сегодня
20 апреля, 19:33
пробки
3/10
курсы валют
usd 93.44 | eur 99.57
сегодня
20 апреля, 19:33
пробки
3/10
курсы валют
usd 93.44 | eur 99.57

Фанера над Алтаем

Фотографии Андрея Ксенчука

В конце июля в горах Алтая пройдёт единственный в России фестиваль рекламы и дизайна для фейков — работ, которые не были оплачены заказчиком. «Фейкстиваль» — именно так называется это мероприятие — проводится второй год подряд силами сибирского креативного агентства PUNK YOU, поэтому корреспонденты Сиб.фм отправились в Барнаул, где находится штаб-квартира «панков», и постарались выяснить, кому вообще интересно ехать в Сибирь за фейками в дизайне. В беседе принимали участие Ильдар и Ирина Шале — креативный и исполнительный директора PUNK YOU, а также арт-директор агентства Данил Снитко.

Здравствуйте. Зачем вы придумали Фейкстиваль?

Ильдар: Идея появилась семь лет назад. Мы тогда ещё не сформировались как агентство, но работ уже было много. Часть складывалась-откладывалась, что-то придумывалось не заказчика для, а просто так. И однажды нам захотелось объединить и оценить подобные — фейковые — работы, которых, на самом деле, полно у любого дизайнера.

Ирина: Речь изначально шла о том пласте рекламы, которая никогда не была оплачена реальным заказчиком. Такой дизайн-продукт обычно отсеивается на рекламных фестивалях, более того — за попытку сдать фейк участника могут даже дисквалифицировать. Но ведь иногда очень хочется показать то, что получилось в работе над проектом. Вот мы и решили делать Фейкстиваль.

Фото Фанера над Алтаем 2

Данил: Первое мероприятие провели через интернет, это был пилотный проект, хотели посмотреть, какая будет реакция. Мы ведь могли заблуждаться насчёт того, что это кому-то надо и что таких фейков у работающих дизайнеров тысячи. Мы ведь могли сами себе придумать, что это может быть кому-то интересно, кроме, собственно, нас.

228 работ из девяти стран мира боролись за призы Фейкстиваля в 2011 году

Ильдар: Но уже тогда было ясно — следующий Фейкстиваль надо обязательно делать на Алтае, в этом чудном горном месте. У каких-то фестивалей просто нет возможности выехать в столь дивные края, но нам просто грех этим не воспользоваться. Мы специально нашли приятное, красивое, тихое и уютное местечко рядом с горной рекой.

Почему символом фестиваля является лось? Потому что Сибирь?

Ильдар: Потому что это всё придумываЛОСЬ, воплощаЛОСЬ, делаЛОСЬ и так далее. Ну и лось, да, наш, сибирский. Это наш логотип и приз, но не золотой и пафосный, как на всех фестивалях, а фанерненький, потому что фейк — не совсем готовый продукт.

Заманиваете на природу и лося, понятно.

Ирина: Будет ещё хорошая познавательная программа с участием именитых лекторов — мы пригласили главных топов в нашей индустрии. Лето, журчащая горная речка и тут же — мастер-классы.

Фото Фанера над Алтаем 3

Данил: У нас было предложение провести Фейкстиваль в Новосибирске, в новом выставочном центре. Там клёво, там Wi-Fi и огромные экраны...

Ильдар: И попахивает официозом: вот член жюри проходит по коридору, уходит в комнату совещаний, откуда его уже не поймаешь, не поговоришь.

27 июня заканчивается приём заявок на Фейкстиваль

Данил: А у нас он проходит в кусты, уходит в палатку.

Ирина: Его легко там поймать, между соснами.

Зачем вообще нужны эти фестивали?

Ильдар: Интересно лично пообщаться с мэтрами индустрии, любопытно показать свои работы, получить обратную связь на то, что ты делаешь — мало кто готов постоянно творить только в стол.

Фото Фанера над Алтаем 4

Данил: Когда ездишь на подобные мероприятия, не только возвращаешься домой с зарядом энергии, но ещё и чувствуешь себя чуточку профессиональнее.

Ирина: Первая фраза, которую мы слышим, когда Данил возвращается: «Всё, мы начинаем работать по-новому!»

А какие номинации предлагаете участникам?

Ильдар: Работы принимаем в нескольких номинациях: это печатная и видеореклама, предметный дизайн, айдентика, диджитал, упаковка, рекламные кампании. Убрали номинацию «аудиореклама» — в прошлом году не было ни одной заявки.

Данил: Нет, там было два, что ли, ролика.

Ильдар: В общем, считай, ни одной.

А в какой из номинаций больше заявок?

Ирина: В печатной рекламе, айдентике и упаковке.

Ильдар: Одна из работ, которая у нас какое-то место заняла, победила на Московском международном фестивале рекламы. Была работа по упаковке — скошенная бутылка водки «Самурай», будто по ней мечом проехались. Этот концепт потом в Америку продали. Фейкстиваль — повод показать свой дизайнерский потенциал.

Фото Фанера над Алтаем 5

Данил: Есть французский дизайнер Ора Ито. Он начинал с фейков; сделал серию фальшивых работ — невероятные упаковки, в основном для брендов типа Samsung, Adidas, Heineken, выставил это на своём сайте, будто он их по-настоящему разработал, и сказал, мол, покупайте в магазинах. Компании обратились в суд, потому что люди действительно стали этот товар искать и спрашивать, и одновременно Лувр предложил выставить эти работы. Сегодня это один из самых успешных дизайнеров Франции.

Фото Фанера над Алтаем 6
Чтобы попасть на Фейкстиваль, нужно аккредитоваться и получить именной входной билет

Давайте немного поговорим о брендинге территорий — довольно популярная тема в последнее время. Как вы оцениваете попытки брендинга сибирских регионов?

Ильдар: Мне кажется, на этом все немного помешались. На мой взгляд, бренд региона, города — это его герб, вещь, которая уже сложилась, имеет свою историю, дух, смысл и наполненность. Я не понимаю, зачем вместо герба Перми нужна буква «П»? Она не несёт ни эмоций, ни историй, кроме того, что её Тёма Лебедев придумал, а потом все стали пэ-вторять. Омск — я имею в виду медвежью лапу в качестве официального логотипа области — придумал не Тёма Лебедев, а кто-то другой, и за этой работой вообще уже ничего нет, никакой истории — кроме шума, ругани и дискуссий о вкусе в интернете.

Складывается ощущение, будто чиновники услышали слово «бренд» и решили освоить на этом бюджет, полагая, что вот сейчас они сделают логотип города и сразу туристы у них начнут ходить, как по Праге, промышленность встанет с колен, инвестиционная привлекательность вырастет...

Правильная шутка — ухудшение имиджа регионов даёт потрясающую возможность тратить деньги на его улучшение.

Данил: Но герб — он статичный, это не живая айдентика, которой можно всё забрендировать и оно расползётся, как коммерческий продукт.

Ильдар: Я создаю живую айдентику, а город — это история, история должна сохраняться. У нас же принято всё растоптать, поджечь — и только потом, на пепелище, строить что-то своё. Вот пару месяцев назад в Барнауле был круглый стол по теме городского бренда. Какая-то женщина предлагала сделать им «вот эти вот» перила, кедры, что-то там ещё. Скульптор предлагал скульптуру. Производитель мёда настаивал на том, что нам нужен фестиваль мёда. Натурально: лебедь, рак и щука.

Данил: Обсуждали, стоит ли делать брендом Барнаула какой-то продукт. Скажем, Барнаул — мировая столица мёда. Или — мировая столица сыра.

Ильдар: Мировая столица мира...

Данил: Да, если в поисковике набрать «столица мира», вылезет Барнаул. У нас художник Орехов в своё время написал книжку об этом, которая разошлась на цитаты.

Фото Фанера над Алтаем 7

Ильдар: А я где-то читал, что Барнаул — это такой сибирский Техас.

Данил: Ну да, есть Новосибирск, там интеллигенция живёт, а тут могут и в морду дать.

Ильдар: А ещё плохой брендинг в регионах встречается потому, что очень сильно на результат влияет администрация, местные чиновники. Помните символ Олимпиады? Были же более интересные варианты. А вот, получите! У нас в Алтайском крае постоянно везде пихают колоски.

Мы же регион, где производят зерно. Поэтому властям кажется, что надо непременно во все логотипы поставить эти самые колоски. Напомнить, так сказать.

Данил: 75 лет Алтайскому краю. Было голосование за логотипы, в основном сделанные дизайнерами из числа студентов. В итоге в финал вышли какие-то ужасные работы, где больше контуров региона и колосков вокруг него.

В связи с этим, как вы считаете, можно ли получить адекватную айдентику региона силами дизайнеров этого региона? Или её обязательно должен придумать какой-нибудь Лебедев, который со стороны смотрит?

Ильдар: В регионе можно сделать всё, что угодно. Главное — погрузиться в проблему, осмыслить вопрос, хорошо подумать над задачей. Всегда, конечно, важно думать, но дизайн — это та профессия, где думать надо много.

Загрузка...