Зрителя надо вербовать

Театральный продюсер, критик и менеджер «Норникеля» - о том, зачем Норильску Шекспир

Фото Зрителя надо вербовать

С 14 по 16 октября в Норильском заполярном драмтеатре прошла серия необычных тренингов, семинаров, публичных лекций и мастер-классов, объединённых общей темой — «Шекспир в меняющемся мире». Два дня участники — артисты театра и сотрудники компании «Норникель» — постигали основы шекспировской драматургии и миропонимания, чтобы через это вырасти личностно и профессионально. Корреспондент Сиб.фм узнал у театрального продюсера, профессионального критика и участника тренингов, почему Шекспир и почему в Норильске, помогают ли театральные приёмы в бизнесе и почему у столичных профессионалов за пределами Москвы нет права на ошибку.

Фото Зрителя надо вербовать 2

Олег Кленин, автор проекта, театральный продюсер (Москва)

Образовательная программа прошла в Норильском театре драмы, который и был зачинщиком мероприятия. Вместе с ним мы в качестве эксперимента решили смешать актёров театра с руководителями городских учреждений и менеджеров «Норникеля». Для их обучения пригласили театральных педагогов и преподавателей Высшей школы экономики. В качестве материала мы взяли Шекспира, и не только потому, что весь мир отмечает дату: 400-летие его смерти.

Шекспир — один из тех авторов, который не имеет своего театрального канона.

Он настолько разнообразен, что к нему просто-напросто не существует традиционного подхода.

Фото Зрителя надо вербовать 3
«Шекспир в меняющемся мире» — образовательный проект, разработанный театральным продюсером Олегом Клениным и поддержанный ГМК «Норникель» и министерством культуры Красноярского края

Мы могли бы построить тренинги на Островском и на Мольере, но для первого опыта нам показалось очень правильным начать именно с Шекспира, потому что он, как никакой другой драматург, развязывает нам руки. Тексты Шекспира позволяют построить тренинг с очень широким спектром эмоций и упражнений. Мы очень удачно определились с ним, потому что то, что заложено в шекспировских сонетах близко всем, даже людям, далёким от театра.

Наша команда убеждена, что театральный тренинг всеобъемлющ. Он полон таких упражнений, которые полезны людям в повседневной бизнес-деятельности: владение собой, умение преодолевать конфликты, быть лидером, презентовать свои идеи и проекты, выкарабкиваться из сложных ситуаций... Конечно, за два дня ничего не успеешь. Актёры учатся четыре года. Но поэкспериментировать, понять другую реальность, получить иной опыт, безусловно, полезно людям, которые в театре не работают.

Сам театральный тренинг комплексный: он и пластический, и голосовой, и психологический. Эти упражнения основаны на текстах британского драматурга, но связаны в той логике, которую выстраивает педагог.

Фото Зрителя надо вербовать 4

Такую программу, как сейчас, мы проводим в первый раз, но педагоги и лично я проводили образовательные программы во многих местах. Мы специально собрались с экспертами вместе, потому что у каждого из нас есть своё представление о Шекспире и есть, что рассказать слушателям.
И если говорить о важности мероприятия для города — в Москве и Петербурге есть широкий выбор. В Норильске реализовать свой интерес к творчеству и театру сложнее. В провинциальной местности, проводя такие программы, мы мало с чем конкурируем, и тем больше наша ответственность.

В Москве можно пойти и на другой спектакль, на другую лекцию. Здесь права на ошибку у нас намного меньше.

Фото Зрителя надо вербовать 5
Тренинг проводился для сотрудников компании «Норникель», администрации города Норильска и некоммерческих структур

Во время работы мы чувствовали свою ответственность и перед труппой, и перед участниками.

Нам важно вербовать зрителя. Нужно, чтобы он был активным и интересующимся. Нужно, чтобы артист встречался со зрителями не только во время спектаклей. Конечно, зрители после наших тренингов не станут сразу актёрами и не заведут театр у себя на производстве. Но театр хорош тем, что даёт широкую палитру красок жизни. И может быть, после посещения театров жизнь зрителя станет веселее, разнообразнее.

Фото Зрителя надо вербовать 6

Елена Горфункель, театральный критик, автор лекции о Шекспире в рамках тренинга (Москва)

Моя роль заключалась в том, чтобы осветить один из ключевых пунктов проекта: фигуру Шекспира. Кто это такой, известно абсолютно всем, но мне важно было рассказать подробности, сделать краткий исторический экскурс, дойдя до сегодняшнего дня, рассказать о том, как Шекспира ставят, как играют и какую роль он занимает в современном мировом театральном репертуаре. А занимает он одно из первых мест. Вообще, есть всего два драматурга, которые делят первое место: Шекспир и Чехов.

Сейчас театр становится всё более свободным по отношению к Шекспиру. Но эта свобода — чаще всего к лучшему. Она носит позитивный характер. Свобода театральных средств помогает раскрыть стороны Шекспира, которые либо ускользали раньше, либо погрязли в штампах.

Фото Зрителя надо вербовать 7

Фото Зрителя надо вербовать 8
У Елены Горфункель есть статьи о творчестве Иннокентия Смоктуновского, часть карьеры которого сложилась в Норильском Заполярном театре драмы

Сейчас только что ни придумывают и как только ни пытаются подойти к нему: комбинируют переводы, пьесы, меняют жанр драматургии, привлекают актёров, которые, казалось бы, не подходят для главных ролей шекспировского репертуара. У режиссёров шекспировских спектаклей XX века на первом плане стоит современность: каким образом можно вычитать у Шекспира идеи и смыслы, которые получают отзвук в сегодняшнем дне.

В тренингах по Шекспиру участвовали и артисты, и обычные зрители, в театре никогда не работавшие. Такой выход артистов к зрителям связан с театром Бертольта Брехта, который говорил о том, что зритель в театре слишком давно и долго сидит в кресле, бездействуя. Поэтому задача режиссёра и драматурга — встряхнуть его, заставить обратить внимание на окружающую реальность и попытаться её изменить.

Мне казалось, что эти тренинги обращаются и к широкой публике.

А широкая публика должна находиться не в царстве иллюзий. Театр — не фабрика грёз.

Театр — некая кафедра, где можно поговорить друг с другом: зал — с исполнителем, драматургом и режиссёром, а те — с залом. Такого рода креативный театр можно вынести и с помощью Шекспира тоже.

Сейчас режиссёры оказываются на таком уровне, что им привычные и классические интерпретации оказываются полудохлыми и неинтересными. Им нужно что-нибудь сильное и передовое. Современное должно звучать. В провинциальных городах это очень трудно, потому что провинциальный зритель всё-таки труднее настраивается на новаторскую экспериментальную волну.

Кроме того, в столицах есть довольно большой круг элитарной публики, специалистов и критиков — они составляют авангард движения, который стимулирует поиски и интерес. А провинциальный зритель, по большей части, остаётся консервативным и очень часто не склонен воспринимать то, что ему там приводят.

Режиссёры пытаются, с одной стороны, и угодить, с другой — не приводить что-то сногсшибательное.

Но это ещё зависит и от самого города: насколько он воспитывает такого рода публику, работает с ней, над своей критикой и дорожит режиссёрами — не халтурщиками. А ищущих, настоящих и больших режиссёров сейчас очень сложно заманить в провинциальный город. Нужны финансовые возможности, нужна хорошая труппа и свобода. Нехватка этого препятствует тому, чтобы провинциальный театр находился на уровне столичного.

Если честно, я думаю, провинциальный театр не может сейчас привлечь авангардного режиссёра. Потому что обеспечить такой десант, как сделали в этот раз усилиями «Норникеля», провинциальный театр не сможет. Хотя я знаю такие случаи, когда режиссёры с мировым именем обращались в провинциальные театры и говорили: «У вас очень интересный театр, мы бы хотели у вас поработать». А те самые интересные провинциальные театры — а они есть у нас в стране — не смеют на подобные предложения согласиться, потому что нет денег, чтобы оплатить такую работу. Поэтому они расходятся. И режиссёр, и театр оказываются в полном отчаянии.

Фото Зрителя надо вербовать 9Фотография Романа Брыгина из Архива Сиб.фм

Фото Зрителя надо вербовать 10

Светлана Рубашкина, начальник управления благотворительных программа Заполярного филиала «Норникеля»

Считаю, что проведение такой образовательно-творческой программы полезно и для менеджеров компании, и для города. Что касается тренинга, то было интересно научиться использовать актёрский инструментарий для развития навыков публичной речи, умения чувствовать себя, управлять своими эмоциями и более точно доносить свои мысли до тех, с кем ты общаешься. Через игру и театральные приемы анализировать, что ты делал: как реагировало твоё тело, какими были твои слова, интонации. Тренеры показали нам инструменты, которыми уже сейчас можно пользоваться, и тем самым повышать свой профессиональный уровень.

В этом проекте взаимодействовали люди из разных структур — администрации и учреждений города Норильска, Заполярного филиала «Норникеля», некоммерческого сектора. Это важно, потому что мы все вместе влияем на развитие городской культурной среды, формируем её. А значит, нам всем необходимо тонко владеть такими коммуникативными навыками, как умениями доносить свои идеи, слушать и слышать друг друга, договариваться.

 

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...