Новосибирский академический театр оперы и балета отметил свой
Несмотря на то что составная часть «гала-» в переводе с французского означает всего лишь «торжественно», от гала-концерта как-то традиционно ожидают демонстрации всего лучшего, что есть у театра: лучших номеров, лучших артистов.
67 лет исполнилось Новосибирскому оперному театру в 2012 году
В этом смысле фанаты балета не были разочарованы. Художественный руководитель балета и потрясающий танцор Игорь Зеленский, отвечавший вместе с новым главным дирижёром театра Айнарсом Рубикисом за составление программы, представил практически все самые лучшие балетные номера и, конечно, самых лучших исполнителей. Анна Жарова, хлопать которой зрители стали в самый момент ее появления на сцене, ещё до начала танца, вместе с Максимом Гришенковым исполнила сцену из «Дон Кихота» — отточенно, легко, изящно.
Роман Полковников и Вера Сабанцева, которая, к нашему сожалению, покидает театр ради карьеры в Европе, танцевали па-де-де из балета «Аполлон Мусагет». Появились на сцене и Елена Лыткина, Анна Одинцова, Иван Кузнецов... Одним словом, балетоманы увидели всех своих любимых солистов.
А вот оперных поклонников ожидал сюрприз, точнее, череда сюрпризов, при этом не всегда приятных.
Во-первых, не появилась на сцене обещанная звёздная Вероника Джиоева — вместо неё «Болеро» Кюи исполняли Юлия Никифорова и Мария Мищенко.
Второй сюрприз-странность заключался в том, что в гала-концерте зрители не услышали ни одного оперного номера. Тенор Сергей Кузьмин исполнил неаполитанскую тарантеллу, а Ирина Чурилова — песню из оперетты.
И, наконец, третьей неожиданностью оказался тот факт, что на сцене не появились звезды новосибирской оперы. Безусловно, приятным сюрпризом были инструментальные номера, блистательно исполненные оркестром под управлением маэстро Рубикиса: Шнитке, Элгар, Дюка, Щедрина. Но самой большой неожиданностью, вызвавшей ожесточённые споры после концерта, стало исполнение «Антиформалистического райка» Шостаковича.
Произведение, никогда не исполнявшееся при жизни автора, в 2005 году уже вызвало бурные обсуждения меломанов, будучи исполненным на
Политическая сатира вызывала негодование части зрителей: некоторые уходили из зала во время исполнения, другие стали писать гневные отзывы на стене официальной группы театра «ВКонтакте», называя включение «Райка» в программу проявлением «кощунства и сортирного юмора».
На фоне не на шутку разгоревшихся баталий за «Родину» Оперный, пусть и незапланированно, оказался, что называется, в тренде.
Театр назвали трибуной для выражения комплексов «малых народностей, обиженных злобным СССРом», а также выразили сомнение в подлинности авторства Шостаковича.
Справедливости ради надо сказать, что оставшиеся зрители устроили овацию после исполнения, крича «браво» Николаю Лоскуткину, сыгравшему сложнейшую партию баса и показавшему свои незаурядные актёрские способности.
Но овации овациями, а выбор произведений для программы, безусловно, вызывает массу вопросов. В первую очередь, совершенно неясны мотивы, по которым опера не была представлена на праздничном концерте. Всё же, как справедливо замечали многие зрители, человек, купивший билет на гала-концерт, ожидает увидеть и услышать лучшее из лучшего. В том числе гала-концерт может быть прекрасным способом продемонстрировать зрителю-новичку возможности театра. В этом смысле Оперный показал великолепный оркестр, отличных балетных солистов, крепкий сильный хор, но совершенно не продемонстрировал свои оперные богатства.
Олег Видеман, Владимир Чеберяк, Татьяна Зорина, Павел Янковский, Татьяна Горбунова, Максим Аниськин, Роман Бурденко, Ольга Колобова — вот далеко не самый полный список звёздных оперных певцов, ни один из которых не появился на праздничной сцене.
Впрочем, в официальном релизе театра говорится, что концерт прошёл «в атмосфере глубоко психологического действия». «Концерт заставил людей подумать о том, что музыкальная культура России не исчерпывается только несколькими яркими „хитовыми“ номерами, она гораздо глубже, она заставляет людей думать и размышлять» — пишут на официальном сайте НГАТОиБ. Действительно, создалось впечатление, что на концерте маэстро Рубикис решил заняться просветительской деятельностью, вместо того чтобы развлекать зрителя. Чего, конечно, никто не ожидал от праздничного концерта в честь дня рождения театра.