Настройка звука

 Кому и зачем понадобились рок-музыканты на ударных стройках Сибири  5.10.2012, 07:00
подходящие темы
Настройка звука
Фотографии Андрея Ксенчука

Всесоюзные комсомольские стройки отличались от других грандиозных замыслов партии привлечением внушительного количества деятелей культуры и искусства, колесивших на радость трудящимся по просторам необъятной родины. Зачастую концерты проходили на строительных площадках и в ремонтных цехах, а танцы устраивали в боксах для спецтехники. Корреспонденты Сиб.фм разыскали лидера группы «Эксперимент» Василия Гогунского, приехавшего в конце 70-х годов в посёлок Черёмушки на строительство Саяно-Шушенской ГЭС и оставшегося там навсегда.

Как вы оказались в Черёмушках?

В 1977 году я собрал в своём родном посёлке под Красноярском группу «Эксперимент». Мы были одним из десятков тысяч ВИА, существующих тогда в союзе (каждая организация старалась иметь свой коллектив, художественная самодеятельность поощрялась). И вот только начали играть — попали на местный фестиваль и победили. Через две недели уже выступали в Енисейске и Лесосибирске, добрались до Красноярска и там тоже всех «убрали»! Так мы оказались на международном фестивале молодых коллективов в Казани, куда съехались музыканты из самых разных стран. Представьте: зарубежные исполнители, настоящие звёзды, а тут мы из какой-то деревни, вообще непонятно откуда взялись. В общем, все в шоке. Так отыграли, что нас сразу отправили по всем коммунистическим стройкам.

Как-то раз заехали в Черёмушки, был официальный вызов по комсомольской линии. Нам предложили остаться, обещали помочь с жильём. А тут же тогда почти ничего не было: не только дворца культуры, а вообще просто зданий; стояли одни склады, цеха и боксы. Мы решили остаться и в одном из боксов для БелАЗов обустроили танцевальный зал для молодёжи.

Вмещалось до двух тысяч человек, мы там выступали, как на стадионе.

То есть вы всё сами устроили, без «руководящей роли КПСС»?

Не совсем. Все выступления, фестивали, конкурсы тогда были под крылом комсомола партии. И он нам реально помог, дав возможность регулярно играть концерты. Нам здесь, в Черёмушках, понравилось, осели: кто женился, кто хозяйство завёл. Гастроли, естественно, не прекращали — объездили все республики, регулярно бывали на фестивале в Красноярске, где в общей сложности побеждали 12 раз подряд. Потом нам как-то это уже надоело: сколько можно получать эти бесконечные грамоты.

15 стран относились к «социалистическому лагерю» к середине 1980-х годов

При строительстве Саяно-Шушенской ГЭС были организованы различные содружества: рабочих, творческой интеллигенции, учёных. И у всех были свои «пары» за границей — что-то вроде городов-побратимов, только среди коллективов. Доходило до связей с рабочими социализма на Кубе. По линии культуры всё тоже активно проходило. Частыми гостями гидростроителей были самые известные коллективы и исполнители страны, в том числе Театр Красной армии, Ансамбль танца Сибири, ленинградские композиторы и музыканты.

С последними у «Эксперимента» завязались самые дружеские контакты. Мы даже были приглашены с концертами для коллективов ленинградских предприятий (поставщиков электрооборудования для строящейся ГЭС) и творческим отчётом в местный Дом композиторов. Это был ужас! Зал очень компактный, а в первом ряду все мэтры: Петров, Баснер, Морозов, Пожлаков и многие другие. Выступили очень достойно, и встреча оказалась приятной и теплой. Потом в Ленинграде прошли записи на радио и телевидении, потом объехали весь Восток, где нас снова награждали (смеётся).

Опять одними грамотами?

11 стран посетил «Эксперимент» с концертами и творческими вечерами

Тогда уже не только ими. За победы на краевых конкурсах награждали творческими поездками за рубеж. Вначале это был круиз по Дунаю, а позже на Кубу. Вы, может быть, не знаете, но в то время, чтобы выехать за границу, надо было всю родовую поднимать: кто из родственников в тюрьме сидел, у кого какие проблемы по партийной линии были; по полгода проверяли документы.

О чём в те годы пела комсомольская молодёжь?

Да как везде — обо всём. Послушайте песни, которые сейчас крутит радио «Ретро FM», такие примерно песни. Много пели о стройке — прославляли труд, нашу страну, нашего человека, да и вообще человека.

Вы были официальным коллективом, вряд ли от вас ждали фиги в кармане, но вообще — цензура сильно мешала?

5 уровней цензуры выделяет советский исследователь Арлен Блюм: самоцензура, редакторская, главлит, политическая и партийная

Мешала не цензура, а правила проведения концертов. Например, приезжаем в Красноярск на фестиваль: от коллектива надо по три-четыре песни — любых, но обязательно ещё «И вновь продолжается бой». Всем! Мы исполняли её пять фестивалей подряд. Такие вещи остаются на всю жизнь, поэтому как вступление этой песни слышу, меня трясти начинает.

Ещё пример. У нас в одной песне был припев: «Напоите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви». Оказалось, что это строки из Библии, песни Соломона. Меня после её исполнения со сцены чуть с работы не попёрли — за пропаганду пьянства и алкоголизма. Сейчас всё это с юмором вспоминаешь, конечно.

Серьёзных преследований тут не было. Мы просто варились в другой «каше»: в Черёмушках не было и не могло быть такой рок-тусовки, как в Москве или Ленинграде, своего запрещённого подполья. Мы все были на виду: один — строитель, другой — спортсмен, все знали, чем мы занимались.

Плюс всегда можно было найти лазейки: голосишь что-нибудь вроде «Не-е-е-е-т ядерной войне-е-е-е!», а в это время даёшь тяжёлый риф.

Строители СШ ГЭС рассказывали, что на станцию постоянно приезжали звёзды эстрады тех лет. Вы с кем-нибудь на одной сцене выступали?

Звёзды и эстрады, и кино, и спорта. Мне больше всего запомнился приезд Евгения Леонова, любимого тогда всем союзом актёра, на старый Новый год. Такие истории рассказывал! Нами вообще гордились, часто приглашали сниматься в кино. В Черёмушках много документальных лент «накручено». Только Алексей Учитель, режиссёр культового фильма «Рок», например, отснял несколько фильмов.

Помню, приезжал молодой Валера Леонтьев. Мы решили порадовать московского гостя хорошим микрофоном — тогда не было же возможности пойти и купить, надо было отдельно заказывать в Москве. И вот выходит он на сцену, видит микрофон «Shure» — это тогда был самый шик — и давай с ним крутиться, подбрасывать по-всякому. А мы там ахаем-охаем, как бы не уронил. Ему-то что: уронил — другой подадут, подумаешь. Мы же стояли и потом обливались! Обошлось. Чёрт с ними, с деньгами, просто вся техника, все колонки — всё сами собирали, строгали, выпиливали. Жалко было бы.

Это сейчас хорошая гитара, как утюг — вообще не проблема достать.

Когда ты молод, трудностей не замечаешь. Время, когда всё можешь просто потому, что организм позволяет. Мы же не замечали, что было вокруг — какой там коммунизм или социализм. Что у них, кстати, раньше должно было наступить?


В 1961 году Никита Хрущёв во время выступления на ХХII съезде объявил, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм

Вроде бы коммунизм.

Да в общем-то, без разницы, всё равно не наступил. Мы веселились, влюблялись, балдели и хохотали. Меня в своё время поразила одна история. Дело было в перестройку, кругом гласность, перемены. По телевизору показывают, как 26-летняя девушка спрашивает у 96-летней бабули: «Бабушка, бабушка, вот сейчас перестройка, новая экономика, свободный рынок. А вы же ещё при царе жили, Гражданскую войну помните, Великую отечественную пережили, детей-внуков вырастили. Когда вы были наиболее счастливой?» Причём по девушке видно, что она ждёт от бабушки ответа о важности прихода Горбачёва к власти, демократизации, обо всём таком, а та ей возьми и скажи: «В блокаду, наверное. Я тогда первый раз влюбилась». Меня будто током ударило, как так? Никак не мог выбросить из головы этот сюжет.
Спустя годы понимаю, что в жизни только так и возможно. Молодость должна быть такой, чтобы потом она служила ориентиром, задавала тон — в чувствах, ощущениях, поступках. Не просто год-два проквасить, а как можно интереснее прожить это время.

А не обидно, что всё самое лучшее осталось позади?

Думал про это. Мне ведь уже 64 года, внуки, правнуки есть... Знаете, у нас тут недавно свадьба была. Я с одной женщиной присел: давайте, говорю, знакомиться. А она в ответ: «Давайте сначала выпьем». Я, если честно, самогонку вообще не пью, ещё со времён службы в Казахстане: она там свекольная, слёзы шли от одного только запаха. Отказываюсь. Вдруг оказывается, что она меня знает. Меня и весь «Эксперимент». Видно, что не истеричная фанатка, а такая тихушная: может рассказать про все составы музыкантов, всех перечислить, все тексты помнит, все альбомы слышала.

Стали общаться, понимаю, что она знает даже те песни, которые мы вообще не исполняли, какие-то жуткие раритеты наши.

У меня голова кругом, спрашиваю, как так вообще получилось-то?! Выясняется, что она из-за нас в своё время пошла в музыкальное училище, закончила Минусинское культпросветучилище, потом уехала на Камчатку, там устроилась в местный ДК и собрала коллектив, который, как думаете, назвала?

«Эксперимент»?

Правильно. Со своим «Экспериментом» она, как и мы в своё время, занимала первые места в районных и областных конкурсах, и вот вернулась на родину к родственнице. Я, когда это услышал, не знал, что сказать, растерялся. Мы ведь что — играли себе и играли, а тут такая история. Мы же повлияли на судьбу человека! Такую ответственность сразу почувствовал. И, кстати, сразу выпил.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!