Юнец творения

 Художник Константин Скотников ищет и не находит внятных молодых художников  19.08.2013, 08:30

Константин Скотников
художник, преподаватель
подходящие темы
Юнец творения
Фотографии Сергея Мордвинова и архива арт-группы «такнадо!»

Мысли мои постоянно вьются вокруг молодёжного искусства Новосибирска. Совсем молодые ребята и девчата делают выставки в местном Институте искусств, в Архитектурно-художественной академии, в Центре современного искусства. Вот только выставки эти почти никто и никогда не обсуждает: нет ни профессиональной, ни обывательской оценки. А почему?

80 лет новосибирскому отделению Союза художников России

Лично мне они представляются беззубыми и бессодержательными. В лучшем случае есть какие-то попытки украшать, лакировать жизнь, но не более того. Впрочем, это, наверное, сугубо возрастные принципы: 17-летние не обязаны жить проблемами духа. И тут всё сходится. Насколько мне известно, сейчас большинство молодых художников беспокоит вопрос выживания — в профессии, в обществе, в стране. Они решают, где и как они могут себя применить. Это их стратегическое направление — выжить.

Не хочу прослыть ретроградом и брюзгой, но кое-какие приметы нового поколения наших художников меня смущают. Во-первых, заметно их тяготение к фэнтези, к вымышленным мирам. Во-вторых, мощное художественное влияние оказывают восточные культуры и мистические практики — от аниме до йоги. Другими словами, есть тенденции отрыва от реальности и снижения творческой самостоятельности. Есть ещё одна проблема — впрочем, уже не только художников.

Современному молодому человеку некогда отвлечься для вдумчивого и спокойного взгляда в себя.

Это несварение звуковой и визуальной информации, которая в наши дни достаётся легко и просто и в огромном количестве.


Российский мем «Ня, смерть!» впервые употреблён в 2007 году

Вот прихожу я, скажем, на выставку молодых художников в Архитектурно-художественную академию, и что я вижу: кибермонстры, хоррор, бутафорская депрессия, опять хоррор и кибермонстры. Эти байки из склепа, эти смертяшки на разный лад стали мейнстримом. И, в общем-то, понятно почему: всевозможный виртуальный эскапизм, компьютерные игры, анимация — это всё крайне эффектные, соблазнительные штуки. Цифровые технологии обеспечивают психоделический эффект — в них буквально проваливаешься. Причём ничего плохо в заимствовании образов киберпространства я не вижу — в эстетическом плане они изобретательны и динамичны. Вопрос в нежелании поставить перед жизнью зеркало.

А с другой стороны, может, как раз таки окружающая действительность довела молодых художников до хоррора и монстров? Может, они настолько обеспокоены нашими общими проблемами, что не видят выхода? Не исключено ведь, что реальность вынуждает их не замечать её, и тогда это, конечно, повод для сочувствия.

Так или иначе, уровень осмысления действительности и серьёзных социальных проблем юными художниками потихоньку скатывается вниз.

В наше время ситуация была непроницаемая и герметичная, всё было глухо. Ходили легенды о каком-то московском концептуализме и прочих таких делах, но это всё равно что на другой планете. А сейчас никто не мешает молодым художникам купить билет, доехать к молодым кураторам и обратиться хоть к Гельману, хоть к Ерофееву, хоть к Дёготь. Это не мифологические, а вполне реальные люди.


Марат Гельман рассказал Сиб.фм, как он пытается изменить
ситуацию в стране

Не хотите ехать в Москву? Дело ваше, кураторы центров современного искусства есть в Новосибирске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Калининграде. Приезжайте, показывайте, знакомьтесь, вникайте, пробуйте!

Тем не менее с новосибирскими художниками как-то этого не происходит. Не хватает хорошего карьеризма. Иногда слышу обращения одного видного нашего художника к молодёжи: «Ребята, что вы сидите? Надо ехать!» Необязательно, конечно, уезжать навсегда. Просто поездить, посмотреть на мир, на людей, попробовать свои силы. Если ты действительно художник и хочешь о себе заявить, почему бы тебе не сделать выставку в Европе? Вот, скажем, в Берлине. Это не так сложно, как может показаться, вполне доступно.

Я совершенно не намерен сталкивать лбами старшее поколение новосибирских художников с младшим и ждать, что из этого противостояния родится что-то радикально новое. Как раз наоборот.

Уверяю вас, самым революционным шагом будет восстановление отношений и бережное отношение друг к другу вообще. Это будет истинный радикализм! Механически отрицать прошлое и вставать на голову предшествующему поколению, сбрасывать с корабля современности — уже было, неинтересно. Нужна внутренняя работа, усилие, интерес друг к другу. Если ты какой-то продвинутый художник, а старики тебя не понимают и сетуют на современность, так помоги, объясни. А если ты опытный старик, то используй свои связи, помогай молодым встать на ноги, опекай по мере сил. В тактическом смысле это очень крутой план.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!