сегодня
22 декабря, 19:55
пробки
3/10
курсы валют
usd 102.3 | eur 106.5
83.98% 5.5
сегодня
22 декабря, 19:55
пробки
3/10
курсы валют
usd 102.3 | eur 106.5

Костюмы из глубинки

Фотографии с сайтов newsib.net, bsk.nios.ru, darlingcity.ru

Два года назад на цокольном этаже Новосибирского старообрядческого кафедрального собора во имя Рожества Пресвятыя Богородицы начал свою работу музей, который открыл преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири. Накануне там открылась выставка народного костюма, организованного совместно с Домом русских традиций «КрАсота».

В музее можно познакомиться с прошлым и настоящим старообрядчества в Сибири, увидеть предметы ризницы кафедрального собора: старинные священнические и архиерейские облачения, церковную утварь — литургические наборы и кадильницы, а также писаные и литые иконы, певческие, богослужебные и поучительные старопечатные книги и рукописи. Присутствуют здесь и этнографические экспонаты — предметы крестьянского быта, среди которых особое место занимают традиционные костюмы староверов Алтая и Забайкалья.

Фото Костюмы из глубинки 2

Именно старинному русскому костюму и посвящена нынешняя музейная экспозиция, открывшаяся здесь в день Рождества Пресвятой Богородицы.

— Областной грант позволил отремонтировать помещение, закупить кое-какое оборудование, а наполнением экспозиции занимались мы сами — с помощью других общин, — поясняет руководитель музея Александр Емельянов. — Этот проект был организован при поддержке Министерства региональной политики Новосибирской области и включал в себя несколько выездных выставок, которые проводились нами в разных районах и городах, а заключительная часть — выставка, открывшаяся в наш престольный праздник.

Фото Костюмы из глубинки 3

Фото Костюмы из глубинки 4

Почти все представленные в экспозиции народные костюмы — из собрания заслуженного работника культуры Российской Федерации Оксаны Выхристюк, которая почти сорок лет жизни посвятила изучению фольклорных традиций старообрядцев Ставрополья, Урала, Алтая, Бурятии, Забайкалья и Севера Сибири. После окончания Новосибирской консерватории в 70-х годах она работала дирижёром Академического хора НГУ, а чуть позже поняла, что и у нас в стране есть свои богатые фольклорные традиции.

— Поначалу мы ездили по деревням собирать песни. А с 1981 года я очень заинтересовалась традиционной русской одеждой и успела найти тогда много интересного — это сейчас уже трудно отыскать интересный костюм даже в глубинке, — признаётся Оксана Выхристюк. — На нашей выставке несколько уникальных экспонатов, некоторым из которых больше ста лет. У нас есть и свои новошвеи, которые воссоздают мужскую и женскую одежду по образцам. Стараемся, чтобы всё было сшито очень точно, буквально до сантиметра. Иногда сотрудники института истории даже не могут отличить наши образцы от археографических находок. А вообще-то, у меня есть мечта — шить костюмы на основе старинного кроя, но современные, для повседневной носки.

Фото Костюмы из глубинки 5

На вопрос, отличается ли эта одежда от народных костюмов так называемых официальных православных, она отвечает, что до церковного раскола XVII века все русские христиане одевались как старообрядцы:

— Не скажу, что эти костюмы отличаются от другой традиционной одежды каким-то коренным образом, но ведь чуть ли не в каждом селе жители одеваются немного по-другому. У женщин, конечно, обязательно должны присутствовать головной убор, пояс.

Но именно у старообрядцев меня поразило обилие всевозможных ярких цветов на одежде.

Как сказал организатор выставки Александр Емельянов: «А когда девушки надевают ещё и бусы, и неброскую народную бижутерию, то просто превращаются в сказочно-былинных красавиц».

Стоит заметить, что сегодня в обществе старообрядчество воспринимается как что-то не совсем понятное и далёкое от жизни, да и старинная одежда может показаться лишь этнографической экзотикой. Вдобавок, последние лет двадцать возникла путаница: термин «староверы» стал восприниматься как синоним язычников, хотя на самом деле это то же самое, что и «старообрядцы» — слово, вошедшее в обиход с екатерининских времён и узаконенное указом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», упразднившего нетолерантное «раскольники».

Фото Костюмы из глубинки 6

На самом деле старообрядчество для сибиряков гораздо роднее, чем может показаться. Специфика этнокультурного состава русских сибиряков привела к удивительному слиянию нескольких региональных традиций — от некрасовских казаков до алтайских кержаков. И этнический костюм всегда особенно наглядно отражал не только художественный вкус, но и религиозные и мировоззренческие взгляды. Конечно, традиционная одежда, которую носило большинство староверов сто лет назад, сегодня вышла из повседневного употребления — её надевают только при посещении храмов, а в обычной жизни большинство старообрядцев носят самую обычную скромную одежду.

На открытии выставки с помощью прихожан было организовано своеобразное дефиле — можно было не только увидеть «вживую», как одевались когда-то крестьянские женщины, мужчины и дети, но и многое узнать о тканях и вышивках на старинных сарафанах и рушниках. Чуть позже во дворе собора состоялась и фотосессия: молодые прихожанки продемонстрировали собравшимся свои наряды.

В следующем сентябре община планирует отметить 20-летие со дня завершения строительства собора и в связи с этим провести более масштабное мероприятие (тоже совместно с домом русских традиций «КрАсота») под названием «Праздник для народа» — там будут и ярмарка, и народные игры, и выступление фольклорных ансамблей.

Загрузка...