Экс-лидер рок-группы «Ва-банкЪ» Александр Ф. Скляр выступил в новосибирском Академгородке с получасовой лекцией о лидере мистического подполья Москвы — Евгении Головине. Артист рассказал о знакомстве с писателем, попадании в больной нерв толпы и трансцендентной стороне бытия. Корреспондент Сиб.фм не мог пропустить это алхимическое превращение и внимательно выслушал начинающего эзотерика и оккультиста.
По словам Скляра, скромно присевшего за небольшой стол в центре едва освещённого зала, формат публичной лекции остаётся для него неосвоенным. Более того: в Новосибирске он дебютировал. Музыкант обозначил тему выступления как «Евгений Головин и проблема Эльдорадо», и тут же попросил прощения за пафос.
— А кому вообще знакомо это имя? — обратился докладчик к трём десяткам энтузиастов (лекция носила сугубо просветительский и отчётливо некоммерческий характер).
Пять поднятых рук до известной степени отстояли статус Академгородка в глазах москвича.
— О Головине можно говорить долго и безрезультатно, — продолжил он. — А можно коротко, но тоже безрезультатно.
Скляр посетовал, что избранный им объект исследования «выпадает из всяческих дефиниций», а потому просто перечислил профессии и увлечения кумира: поэт, музыкант, переводчик, культуролог, философ, мистик, литератор и традиционалист.
Так как для просвещённой публики озвученная информация была далеко не новостью, артист добавил: «Евгений Головин — автор песни „Эльдорадо“, нашей главной визитной карточки».
Александр Ф. Скляр пять лет проработал дипломатом в Северной Корее
Корреспондент Сиб.фм, привыкший называть этим испанским словом сеть отечественных магазинов бытовой электроники, был несколько растерян и удивлён.
— Считаю, что «Эльдорадо» — совершенно гениальная песня, — без лишних предуведомлений объявил Скляр. — Одна из лучших в
Певец предложил аудитории обратить внимание на шлягеры далёкого прошлого («Тёмная ночь», «Подмосковные вечера», «День победы») и убедиться, что большинство из них просты и однозначны. В случае же с «Эльдорадо» всё наоборот, убеждён Скляр, однако песня стала хитом.
— Просто слушатель считывает поверхностный код песни, — предположил музыкант, чуть ранее заявив, что в тексте присутствует романтика, а о личной жизни Головина он говорить отказывается. — Главное, чтобы в песне было попадание в нерв толпы.
Судя по обрывочным воспоминаниям гостя, его знакомство с многолетним наставником произошло на лестничной площадке, когда подросток Скляр открыл дверь перепутавшему номер квартиры
На пачке было написано два слова: Гермес Трисмегист.
О загадочном авторе «герметических текстов», астрологе, маге и алхимике Трисмегисте юный Скляр не знал, но кое-какие выводы сделал — и увлёкся потусторонними силами.
Новоявленный лектор не переставал подчёркивать объём знаний своего старшего товарища, его невероятный кругозор и память. По его словам, Головин знал как минимум пять языков, обучался у сибирских шаманов и был в сложных отношениях с отцом, которого называл «гадиной».
— А кто-нибудь сможет перечислить шесть имён Парацельса? — спросил Скляр, вспомнив о средневековом алхимике.
В 1995 году по опросу «Радио Максимум» песня «Эльдорадо» вошла в число 50 лучших песен года
— Парацельс, Филипп, Аврелий, Теофраст, Бомбаст, фон Гогенхайм — нашёлся один из зрителей, подтвердив интеллектуальные претензии Академгородка.
— Да, — довольно кивнул музыкант, — но Головин говорил о семи именах. Седьмого он никогда не называл, но настаивал, что их никак не шесть.
Корреспондент Сиб.фм с тем же успехом мог утверждать, что их 36,6.
По словам Скляра, Головин особо ценил фармацевта Василия Валентина (создателя соляной кислоты), Николя Фламеля (изобретателя философского камня и эликсира жизни), патриарха Филарета (сторонника семибоярщины и противника Василия Шуйского), Фулканелли (одного из самых известных алхимиков
7 сольных альбомов на счету экс-лидера «Ва-банка»
Последнего Головин безмерно ценил и не мог не перевести программный сонет «Гласные» (там, где про «бархатный корсет на теле насекомых» и «трепетная рябь зелёных вод широких») и «Пьяный корабль» («Я видал, как в болотах глухих и зловонных в тростнике разлагался Левиафан»). Произведения Александра Ф. Скляра поэт не переводил.
В завершение лекции гость разразился вдохновенной речью о трансцендентной стороне бытия, другой реальности и прочем спиритизме. За рамками доклада подающего надежды мага остались Сведенборг и Калиостро, Блейк и Гёте, Новалис и Гофман, По и Бальзак, Бодлер и Мопассан. Корреспондент Сиб.фм так ничего о них и не узнал.
А тем более о Головине.