сегодня
22 ноября, 23:53
пробки
1/10
курсы валют
usd 102.5 | eur 107.4
72.11% -6.7
сегодня
22 ноября, 23:53
пробки
1/10
курсы валют
usd 102.5 | eur 107.4

Как выбрать хорошую дизайн-студию

Иллюстрация Максима Поминенко, студия «Мысмаксом»

Я бы очень хотел получить советы хорошего агента по недвижимости о том, как лучше всего снять квартиру и не наткнуться на шарлатанов. Поэтому я подумал, что кому-то, возможно, пригодятся мои советы о том, как выбрать дизайн-студию и как с ней лучше работать. Пишу это не для разработчиков, а для тех людей, которые не имеют отношения к сфере дизайна.

Понятие «дизайн» слишком размыто, так что я буду говорить только о разработке сайтов и интерфейсов. Кажется, что исполнителей у нас в избытке, но найти тех, кто не только нарисует картинку, а вникнет в задачу и поможет вам в достижении ваших целей, действительно непросто. Рынок переполнен дилетантами. Шума много, результатов хороших мало.

Я сам занимаюсь дизайном около семи лет. За это время я успел как-то осмыслить и понять, чем хорошая студия отличается от плохой. Нет никаких гарантий, что работа пройдёт гладко, но типичных ошибок мои советы позволят избежать.

1. При поиске дизайн-студии не нужно фокусироваться на местных разработчиках.

35 тысяч рублей — средняя зарплата хорошего дизайнера в Новосибирске. 50 тысяч рублей — средняя зарплата хорошего дизайнера в интернете

Для создания сайта удалённое сотрудничество с профессионалами не является преградой и даже идёт на пользу. Мы встречаемся с заказчиками из Новосибирска только пару раз за всё время работы над проектом, в основном общаемся по интернету. Точно так же мы отказались от поиска сотрудников только в Новосибирске, это позволило работать с хорошими дизайнерами по всей стране.

2. Ищите студии с портфолио.

Портфолио поможет вам определить, есть ли у дизайнеров вкус — большего картинки не расскажут. Если на сайте показан сам процесс работы, это уже гарантия того, что студия серьёзно подходит к делу. Впрочем, бывают и хорошие дизайнеры, которые постоянно заняты работой и не успевают выложить портфолио на сайте, но предоставляют его по запросу. Просто напишите им.

Процесс работы над проектом показывает, насколько глубоко дизайнеры погружаются в задачу, и как её решают. Нужно понимать, что красивая картинка не всегда работает эффективно. Сайт — это не картинка. Если сомневаетесь, возьмите любой красивый интернет-магазин и сравните его с «Амазоном». Кто красивее? А у кого больше прибыль? Дизайнер ничего не теряет, если сайт не будет приносить прибыль. А клиент рискует остаться с красивой картинкой и пустыми карманами.

3. Найдите сайт, который нравится.

Попытайтесь связаться со студией, которая его делала — обычно данные о разработчиках указаны в самом низу главной страницы. Свяжитесь с владельцами сайта, узнайте их впечатления от работы с этой студией.

Не нужно отвечать отказом на просьбу студии подписать работу, сделанную для вас. Когда дизайнер не делает этого, он может быть менее придирчивым к собственному результату — всё равно мало кто узнает, что это был именно он.

4. О доверии к рейтингам.

Есть масса рейтингов дизайн-студий. Я им не доверяю и не знаю, кто их составляет и на каком основании. Только поработав со студией, можно узнать, насколько она хороша. Только оценив количество новых клиентов, можно понять, насколько эффективным получился дизайн.

Огилви писал, что если реклама получает «Каннского льва», это ещё не значит, что она увеличит продажи. Чаще всего она просто получает «Каннского льва».

Как правило, продажи увеличивает та реклама, которая не привлекает внимания. Те же правила действуют и в дизайне. Чаще всего хороший дизайн — это тот, которого не видно, но свои функции он выполняет.

5. Если вам сразу называют цену — уходите.

Дизайн — не шоколадный батончик, у него нет фиксированной цены. Дизайн — это решение задачи. Неизвестна задача — неизвестно, сколько времени и сил понадобится для решения. Соответственно, нельзя оценить бюджет. Если студия решает задачи, она должна узнать ваши цели — обычно достаточно двух-трёх встреч. Не бойтесь на этом этапе рассказывать о своём бизнесе дизайнерам. Плохим дизайнерам неинтересно, зачем вы создаёте бизнес, они не задают вопросов.

Эта практика очень непривычна для нашей реальности: люди звонят в дизайн-студию и просят назвать цену, а мы начинаем погружаться в их задачи и предлагать какие-то решения. Многим кажется странным — как можно делать что-то, не взяв денег за работу? Не пугайтесь, если с вами начали работать бесплатно, не назвав цену. Это значит, что люди не хотят никого обманывать и брать цифры с «потолка». Мы всегда предупреждаем клиента, что предложим решение и оценим его после того, как поймём задачу. Если цена не устроит, клиент вправе отказаться.

Фото Как выбрать хорошую дизайн-студию 2 Создаётся впечатление, что люди предпочитают украшательство простоте так же, как предпочитают мечты — размышлениям. Виктор Папанек

Но когда я в хорошем настроении и готов поболтать о стоимости разработки, я люблю рассказывать такую историю.

Например, есть задача сделать интернет-магазин с нуля. Для этого нужно задействовать трёх людей — дизайнера, программиста и верстальщика (если кто-то не верит, что этого достаточно — ошибается). Им понадобится в лучшем случае 3-4 месяца на реализацию. Сколько это будет стоить?

Средняя зарплата дизайнера — 40 тысяч рублей в месяц. Верстальщик получает 25 тысяч, программист — около 40 (я беру очень усреднённые цифры). Итого: 105 тысяч рублей в месяц. Четыре месяца работы такой команды — 420 тысяч рублей. Касса прямо по коридору, пожалуйста. Вы всё ещё верите в хорошие интернет-магазины за 40 тысяч рублей?

Теперь привлекаем в команду ещё пару программистов, чтобы всё пошло быстрее. Срок на разработку — 1-2 месяца. И ежемесячный фонд заработной платы составляет уже 185 тысяч рублей. Исходя из этого, стоимость разработки — 370 тысяч. Уже меньше, но не 40 тысяч. Конечно, всё может стоить в разы больше, и меньше тоже. Минимальную планку цен обычно озвучивают лишь для того, чтобы показать клиенту, на каком уровне играет студия.

6. Будьте готовы контактировать со студией каждый день.

Взаимодействие между дизайн-студией и клиентом ведётся на протяжении всего процесса разработки. По интернету, телефону, лично. Может показаться странным, что вопросы задаются ежедневно — если это так, вам повезло: скорее всего, с вами работают профи.

Лично мы вообще не работаем с людьми, которые не хотят сотрудничать. Мы не можем выдумывать задачи сами себе. Точнее, можем, но целей клиента тогда не достигнем.

В плохой студии вам предложат заполнить стандартный «бриф» с вопросами в стиле «каким вы видите сайт?» и после нарисуют ровно то, что вы описали.

На первых порах общаться с разработчиками лучше лично, а не через менеджеров. Или поручите это человеку, который точно понимает, какие цели стоят перед вашей компанией. Менеджеры обычно просто переносят слова, растеряв суть по дороге. Поэтому есть риск начать достигать не тех целей.

7. В плохой студии очень много менеджеров.

Там вы никогда не увидите дизайнера. Менеджеры нужны только в больших компаниях, где уже трудно организовать процесс работы между людьми. Но я знаю только одну такую студию в России.

8. Студия должна взаимодействовать с программистом.

30% важных дизайн-решений принимаются на этапе программирования

Если у вас есть свои программисты, то лучше либо отказаться от них, либо организовать работу так, чтобы студия могла работать напрямую с программистами. Это важно на этапе воплощения разработанного дизайна в жизнь. Если вам сдали картинки и студию не заботит, как вы их будете воплощать в жизнь, значит, вас красиво обманули. Важные дизайнерские решения нужно принимать именно на этом этапе. Такая практика у нас тоже не очень распространена.

9. Хорошая дизайн-студия — маленькая.

В плохой много лишнего. Поверьте, я знаю много студий из двух-трёх человек, которые решат задачу быстрее и качественнее, чем студии из 20-30 человек. Просто они не тратят время на ерунду. Ну и пока студия маленькая, в ней очень много жизни и энергии.
Мы никогда не переживали о том, что мы встречаемся с клиентами в «Шоколаднице». Нам не нужно арендовать переговорную, покупать кожаные кресла, чтобы пустить людям пыль в глаза. Мы работаем дома и в кафе. И мы умудрились нарисовать иконки для многих известных компаний по России. Без менеджеров по продажам, без коммерческих предложений, секретарши и визиток.

И да, руководитель в хорошей студии — дизайнер, а не бизнесмен.

10. Старайтесь не предлагать решение задаче, которую вы сами же и поставили.

Вы обратились к профессионалам, и у них просто больше опыта в этой сфере. Если же вы всё-таки хотите предложить свой вариант решения, делайте это не слишком навязчиво. Визуальные решения лучше комментируйте в общем: нравится — не нравится. Не нужно просить «заменить тут шрифт» и «тут в голубой покрасить». Если решение нравится, вы даже не смотрите на шрифт или цвет.

Я работал в студии, где люди только и занимались тем, что перекрашивали шрифты и плашечки по требованию клиента. Мне становилось страшно, что столько взрослых людей занимаются такой ерундой. Клиент передавал через менеджера дизайнеру, что шрифт нужно перекрасить. Результат всё равно не устраивал клиента. Глухой телефон.

Вся ответственность за созданный продукт лежит на дизайнере. Ведь именно его руки создали его. Но если клиент постоянно вставляет палки в колёса, навязывает свои решения, то он может вообще не добиться результата. Если люди не покупают билеты в терминале, можно обвинить дизайнера — не справился с задачей! А может просто ему не дали вникнуть в задачу и решили её сами?

Дайте дизайнеру задачу и отойдите в сторону. Пусть он вникает в неё и предлагает решение.

11. Не угрожайте студии, что вы отдадите проект другим.

Избавьте студию, с которой работаете, от угроз, что завтра вы уйдёте к другим дизайнерам. Это очень сильно влияет на результат. Создание дизайна — игра в команде: клиент плюс студия. А не война друг против друга. Представьте, что будет с игроком футбольной команды, если он знает, что на его место усердно ищут замену. Насколько снизится качество его игры?

12. Не выбирайте студию по запросу поисковика.

В первых позициях поисковой выдачи толпятся студии, которые знают что-то о продвижении, а не о дизайне. Я только что вбил в Google «дизайн-студия». Первая страница — результаты по Новосибирску. Я готов спорить, что в Новосибирске найдётся максимум пять достойных студий. Но их нет в этом списке.

13. Не распыляйте задачи.

Если вы нашли студию, работа которой вас устраивает, и у вас много задач по дизайну, пусть она их и решает.

Вообще, я считаю очень положительной практику долгосрочных контрактов с дизайн-студиями: притеревшись, люди начинают понимать друг друга с полуслова. Ещё лучше сделать так, чтобы доход дизайн-студии в конечном итоге зависел от продаж клиента. При долгосрочном сотрудничестве арт-директор проектов и вовсе может перекочевать в офис клиента, чтобы лучше понимать задачи и цели.

Сейчас дизайнеры выполняют работу и не переживают о том, что магазин не будет продавать. Они не думают о том, как увеличить продажи. Долгосрочные контракты должны исправить эту ситуацию.

На самом деле, я очень сочувствую компаниям, которые решили создать качественный продукт и ищут дизайн-студию. Профессионалов очень мало, и не все они рассказывают о себе. Наверное, точно такой же стресс я испытывал, когда искал квартиру, и вся моя зарплата должна была уйти на оплату услуг агентства. Ведь среди агентств на рынке недвижимости шарлатанов не меньше, чем дилетантов в сфере дизайна. Конечно, выходя в диапазон цен гораздо выше средних, мы снижаем вероятность столкнуться с дилетантством. Но не исключаем.

Загрузка...