Каменный остров

 История первого в Новосибирске элитного жилого дома для работников культуры  4.07.2013, 08:30
были упомянуты
подходящие темы
Каменный остров
Фотографии Сергея Мордвинова и Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина

Сиб.фм продолжает рассказывать о затерявшихся и подзабытых архитектурных достопримечательностях Новосибирска. В этот раз — о первом в городе жилом доме для художественной интеллигенции и прежде всего артистов будущего Театра оперы и балета. Дом артистов по улице Романова не имел архитектурных аналогов во всей Сибири, занимал почётное место самого протяжённого жилого строения округа и сохранил «островной» статус, не обнаружив достойных «соседей» даже в нулевых.

В начале 1930-х годов специальный комитет, занимавшийся строительством Новосибирского театра оперы и балета (тогда Дома науки и культуры), взялся за новый проект — жилой дом для приглашённых со всей страны артистов. Расселять будущих звёзд Сибирского Колизея в деревянных бараках было немыслимо, художественной элите требовалось новое и обязательно статусное здание. Так в городе появился один из самых ярких примеров «штучного» строительства — Дом артистов.


Редакция Сиб.фм благодарит Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина за помощь в подготовке публикации

Проект здания разработали два главных новосибирских конструктивиста тех лет — Борис Гордеев и Сергей Тургенев. Оба попали в город не по своей воле, но, имея московское образование, сумели достичь в условиях провинции поистине выдающихся архитектурных успехов. При их непосредственном участии были спроектированы здания железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный», Дома с часами и множество других, не менее заметных. Но именно Дом артистов настолько выбивается из архитектурных течений своего времени, что до сих пор остаётся в известной степени непохожим ни на что вокруг. Не в последнюю очередь из-за того, что здание занимает «островное» положение внутри квартала, будучи никак не связанным с соседними домами.

Гордеев и Тургенев застали переход от конструктивизма 1920-х годов к советской неоклассике и во многом сформулировали его признаки. При этом Дом артистов не является наглядным примером сменой архитектурных вех — в нём всё немного иначе.

Г-образное здание обращает на себя внимание прямоугольными углублениями (кессонами) фасада, витражными окнами, рустовкой стен на первом этаже и интересными карнизами.

Впервые подобные «столичные» приёмы были опробованы на гостинице «Метрополитен» в начале века, но большого распространения в молодом сибирском городе не нашли.


Второе фортепианное трио Шостаковича, написанное в 1944 году, посвящено памяти Соллертинского

В годы Великой Отечественной войны в этом доме жил признанный советский учёный и музыковед Иван Соллертинский, бывший музыкальным редактором Ленинградской филармонии. Во многом благодаря Соллертинскому Новосибирск открыл региональное отделение Союза композиторов и появился на карте симфонической музыки. В 1944-м году Соллертинский сильно заболел и вскоре умер.

Долгое время Дом артистов оставался одним из самых протяжённых жилых домов Новосибирска (длина здания превышает 55 метров). Тем символичнее, что в нём долгое время жили и живут театральные династии с не менее «протяжённым» генеалогическим древом.


Читайте
эту статью
на английском

Все годы здание оставалось жилым, не меняло планировку и «владельцев» — в Дом артистов заселились в основном работники культуры. Тем не менее особая интеллигентская аура места не попала в негласный список городских легенд и по большому счёту перестала иметь значение даже для жителей дома. Городские власти и риелторы также не видят в нём большой ценности, оставляя всё в том же незавидном «островном» положении. Связь с другим «островом» — Театром оперы и балета — вероятно, утрачена навсегда.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!