сегодня
22 декабря, 19:13
пробки
3/10
курсы валют
usd 102.3 | eur 106.5
83.98% 5.5
сегодня
22 декабря, 19:13
пробки
3/10
курсы валют
usd 102.3 | eur 106.5

Искусство вокруг шеи

Фотографии предоставлены «Альянс Франсез — Новосибирск»

У женщины есть несколько сотен платков от известной французской марки, такие же носили Одри Хепбёрн, Сара Джессика Паркер и Софи Лорен — каждая модница могла бы позавидовать её коллекции. Однако она никогда их не надевает, бережно храня в коробках. И только лишь несколько десятков ценных экземпляров выходят в свет, но... гордо их демонстрирует публике её муж, а не она. И не на плечах, а на стенах Новосибирского краеведческого музея — в апреле там открылась выставка легендарных редких платков Hermès.

До 17 июня ценители, как мира моды, так и изобразительного искусства, смогут пройтись по «Шёлковому лабиринту» и полюбоваться шедеврами французской моды. Выставка платков Hermès из собрания Maison Carré Foundation приурочена к 15-летию «Альянс Франсез — Новосибирск». Генеральный партнёр выставки БКС Ультима private banking и информационный партнёр — «Собака».

Фото Искусство вокруг шеи 2

Основатель Maison Carré Foundation, искусствовед русской живописи конца 19-го и начала 20-го века Александр Цыбин бережно хранит у себя дома в больших коробках из IKEA около 700 шёлковых полотен от Hermès. Каждое утро, без выходных и праздников, он просматривает сайты аукционов и винтажных магазинов в поисках нового ценного экземпляра. Важно не просто найти уникальный платок, но и приобрести его по разумной цене.

— Терпение и труд всё перетрут. Поэтому главное немножечко подождать. Дорого может купить каждый дурак. А купить дёшево — это большое искусство, — с гордостью заявляет Александр Цыбин.

Фото Искусство вокруг шеи 3

В конце 70-х годов он впервые увидел платок Hermès у своей тёти, которая часто ездила во Францию.

— Я тогда поразился, насколько он красив! Насколько он похож на картину, — вспоминает мужчина.

Собирать платки Hermès Александр Цыбин предложил своей жене примерно восемь лет назад. Мужчина отмечает, что идея к ним пришла спонтанно. За этот период супруги собрали одну из крупнейших коллекций платков Hermès в мире.

Фото Искусство вокруг шеи 4

Фото Искусство вокруг шеи 5

Фото Искусство вокруг шеи 6

Это уже третья выставка из собрания Maison Carré Foundation. Первые две проходили в Москве и Санкт-Петербурге. В Новосибирске представлено 79 экземпляров, 27 из которых ранее нигде не выставляли.

— Платки для выставки в Новосибирске я выбирал по велению сердца. Коллекция для любого коллекционера — это как дитя. И всегда хочется похвастаться успехами своего ребёнка, показать его всему миру. Почему именно 79, а не 80? Ну, так получилось. Один платок сказался больным и решил побыть дома, — рассказал владелец коллекции.

Фото Искусство вокруг шеи 7

Фото Искусство вокруг шеи 8

Фото Искусство вокруг шеи 9

Каждый экспонат выставки — произведение искусства с уникальной историей. В краеведческом музее представлены ранние и редкие дизайны 1938-1965 годов, «русская тема в платках Hermès», а также дизайны, выпущенные по специальным заказам и не поступавшие в продажу. Примечательно, что сам дом Hermès не выдаёт никакой информации о происхождении тех или иных работ. Всё, что написано на табличках рядом с платками на выставке — это добыто самими Александром Цыбином и его женой в ходе исследований.

— За все 80 лет существования дом Hermès так и не сделал ни одного каталога своих дизайнов с описаниями, годами выпусков.

Это всё — наши изыскания. Дом Hermès как устрица в ракушке, закрылись и информацию по неизвестной причине не выдают, — отметил коллекционер.

Выставка условно разделена на три части. Первая — ранние редкие платки, начиная от 1920 годов до 1967 года: первые 30 лет производства Hermès. Вторая часть — самые редкие дизайны, которые можно было купить в магазине, в том числе шесть платков, посвящённых русской культуре. Третья часть — лимитированные платки, которые, как правило, не продавались в магазинах, а выпускались по специальным заказам, к важным событиям, для монарших домов, крупных компаний и так далее.

Фото Искусство вокруг шеи 10

Александр Цыбин ведёт к первому экспонату. Он с гордостью встаёт перед рамой с ярко оранжевым платком, который словно перемотан чёрными лентами. Рядом со своими экземплярами коллекции искусствовед оживает, становится уверенней и с гордостью рассказывает про каждое произведение.

— Это стилизация той самой вожделенной оранжевой коробки Hermès, перевязанной лентами. Автор этого платка глава дома Hermès Жан Луи Дюма. Этот платок всегда был бестселлером, — резюмирует коллекционер.

Следующий экспонат «Компаньон рыболова» — самый ранний платок из коллекции. Выпущен в промежутке между 1928 и 1937 годами. Это репринт гравюр из фантастической книги о рыбалке, которая была выпущена в середине 17 века. Дело в том, что изначально платки Hermès не имели самостоятельных дизайнов, а повторяли старинные гравюры. Исполнен он чёрно-белом цвете, на краях видны затяжки и маленькие грязные пятна.

— Конечно, есть экземпляры и с пятнышками, дырочками, затяжечками. Как искусствовед, я вам скажу, что можно всё реставрировать, можно сделать старую икону, будто её написали только вчера.

Но это след времени. И если они есть, то я считаю, что они так и должны быть всенепременно, — пояснил Александр Цыбин.

Следующая редкая и интересная экспозиция — фрагмент Гобелена из Байё, памятника средневекового искусства, изображающего сцены подготовки нормандского завоевания Англии, битвы при Гастингсе и созданного в конце 11 века. Данный платок был выпущен домом Hermès в 1940 году. Коллекционер отмечает, что найти этот экземпляр было настоящей удачей.

Фото Искусство вокруг шеи 11

На следующем платке красуются изысканные блюда и напитки французской кухни. Но это не просто искусное изображения пиршеств — а символ сохранения традиций своего народа, погибающего под гнётом фашисткой Германии. В 1942 году дизайнер Роберт Дюма, который на тот момент являлся главой Hermès, создал этот платок в то время, когда Франции было нечего есть. Этим дизайном он хотел напомнить своим соотечественникам: чтобы ни происходило, их ценности вечны и незыблемы. В том числе и знаменитая французская кухня.

Фото Искусство вокруг шеи 12

Сын дизайнера, который впоследствии стал главой Hermès, Жан Луи Дюма признался, что впервые увидел пудинг на платке своего отца.

Фото Искусство вокруг шеи 13

Есть на выставке и работа, информацию о которой Александру Цыбину с женой так и не удалось найти. Это платок под названием «Насекомые»: каждый жучок на белом фоне словно живой. И это 1958 год, когда технологии были на уровне каменного века и трафарет с каждым цветом приходилось рисовать вручную, а затем вручную всё наносить на шёлк. На выставке в Москве данное произведение крайне впечатлило российского дипломата Марию Захарову. Коллекционер отмечает, что она его чуть не унесла с собой.

Фото Искусство вокруг шеи 14

Описать красоту и содержание платков словами невозможно, как, если бы попытаться передать магическое притяжение улыбки Моны Лизы. Художники не просто создают дизайн для очередного аксессуара: каждый раз это работа над очередным произведением искусства. Обмотать ли платок вокруг шеи или повесить на стену музея — спорный вопрос. Но в любом случае, надевая на себя платок Hermès, женщина определённо становится частью целого произведения искусства.

Загрузка...