Фестивалю «Живая вода», который прошёл с
Чем «Живая вода» концептуально отличается от других фестивалей — от того же «ВОТЭТНО!», который прошёл не так давно?
Во-первых, я бы сказал, что «ВОТЭТНО!» — более частный проект. Во-вторых, что также отличает его от «Живой воды», — платный: там оплачиваются проживание, палатка, вход на фестиваль. Мы же не зарабатываем деньги на туристах, у нас гости покупают только питание.
Но бесплатно ничего не бывает — кто обеспечивает финансовую сторону фестиваля?
Понятное дело, не бывает, и в этом, опять же, коренное отличие. Сейчас «Живую воду» поддерживает министерство культуры Новосибирской области, и на протяжении всех 15 лет поддерживали многие: и фонд Форда, и Гёте-институт, и министерство культуры Республики Алтай, и администрация Чемальского района. Поддержка такого уровня — всегда признак состоятельности и необходимости проекта.
Первая «Живая вода» прошла в 1997 году на Алтае под названием «Песни неба и земли»
Почему министерство и фонды поддерживают именно вас?
Как правило, проекты привозят кучу хедлайнеров за большие деньги — это обеспечивает большое количество зрителей. А у нас основная функция — социальная. Мы взращиваем молодых артистов направления world music, в первую очередь. Многие артисты, которые начинали на «Живой воде», уже стали «монстрами». Я не хочу сказать, что мы их организовали, но мы дали большой толчок.
Ещё одна социальная функция — развитие культурно-событийного туризма. Новосибирская область последние два года занимается именно этим, и планирует заниматься впредь; мы попадаем в её интересы — поэтому в нынешнем году для проведения «Живой воды» была выбрана Колывань.
А как же тогда прошлогодний фестиваль, когда «Живая вода» проводилась в центре Новосибирска?
Тогда мы ставили немного другие задачи. Помимо событийного туризма, в планах была работа по отладке технологий паркового досуга. А то приходим мы в парк — и видим набор спортивных прокатов, семьи гуляющие, в крайнем случае, шашлыки — и всё. Мы с министром культуры Новосибирской области Натальей Ярославцевой говорили о том, что нужно менять формат паркового досуга. Поэтому на «Интерре»-2011 мы попробовали провести «Живую воду» в Первомайском сквере — сцена на фонтане, свет, звук. Правда, пока такие проекты для парка дороговаты, но я думаю, они должны разрабатываться.
Более 140 национальностей проживает на территории Новосибирской области
Какие-то ещё социальные функции «Живая вода» выполняет?
Кроме поддержки направления world music и инвентаризации этнических ресурсов, это ещё и воспитание толерантности. Мы же видим, какие побоища на этой почве происходят в Европе, да даже в Москве или Питере. А такие проекты, как «Живая вода», показывают, что люди могут быть терпимее друг к другу.
Когда мы проводили «Живую воду» в Кольцово, например, то были опасения, что приедет много людей из окрестных районов — не столь интеллигентных, как аудитория наукограда. Но сама атмосфера исключила всякую агрессивность, всем было комфортно и легко.
«Живая вода» стала своеобразной препати «Интерры» — а чего в этом году ждать от самого форума?
Тема культурного направления, большого отдельного блока, в этом году заявлена как «Город для жизни». Происходит своего рода инвентаризация, мы задаём себе вопрос: что произошло после трёх «Интерр»?
Не могу сказать, что все перемены к лучшему в культуре города сделал форум, но случилось многое. Открылся Сибирский центр современного искусства, в том числе и благодаря «Интерре», — это раз; работает Лаборатория современной музыки — два; при участии, в том числе, «Арт-резиденции» и группы сподвижников, начал работать центр современного искусства «Лаборатория» — три.
Кроме того, «Интерра» выявила острый недостаток грамотных арт-менеджеров — в результате открылась Академия креативных индустрий при министерстве культуры Новосибирской области, в мае уже прошла первая сессия: приехали люди со своими проектами из Сузуна, Колывани, Татарска, а специалисты академии консультировали их, помогали в том, что касается брендинга, событийности, включённости в мировые тренды. Окончательная сессия будет на «Интерре», где мы выберем лучший проект — он получит грант форума на следующий год. Более того, сейчас открывается Институт креативных индустрий и регионального маркетинга, который будет возглавлять Лада Юрченко.
И какой прогноз можно сделать по культурной ситуации в городе?
Догоним и перегоним, конечно. Нет, прогнозы здесь не нужны — надо просто делать свою работу, а она автоматически будет менять ситуацию в городе.
А история с выставкой «Родина» оптимизма не убавила?
Наоборот. Ситуация с «Родиной», если мы её вспомним, на самом деле говорит нам о том, что город толерантен. Во-первых — отстояли; во-вторых, пять лет назад эта «Родина» прошла бы незамеченной никем вообще, потому что в Центре современного искусства проходили и более эпатажные выставки, мы все это знаем.
Просто сейчас все понимают, что культура — ресурс управления, точно такой же, как политика или бизнес.
Раньше никто не воспринимал её всерьёз — в том числе, на культуре нельзя было делать политический пиар. Поэтому лично для меня обретение культурой власти — приятная ситуация: люди — даже не понимающие этих механизмов — начали их бояться.
Приходит осознание, что культура становится градообразующим фактором во всём мире.