Вы вот этот ролик ещё не видели? Обязательно посмотрите. В нём показано, как противников выставки «Соединённые штаты Сибири», открывшейся в Сибирском центре современного искусства, настигает настоящая трагедия. Им настолько тягостно созерцание представленных картин, что они готовы назвать авторов работ врагами народа, а их искусство (непременно в кавычках) — дегенеративным. Вы даже представить себе не можете, как им тяжело видеть и название выставки, и сибирский флаг, сделанный по образу и подобию американского.
Создатели ролика напрямую ассоциируют эту символику с приходом в Сибирь жёсткого диктата США, сдачей всех стратегических позиций, проигрышем в войне за души и сердца. Более того, убеждены, что мы, сибиряки, должны культивировать нечто сибирское, не продающееся и не сдающееся западным захватчикам!
Меня, если честно, удивляют такие заявления. Во-первых, участники выставки — не учёные и не социологи, по полочкам расставляющие сюжеты взаимоотношений России и Америки. И не историки, готовые рассказать о проблемах общественных устройств этих государств. И не политики, претендующие на власть. Они — художники, в меру сил и способностей откликающиеся на волнующие их темы.
Во-вторых, почему мы должны реагировать на всего-навсего образы и знаки, на темы и символы как на красную тряпку? Почему при виде флага США глаза должны наливаться кровью? С какой стати, заприметив «звёздно-полосатый», нужно набычиваться и рваться в бой? С кем? Зачем?
Американский флаг — это всё-таки не флаг Третьего рейха, не надо преувеличивать.
Соединённые штаты — обычное государство, с которым у нас не всегда всё было тепло и ладно. Очень сложные, напряжённые отношения. Но почему мы должны выдёргивать из долгой истории двух стран только самое плохое и страшное? Зачем разжигать в себе ненависть на пустом месте?
Давайте уже, наконец, определимся: гуманисты мы или нет? Я знаю, что отдельная категория религиозных людей противопоставляет любовь или просто симпатию к человеку некой абсолютной любви к Богу. Тут есть над чем порассуждать, но я под гуманизмом понимаю лишь уважительное отношение к себе подобным.
Где в картинах «Соединённых штатов Сибири» создатели упомянутого ролика нашли антигуманные образы? По-моему, говорить о чём-то большем, чем ирония, в данном случае сложно. Или художник — и вообще человек — не может позволить себе иронию?
«Жаркие. Зимние. Твои». Официальный слоган Олимпийских игр в Сочи
Художник Василий Слонов из Красноярска, например, вполне иронично относится к Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Так ведь не он один. Причём не к личности спортсмена как такового — спортсменов он, разумеется, уважает, даже восхищается ими. Речь идёт об ажиотаже вокруг оного мероприятия, о процессах, сопутствующих его подготовке: переселении жителей местных окрестностей, вырубке зелени, растрате огромных финансов и многом другом. Художник может не иметь ни доказательств, ни признанных фактов коррупции, но не переживать это он не может.
Понятно, что кто-то спросит: «А с чего вдруг художник должен переживать? Пусть лучше украшает нашу жизнь». Отвечаю: в мире существуют профессиональные дизайнеры, архитекторы, стилисты, и, кстати, те же художники, которые достаточно эффектно и эффективно украшают наш мир. Ну хорошо, спасибо им. Но есть и другие художники, которые что-то такое фантазируют, переживают и иногда, надо признать, заблуждаются. Но даже если и так, что в этом страшного?
Это художественное заблуждение, мысль, гипотеза.
Художник задумывается о нашем мире и о наших правителях, о времени, в котором довелось жить. Ан нет! Оказывается, нельзя — мы можем только любоваться, разглядывая красивые пятнышки?
Не понимаю, какие нарекания могут быть к работам Константина Ерёменко, показавшего альтернативную историю Новосибирска. А что — город молодой, не задавленный преданиями и стариной.
Ерёменко изобразил, например, как новосибирские инженеры конструируют первую в мире модель колеса. Понятно, что в некотором роде это ирония над амбициями сибирского мегаполиса быть во всём первым, но разве не прекрасно, когда есть такие учёные-романтики! Мне недавно позвонила странная дама и рассказала, что открыла искусственный интеллект. Картина, как видите, вполне жизненная и актуальная.
Первую вычислительную машину, обладающую свойствами современного компьютера, собрал инженер Конрад Цузе в 1941 году
Советую обратить внимание на ещё одну работу: сибирскую модель персонального компьютера. Наверное, в ней можно увидеть печальный намёк, что за сотни лет сибиряк так и не смог изобрести компьютер. Зато он в буквальном смысле срубил его с помощью топора! Ведь вся техника сплошь американской, японской, китайской, малайской сборки. Но как можно обижаться на исторический и любой другой факт? Художник шутит именно над самой возможностью такой обиды, когда вместо истории истерия.
Часть зрителей уверенно заявляет, что проект «Соединённые штаты Сибири» имеет сепаратистский характер и политический подтекст. Ладно бы ещё «разъединённые штаты» были, так ведь совсем наоборот! Никто не собирается отсоединять Сибирь или растаскивать регионы в разные стороны. Неужели это нужно объяснять? Не нужно провокаций и скандалов! Давайте начнём прямо с первого класса всё растолковывать, а если всё равно будет непонятно — спрашивать у художника.
У кураторов выставки, насколько я понимаю, были задачи совсем другого порядка. В первую очередь показать современную жизнь глазами сибиряка — остроумного, весёлого и свободного человека, живущего и работающего на сибирской и не только земле. О какой распродаже малой родины может идти речь? Никто из представленных художников не является гламурным брендом или процветающим бизнесменом, усыпанным зелёными открытками с портретами президента Франклина. Все они — простые труженики художественного фронта, наивные и чистосердечные. Как настоящие сибиряки!