сегодня
28 марта, 17:39
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.59 | eur 100.2
сегодня
28 марта, 17:39
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.59 | eur 100.2

Немецкое кино на сибирском

Фотографии Анны Кузьменковой и Евгения Бекарева

Казалось, фестивали кино различных стран в Новосибирске только начали набирать обороты и большую популярность. Однако поправки в закон могут пресечь эту деятельность. Директор местного Гёте-Института Пер Брандт рассказал, что грозит фестивалям, а также порассуждал об идентичности немецкого кино.

С 16 по 22 октября в Новосибирске проходит Фестиваль немецкого кино, который организуют Гёте-Институт и кинотеатр «Победа». Десять новых топовых немецких фильмов, вышедших за последние два года и зарекомендовавших себя на престижных международных кинофестивалях, покажут новосибирцам в «Победе». Также в программе Фестиваля немецкого кино есть встречи с гостями из Германии, традиционный конкурс кинорецензий.

Фото Немецкое кино на сибирском 2

В августе президент России Владимир Путин одобрил поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые ужесточат процедуру организации показов и оставят без льгот значительную часть существующих фестивалей. Прокатные удостоверения можно будет обретать только на узкое количество иностранных фильмов. Исключениями станут фестивали, у которых есть конкурс и жюри. Данное известие вызвало немало критики в свою сторону. Журналист Сиб.фм встретился с директором Гёте-Института в Новосибирске Пером Брандтом накануне открытия фестиваля немецкого кино и узнал его мнение о данных поправках и многом другом.

Фото Немецкое кино на сибирском 3

Ещё до того, как работа в Гёте-Институте занесла вас в Сибирь, вы участвовали в организации независимых фестивалей искусств по Европе. Расскажите, есть ли отличия в организации фестивалей в Европе и в Сибири?

Особой разницы нет, где проводить фестиваль кино. Как правило, тебе нужен профессиональный партнёр, и здесь у нас есть невероятный кинотеатр «Победа» — такой даже в Европе редко можно найти. Процесс получения лицензии в данный момент тоже везде пока что примерно одинаковый.

Отличается ли выбор кино для европейских и новосибирских зрителей?

Программу составляли эксклюзивно для Новосибирска я со своей сотрудницей. Мы вместе садились и обсуждали хорошие фильмы последних двух лет, которые выходили в Германии. И критерии отбора были те же самые, что и для немецкой публики: художественная ценность и общественная релевантность.

Фото Немецкое кино на сибирском 4

Есть, наверное, отдельные какие-то исключения. Например, фильмы, которые могут иметь локальную значимость для немецкого зрителя, но не очень уместны для фестиваля и не привлекут большого внимания.

Нет ли разницы в аудитории подобных фестивалей?

Мы различаем два вида публики, которая к нам приходит. Первое – это синефилы. Такая аудитория есть и в Германии, и она мало чем отличается от российской. Второе – те, кто имеет какое-то отношение к Германии. Например, они там учились, или учат язык на наших курсах.

Фото Немецкое кино на сибирском 5

А в плане возраста?

На фестивалях кино других стран, на которых я был в Новосибирске, заметил, что аудитория здесь очень молодая. Меня это радует, поскольку это открытая, заинтересованная публика. А в Германии она бы была разновозрастная.

Фото Немецкое кино на сибирском 6

Мне кажется, присутствие молодых людей в Новосибирске на культурных мероприятиях, связано с тем, что, как зачастую, это студенты или люди без детей. Здесь намного раньше заканчивают учёбу и рожают детей.

В Германии бывает, что некоторые в 30 лет ещё студенты, а дети у них появляются уже ближе к 40 годам. И такая публика ходит на мероприятия.

Поэтому в связи с этим растягиваются возрасты аудитории.

Наверняка вы слышали о поправках в закон, ужесточающих демонстрацию фильмов без прокатного удостоверения на кинофестивалях. В целом как вы относитесь к этому?

Этот закон, насколько я знаю, вызвал широкий протест в русской кинематографической среде, и для нас он может грозить большими проблемами. Если его примут в той форме, в какой он сейчас, то подобные фестивали кино, скорее всего, будет невозможно проводить.

Фото Немецкое кино на сибирском 7

Кажется, сейчас идут переговоры об изменениях формулировок, с тем чтобы закон получил более прагматический характер.

Но если закон примут в таком виде, в каком он сейчас, то можно ли ожидать изменения в фестивале? Например, что в следующий раз в нём появится жюри.

В законе прописаны исключения для определённых фестивалей, в которых присутствует жюри и конкурсная программа. Вероятно, прежде всего, здесь имеются в виду крупные фестивали. Пока ещё не понятно, можно ли отнести к этой категории такой фестиваль как наш, который имеет только локальное значение.

По вашему мнению, в чём смысл и польза подобных фестивалей иностранного кино?

У таких фестивалей две главные задачи. Первая – ознакомиться с другой культурой. С помощью кино мы можем дать человеку почувствовать, что сейчас происходит в Германии. Второе – художественные тренды. Ты живёшь в России, но при этом знаешь, что происходит в кинематографе других стран.

О немецком кино. В чём вы видите его идентичность? Есть ли общие мотивы, темы, черты у современных работ немецких режиссёров?

Я довольно скептически отношусь к любым обобщениям и не хотел бы давать точное определение немецкому кино. Но, безусловно, кинематограф отражает те темы, о которых дискутирует немецкое общество. К ним относятся, например, миграционный кризис и новая волна усиления правого радикализма.

Фото Немецкое кино на сибирском 8

В целом можно сказать, что в Германии сейчас снимают меньше исторического и воспитательного кино. Появляется всё больше кинопродукций, которые стараются избегать простых посылов, предпочитая показывать зрителю противоречивость и комплексность явлений. В качестве примеров здесь можно привести фильмы «Дикая» режиссёра Николетт Кребитц, «Тони Эрдманн» Марен Аде, «Самокритика буржуазного пса» Юлиана Радльмайера. Кроме того, остросоциальные темы приобретают особую значимость. Это мы наблюдаем в «Транзите» Кристиана Петцольда или в картине «На пределе» Фатиха Акина. На мой взгляд, художественное качество и общественная релевантность немецкого кино растут.

Фото Немецкое кино на сибирском 9

Фото Немецкое кино на сибирском 10
Драматический фильм «Нелюбовь» был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Знакомы ли вы с русским кинематографом?

Я ещё в самом начале. Фильмы, которые меня впечатлили: «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Левиафан» и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Мне кажется, есть ещё очень много хороших фильмов и я рад с ними знакомиться.

Вопрос, не относящийся к теме. Зимой, когда вы давали первое интервью Сиб.фм, вы сказали, что только начинаете изучать русский язык и знаете только три слова. Произошёл ли прогресс?

Фото Немецкое кино на сибирском 11

Маленький совсем. У меня небольшое соревнование с женой, которая также учит русский. Она уже добилась серьёзного прогресса, а я очень отстаю от неё. В моем профессиональном окружении много людей, хорошо говорящих на немецком. На работе практически не бывает случаев, когда мне нужно говорить на русском языке без переводчика. В нашем личном окружении много россиян, которые знают английский. Но я всё равно продолжаю работать над тем, чтобы мой русский стал лучше.

Загрузка...