Реально ли получить кинематографическое образование в Новосибирске, каким образом декорации из клипов оказываются на дачах съёмочной группы и почему «Победа» показывает фильмы сибирских режиссёров бесплатно? Об этом и про эволюцию киноиндустрии в Новосибирске — в репортаже Сиб.фм с первого новосибирского кинофорума Novosibirsk Movie Forum.
Подъём по светлым прохладным ступеням. Ровные ряды стульев и оператор, переставляющий между ними штатив с матово-чёрной камерой. Тонкий звон бокалов с шампанским теряется около высоких потолков. Пресс-конференция Novosibirsk Movie Forum начинается.
Анна Огородникова, программный директор «Победы», в приветственном спиче отмечает:
— Новосибирск — единственное место в центре России, где нет ни одного учебного заведения, которое занималось бы подготовкой кадров для кинематографа. Это огромная зона развития для нашей страны, и мы тоже прикладываем все усилия для развития сибирской киноиндустрии: всем молодым авторам, которые набираются смелости, приходят к нам и просят показать свой фильм на большом экране, мы с радостью помогаем!
Отдельно программный директор вынесла встречи с кинокритиками, режиссёрами, продюсерами и актёрами, которые регулярно устраивает «Победа». «Все эти лекции, показы и фестивали — не отвлечённая теория, а живой разговор, и это уже определённое кинообразование», — уверена Анна Огородникова.
Следующий спикер — Артём Свиряков, руководитель центра поддержки и развития кино «Сибирьфильм», сразу рвётся с места в карьер:
— Надо бросить аккуратничать и начать. Именно для этого нам нужна эта большая встреча всех производителей кино Новосибирска — обсудить мысли, идеи, проекты, возможности.
«Сибирьфильм» зарегистрировали в прошлом году, и форум стал флагманским событием центра, который создали, чтобы начинающие кинематографисты Новосибирска знали, куда прийти за поддержкой.
— Сейчас новосибирским режиссёрам помогают «Победа», Минкульт, 2ГИС и ещё несколько частных компаний. А в основном каждый спонсирует себя сам, — объясняет Артём.
«Кино и любовь — синонимы, потому что нельзя заниматься кино без любви», — сразу заявляет Виктор Буланкин, руководитель Центра креативных индустрий. «И в ЦКИ эпицентром тоже является кино: именно в нём сходятся мода, гастрономия, архитектура, музыка, литература...»
По словам Буланкина, сейчас основная задача — создавать финансовые условия на территории региона и продвигать идею сибирского кино. Чиновник подчёркивает, что о движении талантливых кинематографистов из Сибири в столице известно давно, но призывает не забывать о специальных налоговых льготах, которые есть в регионах и могут стать ощутимой поддержкой в съёмках.
«В Сибири вырастает лучшее, и скоро здесь возникнет свой Сибвуд»,
— убеждён руководитель Центра креативных индустрий.
К разговору о съёмках мгновенно подключился Максим Карпылёв, основатель команды MaxProduction, которая стала генеральным спонсором кинофорума:
— Кино может быть и образовательным контентом! Например, мы в своих работах драматически визуализируем физические явления.
В июле MaxProduction выпустили короткометражную ленту «Гигантская флуктуация» по мотивам главы из повести братьев Стругацких.
На вопрос, что обходится сибирскому кинематографу дороже всего, Максим сразу отвечает:
— Человеческий труд. Все, кто на площадке, встают в 6 утра — а ложатся спать в 4. Во всё время съёмок они посвящают себя только им, и каждому из этих людей нужно раз в пару недель оплачивать как минимум квартиры и кредиты.
По словам основателя MaxProduction, ситуация с техникой полегче, а вот декорации и костюмы тоже обходятся недёшево.
— Иногда нужно снимать огромные коммерческие ангары на месяц или собирать исполинские декорации. А потом мы их просто по дачам растаскиваем, не выбрасывать ведь, — пожимает плечами Максим.
Очередь перед входом растянулась на весь коридор. Предъявившие билеты зрители спешат найти свои места в гулком кинозале. Первый показ кино, сделанного в Новосибирске, начнётся через пять минут.
Пока не погас свет, слово берёт министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева.
— Кино в Новосибирске быть, я говорю это твёрдо и чётко! А вот какому кино — решать вам.
Покажите, зачем ему быть в Новосибирске, есть ли у нас для этого кадры и что для этого нужно. Не бойтесь рассказывать, как вы понимаете кино, — обратилась она к киноделам, собравшимся сегодня в зале «Победы».
На большом экране показали 10 короткометражных картин, снятых в столице Сибири местным режиссёрами. При отборе работ организаторы кинофорума ориентировались на несколько прозрачных критериев: фильмы должны быть сняты в 1-1,5 года и не спонсироваться коммерческими компаниями либо социальными фондами. «Здесь мы постарались собрать разные творческие находки и посмотреть, что из себя представляет сибирское кино сейчас и сделать выводы, куда расти дальше».
Зрители, среди которых собрались как те, кто создаёт кино Новосибирска, так и увлечённые им, звонко аплодируют после каждого фильма. Когда за минуту до финальных титров одной из лент огромный экран неожиданно гаснет, все дважды подбадривают режиссёра оглушающими овациями, а потом в разных местах зала зажигается размытое свечение. Зрители не оставили себя без концовки и сразу же досмотрели её на телефонах — большинство представленных на кинофоруме картин можно найти в свободном доступе.
Практически сразу же после титров последней короткометражки кинозал начинает заполняться снова: через несколько минут стартует второй показ — все желающие познакомиться с сибирским кинематографом не уместились в один сеанс.
На следующий день, когда яркое солнце заливает стены ресторана в «Победе», сибирские киноделы собрались на кино-бранч. За длинным столом собрались режиссёры, сценаристы и продюсеры Новосибирска. Стулья пришлось позаимствовать у соседних столиков.
После нескольких чашек свежего кофе и экспансивных дискуссий авторы пришли к выводу: сибирскому кино катастрофически не хватает хороших историй. Одна из главных причин — отсутствие возможности получить драматургическую базу из рук профессионалов: чтобы научиться искусству создавать истории, нужно доехать как минимум до Москвы или Петербурга.
Но сибирские авторы знают несколько извилистых, как дорожки среди сугробов, способов. Сначала — дистанционное обучение или самообразование. А после — драфты, правки, драфты, финальный сценарий, съёмки, новый драфт.
Примерно так и появились большинство идей, которые авторы презентовали на питчинге, которым завершился кинофорум.
— Из 40 заявок от новосибирских сценаристов мы отобрали 17. Мы сделали наш питчинг своеобразной ярмаркой идей, потому что в первую очередь ищем именно их, — делится Валентин Копалов, PR-менеджер Novosibirsk Movie Forum. — Питчинг шёл 4 часа, и за это время мы нашли 5 сильных заявок и всего пару ну совсем плохих. Остальные идеи на крепком уровне, с которым можно и хочется работать: некоторые сценарии уже нашли своих режиссёров.
Через пару дней организаторы рассказали, что уже ведут переговоры о следующем мероприятии. Его запланировали на ноябрь этого года. «Хотим объединить на одном форуме кино, науку и театр», — поделился концепцией Артём Свиряков. Масштаб события будет точно не меньше первого кинофорума, а значит, сибирское кинематограф уже не остановится.