Живи реальной жизнью

Как жители Алтая чтут традиции и делают бизнес в чистом поле

Фото Живи реальной жизнью
Фото Живи реальной жизнью

Фотографии Антона Уницына

«Когда я была маленькая, знаете, какое было у меня любимое развлечение? Заберусь вечером на забор и сижу, жду мужиков с работы. Они вечером идут, а я им кричу матюки. Они в ответ матюгаются на меня. Я что-то новое для себя услышу, запомню и в следующий раз на других мужиков новыми матюгами ругаюсь», — смеётся хозяйка экофермы Наталья Альбертовна Мамыева. Принципу «учиться, а потом предпринимать» она следует с детства. Наталья рассказала корреспонденту Сиб.фм, почему нужно уважать традиции земли, на которой живёшь, почему в деревне не выжить одному и чем современному горожанину может быть интересно мастерство выделки кож.

Эко-, агро-, сельский туризм — у этого понятия множество названий, означающих примерно одно и то же — перемещение городского жителя из деструктивной среды мегаполиса в «потерянный рай» сельской местности. При этом важно погрузиться в неторопливый темп её жизни, а для этого — прислушаться к местным жителям. Они становятся для путешественника не просто поставщиками экологически чистых продуктов, но и проводниками в мир собственной культуры.

Фото Живи реальной жизнью 2

Фото Живи реальной жизнью 3

Фото Живи реальной жизнью 4
Бичикту-Боом (алтайск.) — «отвесная скала, покрытая письменами». Деревня в Онгудайском районе Республики Алтай

Наталья родилась в старинной деревне Кулада и принадлежит к алтайскому роду Тюголь-Майман. По образованию она библиотекарь. Долгое время работала в одной из школ Горно-Алтайска учителем истории. В конце 1980-х решила, что в городе ей больше делать нечего, и уехала в деревню Бичикту-Бом, где получила от государства участок, построила дом и начала вести хозяйство.

— Идея открыть собственное дело зрела несколько лет, и в 2009 году я определилась с направлением: экокультурный туризм. Никакого опыта предпринимательства у меня не было. Особенности местности, истории и традиционной культуры Алтая — вот что я захотела показать туристам, поэтому решила открыть «зелёный дом» на базе собственного приусадебного хозяйства. Люди могут приезжать и не просто ходить на экскурсии и в походы, а знакомиться с традиционным укладом жизни алтайцев. Мои гости могут чему-то научиться, например, участвовать в мастер-классах по выделке шкур и валянию войлока, — рассказывает Наталья.

Фото Живи реальной жизнью 5

Фото Живи реальной жизнью 6

Фото Живи реальной жизнью 7
Недавно в Кош-Агачском районе открылась крупнейшая в Сибири солнечная электростанция

Усадьба Натальи мало чем отличается от других домов в деревне: во дворе непременный аил — традиционная алтайская шестигранная юрта, которую в наши дни используют как летнюю кухню. Позади дома — загон для домашнего скота. У Натальи около пятидесяти овец, пять коров, огород — такое хозяйство на Алтае считается мелким. Пёс реликтовой породы монгольская овчарка-банхар встречает нас, дружелюбно виляя хвостом. О ремесле, которым занимается хозяйка, можно догадаться по невыделанной лисьей шкуре, висящей у входа; о том, что домик в алтайской деревне посетило множество человек из разных городов и стран, говорят памятные рисунки на стенах летней кухни.

Хозяйка считает, что о работе нужно говорить за работой, поэтому приносит из кладовки образцы своих изделий — традиционные алтайские шапки, одеяла из бараньих шкур, войлочные тапочки, а также «хит продаж» среди местных охотников и рыбаков — ичиги, то есть тёплые войлочные вкладыши в сапоги.

В алтайских деревнях большинство жителей так или иначе предприниматели, в основном — фермеры. На существующие в республике зарплаты просто не выжить.

Фото Живи реальной жизнью 8

Фото Живи реальной жизнью 9

Свет тускнеет, а потом снова разгорается — это вскипел и отключился чайник. Напряжения в сети хватает только на несколько лампочек.

Как ни странно, начать собственное производство меховых и войлочных изделий Наталье, как и многим алтайским фермерам, мешает вовсе не забвение народных традиций, а банальный недостаток электроэнергии.

— Почему именно переработка меха и шкур?

— Я умею это делать — навыки получила от родителей, а меховые и овчинные изделия сейчас востребованы. Местные жители хорошо берут зимой что-нибудь полезное, например, меховые автомобильные коврики или одеяла. Городские чаще покупают летом и более декоративное, вроде картин из войлока. Проблема в том, что в республике практически нет мини-цехов по переработке пушнины, хотя охотники в сезон добывают очень много шкур — лисьих, беличьих, сусликовых — их либо сдают в качестве сырья заготовителям, либо они просто гниют.

Фото Живи реальной жизнью 10

Фото Живи реальной жизнью 11

Фото Живи реальной жизнью 12
Где найти шамана?

— Что нужно для запуска производства?

— Чтобы запустить линию переработки кожсырья, нужно около 3-3,5 миллионов. Это сумма затрат на станки, строительство помещения, подключение к энерго- и водоснабжению, утилизацию вредных отходов, водоочистные сооружения. Я взяла кредит и купила пять станков для обработки кожи и швейное оборудование. Думала, в сарае переработаю большое количество шкур, а зимой можно будет пустить их в производство. Однако оказалось, что существующая электросеть не способна обеспечить работу промышленного оборудования.

Станки стоят в сарае и не приносят дохода, а шкуры я пока обрабатываю вручную. Нужен трёхфазный ток, а на новую подстанцию в республиканском бюджете нет средств.

При таких темпах у Натальи получается выделать две шкуры в день, в то время как на станке можно обработать 100-150 лисьих шкурок или 10-15 овчин. Чтобы изготовить, например, меховой жилет, одной мастерице приходится работать 4 дня — получается очень трудоёмко, и потому дорого.

Пока нет цеха, Наталья принимает туристов, рассчитывающих на «медленный» вдумчивый отдых и делает упор на культурологическую составляющую. Гостям она рассказывает древние легенды, объясняет местные традиции и раскрывает систему алтайского мировоззрения. В её планах — развитие научного туризма для людей, увлекающихся историей, археологией, растительным и животным миром Алтая.

Фото Живи реальной жизнью 13

Фото Живи реальной жизнью 14

Фото Живи реальной жизнью 15
Беловодье — страна рая свободы, легенды о которой связывают со старообрядческими общинами XVIII века или буддийскими преданиями

— Чего у меня нет, так это чисто развлекательного туризма: экстрим, прыганье с тарзанки — этого просто не люблю. Вот и не открываю никаких баров-кофеен. Ведь сюда приезжают побыть на природе, собраться с мыслями.

Туристы узнают о «зелёном домике» в Бичикту-Бооме по сарафанному радио: Наталья старается избегать случайных визитов и намеренно не даёт широкую рекламу.

— Я работаю с изначально культурными людьми. Эта клиентура сформировалась в своём кругу, так что не бывает эксцессов, когда сюда попадает тот, кто не планировал.

Вести хозяйство и бизнес Наталье помогает не только собственное чутьё, но и международный опыт.

Как мастер традиционного ремесла и представитель коренного этноса она объездила немало стран, чтобы учиться грамотной «подаче» традиционной культуры.

Например, национальный парк Адирондак (Калифорния) Наталья посещала, чтобы освоить технологии этнотуризма в индейских резервациях. Индейцы тоже навестили усадьбу в Бичикту-Бооме. На память они оставили открытки с Йеллоустонским национальным парком, которые теперь висят на стене в гостиной, — по соседству с плакатом, призывающим охранять снежных барсов.

Фото Живи реальной жизнью 16

Фото Живи реальной жизнью 17

— У индейцев это, конечно, на высокий уровень поставлено, — улыбается Наталья. — Знают, как из любой мелочи, даже вот старых ботинок, принадлежащих деду, сделать достопримечательность. Все маршруты у них просчитаны — шаг в сторону сделать нельзя. У нас туризм более «дикий», но тоже есть чему поучиться — например, совмещать охрану заповедных территорий и традиционное природопользование. Или вот — как индейцы делают сувениры. Должна сказать, этновещи — эксклюзивный, и потому дорогой товар. Позволить себе подобные изделия могут только богатые люди.

Фото Живи реальной жизнью 18
Тенгрианство — религия древних тюрков, вера в небесного отца Тенгри, зримое воплощение которого — голубое небо

Получается, вроде народное — вовсе не для народа. Но зато — не одна я с этой проблемой. Чем себя и утешаю.

Живи этой жизнью — постигай реальный мир

По вере Наталья относит себя к тенгрианам. Как верующая она с иронией относится к эзотерике. При этом путешествия и общение с гостями со всего земного шара делают её настоящим космополитом.

— Когда я бываю в других странах или регионах России, стараюсь посетить местные храмы, — говорит Наталья. — Католический костёл — чтобы послушать орган, ведь только там он звучит с духом божьим. В православные храмы меня влечёт интерес к церковной росписи. В буддистских дацанах нравится глубинная философия культуры.

Но как бы уважительно я ни относилась к храму, никогда не подражаю местным прихожанам. Ведь если я поставлю свечку на этот алтарь, я просто проявлю неуважение к тому верующему, который сюда пришёл с определённым смыслом.

Получается, он делает это осознанно, а я — ради забавы. Вы если будете в таких местах — просто соблюдайте общечеловеческие правила этики, и никто вам плохого не скажет.

Фото Живи реальной жизнью 19

Фото Живи реальной жизнью 20

— Почему на Алтай приезжает так много эзотериков?

— Всё Шамбалу ищут. А я им говорю: ничего вы не знаете про Шамбалу. Ведь это мир, который Рерих увидел, возможно, во сне или в трансе. Он её всю жизнь искал, но потом на грани разочарования написал, что Шамбала — мир, который у каждого человека свой и находится в душе.

Нет этой Шамбалы. Или вот Беловодье. Нет его нигде. Беловодье — это вся Сибирь.

Фото Живи реальной жизнью 21
Почему чабан гоняет голых женщин?

Много женщин едет на Алтай ради «духовных» практик, и особенно к источникам — аржан-суу. Прямо толпятся возле них, толкаются — все хотят женской энергии набраться. Большинство женщин — одинокие, с детьми, на себе тянут работу. А ведь они такие деньги относят, чтобы им «наставники» мозги промывали. Потом начинают везде видеть призраки и чуять потоки энергии. Приходят ко мне: «я видящая, я слышащая». Это смешно, но и страшно с другой стороны. Я говорю таким «видящим»: «Живи этой жизнью, постигай реальный мир. Время придёт — все там будем. Зачем раньше времени туда стремишься?»

Места силы на самом деле есть, но они скрыты, их никто добровольно не выдаст. Есть и видящие, но они вам не расскажут ни за что о том, что видят. А люди приходят — прямо всеми частями тела к камням прикладываются, хотят энергию поймать. Шаманов часто ищут. Но неужели они думают, что шаман им добровольно знание передаст? Может, ещё и школу шаманов для них откроет?

Фото Живи реальной жизнью 22

Фото Живи реальной жизнью 23

— Почему люди верят в помощь потусторонних сил?

— Семьдесят лет нас в Советском Союзе держали на одних устоях, во всём ограничили, а потом раз — и другая эпоха настала. А веры новой не дали, и мы оказались потерянным поколением. Это трагедия целого общества. Вот и бегают голые по горам. Или, к примеру, монетки кидают в водоёмы. Зачем духам монетки? В исторические времена монетки были из золота и серебра — духов таким образом одаривали.

А сейчас монеты — из сплавов. Химический состав совсем не полезный для источника, так что и в традиции смысла нет

Дети, которые после Советского Союза родились — те умнее, они уже просто так монетки швырять не будут.

— Почему вы так подробно рассказываете туристам о религии, священных местах и ритуалах?

— Чтобы люди знали, зачем это всё. Если человеку вежливо объяснить, он поймёт. В советское время многие локальные культуры наших народов были закрытыми — возник недостаток информации. Теперь мы стараемся, чтобы люди, приезжающие на Алтай, не смотрели на сакральные места как на диковинку, а учились их понимать и уважать. Возьмём, скажем, все конфликты между людьми — они ведь от незнания культуры. А на самом деле народам делить нечего. У нас вот на кладбище и русские есть могилки, и алтайские, и казахские — все рядышком стоят.

Фото Живи реальной жизнью 24

Фото Живи реальной жизнью 25

Свою культуру Наталья Альбертовна знает и на бытовом, и на профессиональном уровне. На её книжной полке — учебники по археологии и этнографии Алтая, знакомые мне со времён университета. Но при искреннем уважении к традициям, истории, религии — Наталья умеет правильно их преподносить.

— Мы, алтайцы, хотим, чтобы люди знали историю гор, понимали их сакральность. К примеру, что мир у тенгрианцев разделён на три взаимосвязанных части: верхний, средний и нижний. В эзотерике есть понятие мужского и женского начала, а у нас вместо них — отцовское и материнское. Мир небесный — это мир отцовский, а всё, что связано с землёй — мир материнский, — говорит Наталья.

Фото Живи реальной жизнью 26

Фото Живи реальной жизнью 27

Фото Живи реальной жизнью 28
Процесс создания изделия из войлока имеет 5 ступеней: стрижка шерсти, промывка, чесание, валяние войлока, пошив готового изделия

Она удивительным образом совмещает в себе искренность верующего человека и предпринимательский прагматизм, теоретические знания и внимание ко множеству бытовых мелочей. Она знает, как утеплить дом, чтобы в нём не завелись мыши, и как действует государственная программа субсидирования малого предпринимательства; в какое время лучше ловить барсука для жира и какова стоимость киловатт-часа электроэнергии, вырабатываемой ветрогенератором; где в окрестностях «нечистые места» и как рассчитать цену пятндацатидневного туристического маршрута.

— Где вы находите нужную вам информацию, если нет даже Интернета?

— Смотрю, где надо. У меня свои каналы есть. А вы что, думаете, к Агафье Лыковой приехали?

Фото Живи реальной жизнью 29

Фото Живи реальной жизнью 30

«Закон — тайга, прокурор — медведь»

Наталья не смотрит телевизор и отключила Интернет с тех пор, как начались события на Украине, — чтобы не слышать лжи и «ничто не привязывало к бабушкиным сплетням». Общения ей хватает, ведь село — единый коллектив, в котором каждый не сможет обойтись без помощи других.

— Мы тут всё делаем вместе. Если жить одному в деревне — не выживешь. У нас, к примеру, пять лесопилок — они в общей собственности. Если кому-то нужно ставить дом — мужики вместе собираются. Нужно заколоть барана — обращаюсь к соседу. Умрёт кто-то — вместе хороним.

Здесь Сибирь. Закон — тайга, прокурор — медведь — это со времён царя гороха. Менталитет такой — смеётся хозяйка.

— Значит, нужно понравиться местным жителям, чтобы здесь обжиться? А если не удастся?

— Надо понравиться. Просто от людей отгораживаться нельзя. Мы тут все знаем, кто когда дома, двери только символически закрываем — что нам друг от друга прятать? Приехал к нам однажды бизнесмен из Новосибирска — лечить глаза на местных родниковых водах. Обнёс дом высоким забором, везде видеокамеры поставил, собак злых пустил и запретил всем заходить на его территорию. Люди его, конечно, не стали уважать и к себе не приняли. Как ты можешь людям понравиться, если ты от них отгородился?

Фото Живи реальной жизнью 31

Фото Живи реальной жизнью 32

— А чем занимаются жители села?

— Вы не думайте, что у нас тут делать нечего и скучные люди живут. У нас есть и художники, и седельники, и рыбаки, и охотники. Кто-то любит гонять на машине, а кто-то — ходить в тайгу. Жители занимаются тем, что им интересно.

Вообще, люди у нас многие очень интеллигентные.

Интеллигентность даётся человеку от природы. Например, бабушки деревенские — они неграмотные, но хорошо чувствуют философию. А бывают академики со степенями — ничего не понимают, им и не дано.

Интеллигентность — это не образованность. Это как талант: с ним надо родиться. Сельский сантехник, например, очень интеллигентный человек — никогда на непутёвых земляков, у которых что-то засорилось, матом не ругается — всегда вежливо объясняет, в чём проблема.

Фото Живи реальной жизнью 33

Фото Живи реальной жизнью 34

Здесь до сих пор стараются отмечать свадьбы, соблюдая, хотя бы символически, традиционные каноны. Например, жених должен заранее объехать всех родственников с подарком и всех пригласить. А они ведь живут в разных районах Алтая, и со стороны только невесты их может быть около сотни.

За невесту нужно платить выкуп — полтуши коня, его на свадьбе варят целиком, и каждому гостю дают по кусочку.

В приданое невесты обязательно должен входить зимний комплект одежды, 5 комплектов белья, 5 комплектов полотенец, сервизы, топлёное масло и кровяная колбаса.

Если жених приезжий, то невеста иногда уезжает с ним в другие регионы и остаётся там. Вообще многие уезжают, но чаще всего возвращаются.

— Почему?

— Как почему? Потому что мы — алтайцы.

Фото Живи реальной жизнью 35

За время подготовки материала, история претерпела некоторые изменения. Без преувеличения — случилось чудо. Буквально через несколько дней, после того как корреспондент Сиб.фм покинул Бичикту-Бом и Наталью Альбертовну, начались работы по установке той самой подстанции, которой так не хватало для работы швейного оборудования. На текущий момент подстанция уже введена в строй. Осталось возвести цех, чтобы наконец запустить производство.

 

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...