сегодня
09 октября, 14:38
пробки
5/10
курсы валют
usd 85.41 | eur 95.47
сегодня
09 октября, 14:38
пробки
5/10
курсы валют
usd 85.41 | eur 95.47

Какие налоги не надо платить пенсионерам: льготы и исключения в 2026 году

Фото: Сиб.фм / Денис Винокуров

В России пенсионеры и предпенсионеры могут пользоваться налоговыми льготами. Они распространяются на недвижимость и землю, а в некоторых регионах — на транспорт. При этом с других доходов, включая проценты по вкладам и прибыль от продажи имущества, налог может взиматься на общих основаниях.

Налог на имущество. Пенсионеры освобождаются от уплаты налога за один объект каждого вида: квартиру или комнату, жилой дом, гараж или машино-место, хозяйственную постройку площадью до 50 кв. м, а также мастерскую или творческую студию. Льгота действует, если недвижимость не используется в предпринимательской деятельности.

Земельный налог. Налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость шести соток земли. Если участок не превышает эту площадь, платить налог не нужно. Для земли большей площади налог начисляется на оставшуюся часть. Муниципалитеты могут вводить дополнительные льготы.

Транспортный налог. Условия устанавливают региональные власти. В зависимости от субъекта России пенсионерам могут предоставить скидку или полное освобождение от налога на определённые виды транспорта. Для оформления льготы может потребоваться заявление.

Налог при продаже квартиры. Пенсионеры платят НДФЛ на общих основаниях, если после продажи возникает облагаемый доход. Однако налог можно не платить при соблюдении минимального срока владения недвижимостью — обычно пяти лет, а в отдельных случаях трёх лет. Также предусмотрены имущественный вычет и возможность учесть расходы на покупку.

Налог на банковские вклады. Пенсионеры платят НДФЛ с процентов, если совокупный доход по вкладам превышает необлагаемый лимит. Он рассчитывается исходя из 1 млн рублей и максимальной ключевой ставки Банка России на первое число каждого месяца соответствующего года. Налог начисляется только на сумму превышения.

НДФЛ с пенсии и других выплат. Пенсии, предусмотренные законом социальные доплаты и ряд пособий не облагаются налогом. При этом заработная плата, доход от аренды и другие облагаемые поступления могут облагаться НДФЛ.

Налоговые вычеты. Пенсионеры, у которых есть доходы, облагаемые НДФЛ, например зарплата или доход от аренды, могут претендовать на налоговые вычеты. За лечение неработающего пенсионера вычет при соблюдении условий также может оформить работающий супруг или супруга либо дети.

Если налоговая льгота не применяется автоматически и пенсионеру продолжают начислять налог, он может обратиться в ФНС с заявлением о перерасчёте. Сделать это можно через личный кабинет налогоплательщика, в МФЦ, по почте или лично в налоговой инспекции. Об этом пишет РБК со ссылкой на ведущего научного сотрудника Института финансовых исследований Финансового университета, эксперта проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Марианну Белову. При необходимости к заявлению следует приложить документы, подтверждающие право на льготу. Это могут быть выписка из ЕГРН, договор на недвижимость, пенсионное удостоверение или справка, подтверждающая статус пенсионера.

Загрузка...