям сейчас, в нынешнее сложное время», – убеждён Сергей Волобуев, ведущий солист Театра балета Бориса Эйфмана.

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа 4

Сцена Новосибирского театра оперы и балета с наклоном в сторону зрительного зала, артисты привыкли танцевать больше на плоскостях, поэтому были невероятно сконцентрированы. Но при этом, признаются, что на такой роскошной и огромной площадке получали удовольствие и хотелось выкладываться, «отпускать» себя.

«Со сценой Новосибирского театра я познакомилась еще совсем юной. В первые годы моей работы в труппе я приехала сюда и должна была танцевать премьеру «Русского Гамлета». Но тогда что-то случилось с партнёром, и не вышло, – признаётся Мария Абашова, ведущая солистка Театра балета Бориса Эйфмана. – А сейчас мы соскучились по сцене из-за пандемии, тем более такой шикарной, большой и натанцованной. Мы счастливы здесь выступать».

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа 5

Роль роковой красавицы Грушеньки для Марии Абашовой, по её словам, «лёгкая», если это вообще применимо к хореографии Эйфмана, где каждому движению артист отдаётся на 100 %. Нужно совместить физический труд с эмоциональным так, чтобы зритель ни в коем случае не подумал, будто артистам что-то тяжело даётся. И сделать это, выступая в ансамбле великолепных танцоров. С первого появления на сцене Грушеньки, облаченной в красное платье, она зажигает сердца мужчин-партнёров, и высекает искры в сердцах зрителей филигранным мастерством в танце.

Новосибирская публика вкушала спектакль в тишине, не было аплодисментов даже при невероятных па танцоров. Смотрели, фактически затаив дыхание.

Только в финале зал, как жерло вулкана взорвался аплодисментами, в течение долгих минут благодаря артистов. Танцовщики выходили на поклон несколько раз, а зал не стихал, пока не дали занавес.

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа 6

«Мне нравится такая реакция, поскольку я чувствую: тишина возникает не просто так. Это боязнь публики нарушить магию спектакля. Точно так же между частями симфонии не принято хлопать, некрасиво. А после – уже можно отдать все, что накопилось. Я понимаю, что есть эффектные моменты, когда хочется зааплодировать. Вообще, зрители по-разному выражают свои эмоции. В Южной Америке, например, после каждой поддержки следуют возгласы «Вау!» и аплодисменты. В Аргентине реакция на спектакль – и вовсе как на футболе», – рассуждает Олег Габышев, ведущий солист Театра балета Бориса Эйфмана.

На таких постановках понимаешь, что такое эксклюзивность, филигранность, эталон. Балеты, поставленные Эйфманом, не растиражированы по всем театрам мира, как «Жизель» или «Лебединое озеро». Станцевать придуманные мастером партитуры смогут отнюдь не все балетные артисты. Это особая пластика тела, потрясающая выносливость и талант к современной хореографии.

фото «По ту сторону греха»: Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана устроил танцевальное пиршество на сцене НОВАТа 7

Борис Эйфман ставит свои балеты, ориентируясь на конкретных исполнителей главных партий, как бы проверяя их на прочность, подчиняя их тело своим великим замыслам. Искусство рождается «здесь и сейчас», когда ищутся не только общий рисунок роли, а маленькие штрихи к образу. Поэтому и воспринимаются постановки так ярко, оставляя долгое приятное послевкусие и длинный шлейф воспоминаний.

Еще одна деталь Театра балета Бориса Эйфмана, которая не укроется от зрителей, — потрясающая красота труппы. Все артисты как на подбор: высокие, яркие и красивые. Особая каста балетного мира – современная и амбициозная, знающая себе цену и своему месту в искусстве.

 

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...