Корреспондент Сиб.фм побывал в Пскове на фестивале искусств «Заповедник»: в первой авторской колонке он рассказал о запомнившихся ему своими названиями топонимах и достопримечательностях, а во второй — о сибиряках и других интересных гостях довлатовского фестиваля.
В галерее «Цех» на задворках театра была развёрнута выставка работ ленинградского графика Гаги Ковенчука, приятеля Довлатова и иллюстратора его книжек, умершего два года назад. Вообще-то он был Георгий Васильевич, но все звали его Гага и сам он так свои работы подписывал.
Открытие выставки превратилось в цикл нескончаемых баек о Довлатове, Ковенчуке и их окружении. Так фестиваль сразу взял верный тон и выбрал верный жанр.
Главной звездой этого мероприятия оказалась вдова Георгия Ковенчука — старушка в монисто по имени Жанна. С виду величавая, но вполне богемная.
Она рассказала, между прочим, что Довлатов вовсе не был неприятным типом, каким его часто представляют. Однажды он её сильно выручил: спас от увольнения, напечатав в многотиражке фельетон о директоре издательства, в котором она тогда работала. Директор был самодур с апломбом, но печатное слово в ту пору ещё что-то значило.
Первый день фестиваля. Выставка Георгия Ковенчука Я знал Довлатова
Первый день фестиваля. Выставка Георгия Ковенчука Я знал Довлатова
Первый день фестиваля. Выставка Георгия Ковенчука Я знал Довлатова
Первый день фестиваля. Выставка Георгия Ковенчука Я знал Довлатова
Первый день фестиваля. Выставка Георгия Ковенчука Я знал Довлатова
Среди работ Ковенчука я обнаружил пейзаж с терриконом с подписью: «Киселёвск, 1982 г.». Жанна рассказала, что Гага действительно бывал в Кузбассе на заработках. Однажды его там забыли в шахте, и он долго выбирался пешком по уклону.
С тех пор, завидев леди Гагу на завтраке в гостинице, мы с женой к ней неизменно подсаживались.
Всякий раз она начинала: «А вы знаете, Довлатов меня однажды здорово выручил...»
Фестиваль «Заповедник» проводится в Пскове ежегодно с 2015 года
Но когда её удавалось столкнуть с заезженной дорожки, начинала что-нибудь о Николае Акимове — легендарном ленинградском режиссёре, первом постановщике комедий Шварца. Или о Николае Кульбине — военном медике в генеральском чине, покровителе петербургских футуристов. С ними чета Ковенчуков состояла не то в родстве, не то в свойстве.
Среди других знаменитостей мелькнул кинорежиссёр Звягинцев, представлявший свой фильм «Нелюбовь». Авторитетный искусствовед Боровский. Несколько видных питерских актёров. Выделялся и Дмитрий Шагин, предводитель питерских митьков. Мы с ним были шапочно знакомы ещё с Питера. Но на фестивале он всюду появлялся в свите дамочек-искусствоведок. Среди них была, например, Елена Баснер — та самая, которую в прошлом году пытались засудить за неправильную экспертизу.
Второй день фестиваля. Показ фильма «Нелюбовь».
Второй день фестиваля. Показ фильма «Нелюбовь».
Второй день фестиваля. Показ фильма «Нелюбовь».
В общем, мы к ним не лезли: у них своя компания, у нас своя. Только обменивались репликами, столкнувшись где-нибудь на улице Красных Просвещенцев:
— А вы почему не в ту сторону идёте?
— А мы идём с лекции, которую вы, похоже, прогуляли.
— А мы идём на спектакль, который вы, похоже, намереваетесь прогулять.
Интервью с Борисом Хлебниковым, режиссёром Аритмии
— Ну вот и хорошо: таким образом мы с вами охватим все мероприятия.
Но куда интересней был другой случай. Как-то, добравшись до гостиничного номера уже к полуночи, мы с женой посмотрели на сон грядущий по телевизору фильм Алексея Федорченко «Небесные жёны луговых мари». Просто не смогли оторваться. Весь фильм был пропитан простодушно-лукавой эротикой: это вам не звягинцевская многозначительная нелюбовь.
Наутро садимся в микроавтобус, чтобы ехать на очередное мероприятие. И что вы думаете: вслед за нами входит героиня фильма, марийская рыжеволосая нимфа. Даже одета также: долгополая и с цветком в волосах.
Оказалось, это актриса московского «Гоголь-центра», которая и в самом деле снималась у Федорченко.
Но на несколько минут я и впрямь готов был поверить в материализацию духов и раздачу слонов.
Актёр и руководитель кемеровского театра «Ложа» Сергей Наседкин приехал на фестиваль представлять фильм Бориса Хлебникова «Аритмия». Тоже, кстати, про любовь и нелюбовь. Наседкин снялся уже в четырёх хлебниковских фильмах. Роль у него в «Аритмии», правда, небольшая. Но, как резонно рассуждает Сергей, лучше маленькая роль в хорошем кино, чем большая в плохом.
Третий день фестиваля. Премьера фильма «Аритмия».
Третий день фестиваля. Премьера фильма «Аритмия».
Третий день фестиваля. Премьера фильма «Аритмия».
Хотели заполучить на фестиваль и новосибирский «Красный факел» со спектаклем по Довлатову — говорят, смешным. Но театр уехал во Францию, и фестивальную программу пришлось спешно перекраивать. Между прочим, поставил спектакль в «Красном факеле» Дмитрий Егоров, сын Марины Дмитревской — редактора «Петербургского театрального журнала», от которого я и взял аккредитацию на довлатовский фестиваль. В общем, мир тесен, а круг узок.