В конце октября, накануне мусульманского праздника Курбан-Байрам, в строящейся новосибирской мечети нашли бомбу. Событие легко вписалось в контекст популярных представлений о воинствующем исламе: достаточно вспомнить теракты и недавние акции протеста против фильма «Невиновность мусульман». Добавляют красок в образ приверженцев ислама и высказывания российских медийных фигур. Например, недавно Никита Михалков предложил наказать Pussy Riot за панк-молебен в храме, заставив их сделать то же самое в мечети. Корреспондент Сиб.фм встретился с исполняющим обязанности муфтия Новосибирской области Абдульхамидом Шакирзяновым, чтобы выяснить, соответствует ли действительности общественное мнение об исламе и зачем нужны терпимость и светское государство.
По одной из версий, бомбу в мечеть подложили радикальные исламисты. Утверждают, что в Новосибирске они появились около года назад. Откуда они приехали и почему активизировались именно сейчас?
Это последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, которые сами себя называют салафитами.
Не могу сказать, откуда именно они сюда приехали, но среди них преобладают узбеки, таджики и киргизы. Есть и местные татары, придерживающиеся подобных взглядов.
Возможно, раньше мы просто их не замечали в нашей мечети, однако около года назад всё же обратили на них внимание после одной конфликтной ситуации.
Они стали распространять свою идеологию среди прихожан, которые ежедневно совершают здесь пять молитв и очень ревностно относятся к появлению чуждых воззрений. Мы исповедуем ислам традиционного толка, суннизм ханафитской правовой школы.
Но когда наши прихожане заметили активность ваххабитов, они стали вступать с ними в дискуссии, главным образом теологического характера, и обе стороны пытались доказать свою правоту.
Эти споры становились довольно конфликтными, и члены нашей общины предлагали им прекратить распространять своё учение, дело даже доходило до драки.
В чём заключаются ваши противоречия?
Один из постулатов традиционного ислама: Аллах не имеет ни тела, ни места. Это основной из атрибутов всевышнего.
А учение Абд аль-Ваххаба говорит о том, что всевышний сидит на троне, что у него есть части тела, глаза, руки, уши. Возможно, они не такие, как мы себе можем представить, однако они есть.
Описание тела всевышнего уже является одним из видов куфра — неверия. Они определили место, дали всевышнему части тела, помимо этого они говорят, что всевышний находится наверху или же вокруг нас.
Но главное, Абд аль-Ваххаб дал разрешение своим сподвижникам любого несогласного с их убеждениями человека называть неверным и уничтожать.
Во времена самого Ваххаба, в XVIII веке, было очень большое кровопролитие в Мекке.
Ваххабиты суннитского учения не понимают, не обучались этому, однако знают небольшие моменты в молитвах, которые не соответствуют их представлениям. Из-за этого они считают, что мы ввели в религию какие-то новшества — бидга.
Абд аль-Ваххаб — один из основателей государства Саудовская Аравия
Есть изречение Пророка, что любое новшество является заблуждением. А заблуждение — это неверие. Исходя из этого, они говорят, что мы люди, которые вносят бидга, и им разрешено проливать нашу кровь.
Эти люди ведут себя очень агрессивно. На Кавказе практически каждый месяц убивают учёного или имама — тех, кто борется с ваххабизмом, пытается объяснить людям, в чём разница между традиционным исламом и тем, что проповедуют сторонники Абд аль-Ваххаба.
Сколько мусульман в Новосибирской области?
Около 300 тысяч человек.
А сколько из них ваххабитов?
Более
Даже
Этого я не знаю, такие связи должны находить спецслужбы.
Недавно в России вспоминали жертв теракта Норд-Ост. Сейчас в обществе ощущается негативное и настороженное отношение к исламу?
В целом — нет, я думаю. Есть отдельные личности, которые питают неприязнь к мусульманам и агрессивно её выражают, но это редкие исключения из правил.
В
Сейчас моя жена ходит в платке по всему городу, а тогда её легко могли выкинуть из автобуса. Выкидывали обычные женщины, даже пожилые, которые вроде как должны быть воспитанными.
Директор пятигорской школы № 12 запретила девочкам носить хиджабы
Сегодня никто не станет выражать недовольства из-за того, что рядом с ним находится женщина в хиджабе. По крайней мере я лично это в обществе не чувствую.
Девочки-мусульманки должны ходить в школу в хиджабах? Например, в Ставрополье директор запретила носить платки на уроках.
Я считаю, что это право любого человека. Сегодня в школах вводят курсы по изучению мировых религий. Основная цель их в том, чтобы привить обществу толерантность, терпимость к другим культурам и дружелюбие.
Я не знаю, почему директор пятигорской школы приняла такое решение, не знаю ситуацию в обществе, насколько она накалена в Ставропольском крае, и не исключаю, что на это были свои причины.
Я уверен, что дети не питают друг к другу никакой вражды, если эту вражду им не навязывают взрослые.
Когда они вырастут, начнут понимать, что в мире есть много культур. Они будут думать: «Со мной училась мусульманка, она обычный человек, я с ней спокойно мог общаться, шутить, играть».
Знаю это по своему опыту. На встрече одноклассников мне часто рассказывают истории о том, что в разных обществах приходится выслушивать, какие мусульмане такие-сякие, и этим рассказчикам непременно отвечают, что «у меня есть близкий друг мусульманин, с которым я проучился десять лет в школе, и к нему никаких вопросов и претензий нет».
Так и дети станут понимать, что в обществе всегда есть люди, которые отличаются от других.
То есть когда дети изучают историю религий, это не разделит их, а наоборот сблизит в будущем?
Я считаю, что да. Потому что невозможно привить религию в школе и заставить принять ту или иную веру.
В октябре 2012 года Дмитрий Медведев отметил, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» должны вести не теологи, а педагоги
Но, с другой стороны, когда учителя предлагают мусульманским родителям отправить детей в соответствующую группу, те отвечают: «А зачем нам это? Всё равно тому, что необходимо в исламе, вы не научите. Мы сами будем или обучать дома, или в мечети, где им всё объяснят так, как положено».
Поэтому я считаю, что эта программа должна быть обо всех религиях. Я сейчас сижу и сам изучаю историю православия. Во-первых, это интересно лично мне, во-вторых, живя в обществе христианского большинства, необходимо знать какие-то основы.
Мои дети должны знать, что такое буддизм, иудаизм, православие, католицизм и так далее. И это они должны узнать в школе. А что касается ислама, то я им сам всё объясню.
У вас нет ощущения, что у РПЦ есть некое привилегированное положение, которое ущемляет права других религий? Для вас это проблема?
Возможно, где-то в скрытой форме она присутствует. Но мы в Новосибирске этого не ощущаем. Во всяком случае, чиновники с нами общаются на равных, и мы чувствуем это. Если проходит какое-то мероприятие, то обязательно пригласят представителя и от РПЦ, и от мусульман.
Не исключаю, что на высшем уровне эта проблема может иметь место. А в том, что ключевые чиновники присутствуют на православных праздниках, ничего страшного нет. Они, помимо того что государственные лица, ещё и граждане, и также вправе исповедовать любые религии.
Президент Татарстана, например, приходит на молитву в мечеть, и в этом нет ничего особенного. В России православное христианство преобладает, и это обеспечивает его более высокое положение, однако со стороны власти каких-то притеснений я не вижу.
Как должны развиваться отношения между светским государством и религиозными институтами?
Понимаете, в России испокон веков не было светского государства. Религия и государство были одним целым и друг друга восполняли.
И само общество за всю тысячелетнюю историю российского государства состояло из представителей разных религий. Разумеется, были какие-то гонения и взаимные обиды, но это уже история.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о нравственности общества, о том, каким образом общество будет существовать. Такому государству, как Россия будет очень тяжело выжить .
Пускай в конституции принято, что религия отделена от государства, но политики, на мой взгляд, обязаны найти или сформировать позицию светского государства о том, что религия всё же присутствует и играет очень важную роль, и без неё существование общества невозможно.
По статистике в России людей, которые себя не относят к той или иной религии, значительно меньше, чем верующих, тем не менее они пытаются навязать большинству свою идею о нерелигиозном государстве.
Должно ли государство законодательно защищать чувства верующих, и что может оскорбить мусульманина до такой степени, что он подаст в суд?
Во Франции отделение церкви от государства было провозглашено в конституции 1791 года
Я считаю, что этот закон должен присутствовать. Но само его применение должно быть компетентным, чтобы не получилось как с законом о противодействии экстремизму, когда из отдела по борьбе с оргпреступностью был создан центр «Э», сотрудники которого поначалу не понимали, с чем имеют дело.
Тут то же самое. Человек должен понимать, что на самом деле является оскорблением, а что нет. Необходимо существование сложной и прозрачной судебной процедуры, а не так, чтобы написал заявление в полицию, а полиция сразу сажает подозреваемого в обезьянник и принимается на него вешать что попало.
Оскорбление, скорее всего, будет выражаться в каких-то словах, и тут обязательно должны присутствовать филологи, которые определят содержание и смысл сказанного, учитывая, разумеется, религиозные особенности.
Если к человеку с бородой подойдут и скажут: «Ах ты ваххабит!» — это уже оскорбление. Получается, человека приписали к той радикальной части ислама, с которой он борется. У нас много выходцев с Кавказа, и почти у каждого боевики убили близкого человека. Обвинение в ваххабизме может вызвать не просто возмущение, но и злобу, тогда дело может дойти до насилия.
Этот закон должен быть не наказывающим, а предупреждающим. Потому что есть такие глупцы, которые считают — я сегодня выскажусь, а потом будем разбираться, что и как.
Существует мнение, что религиозное чувство оскорбить невозможно, государство во взаимоотношениях между человеком и богом не участвует, поэтому оскорбление — это сфера межличностных отношений.
Я думаю, что те, кто так высказываются в принципе правы. Любая религия учит не обращать внимание на такого рода слова.
Но понимаете, не все люди, какими бы они ни были религиозными, одинаковы по характеру, и, возможно, только малая часть способна вытерпеть эти оскорбления.
Большинство находится в стадии духовного воспитания — и в этом случае должен быть инструмент защиты.
Пилат, пытаясь избавить Христа от казни на кресте, приговорил его к 40 ударам плетью
Любой источник права защищает чувства человека, и Коран не исключение. В исламе есть норма, в соответствии с которой запрещено женщину называть блудницей бездоказательно. За это полагается 80 ударов плетью.
Возможно, в России через пару показательных процессов люди будут думать, прежде чем оскорблять носителей той или иной религии.
Этот закон должен основываться на внутренних нормах той или иной конфессии, шариате или решениях Вселенских соборов?
Нет, это невозможно. Пришлось бы для каждой религии делать отдельный закон. Именно из-за этой ситуации государство и должно оставаться светским — чтобы находить золотую середину между религиями. Филологи и другие специалисты, как я говорил, должны работать, чтобы понять, какие слова оскорбительны для тех или иных людей.
Как известно, вердикт в отношении группы Pussy Riot строился в том числе и на правилах Трульского и Лаодикийского соборов, которые участницы группы могли не знать. Возможно ли осуждение человека в том случае, если он не ставил целей оскорбить религиозные чувства или случайно, по незнанию, сделал это?
Понимаете, эти девочки, Pussy Riot, заходя в храм, понимали, что это не место для того, чтобы петь свои песни и выражать негодование правительством.
И не имеет значения, знали ли они порядки, которые нарушают. Взрослые девчонки, у которых есть дети, и для них, как я вижу, это был способ показать себя. Мне кажется, что если человек совершает гнусный поступок, и это начинают афишировать средства массовой информации, то его целью была популярность. И как бы ни возмущался Запад, что бы там ни говорили, я считаю, что у нас свои устои, и будьте добры эти устои сохранять.
Некоторые люди, как, например, Никита Михалков, публично говорили, что в мечети бы к ним якобы применили насилие. Это было, я считаю, сказано зря. Он обозначает разделение между мусульманами и христианами, приписывая нам такую реакцию. Наоборот, в российском обществе реакция у всех должна быть в одинаковой степени цивилизованной, и закон должен быть один.
Возьмём националистов. Они могут выйти на площадь, собрать своих сторонников и открыто высказываться против других наций и религий, произносить оскорбления. Я считаю, что этот закон поможет предотвратить столкновения на религиозной почве и оградить общество от националистов или других групп людей, которые ненавидят ту или иную религию. Если мы считаем себя цивилизованным обществом — давайте жить мирно и в рамках закона.
в 2011 году в Новосибирске было 26 православных храмов
В нашем городе планируется появление православного храма на месте сквера имени Чаплыгина, и порядка тысячи местных жителей подписались против этого строительства. Схожая ситуация с новой мечетью в Калининском районе, где часть жителей и некоторые общественники выражают недовольство. С другой стороны есть мусульмане и православные, которые высказываются за возведение новых культовых мест. В этой ситуации как должно себя вести светское государство?
Я считаю, что государство не просто должно принять чью-то позицию, а совершать конкретные решительные шаги и чётко определить, насколько важно присутствие храма в этом районе, оценить, как с его появлением изменится ситуация, и сопоставить все плюсы и минусы. Когда чиновники принимают решение, они всегда оглядываются на то, каким образом оно изменит их собственное положение. Мэр и Совет депутатов будут думать о том, смогут ли они переизбраться, и, соответственно, в их интересах принимать популярные и компромиссные решения.
Часто возникает ситуация в России или в Европе, когда представители титульной нации негативно относятся к миграции из мусульманских стран и строительству новых мечетей. Откуда источник этого отношения и что с ним можно сделать?
Численность мусульман в России увеличивается за счёт мигрантов, это правда. Но я думаю, что столкновения интересов не возникают сами по себе. Есть какие-то силы, которые активизируют эту волну негодования и в Европе, и в России. Эта проблема уже давно возникла в Европе, потихоньку и у нас корабль раскачивают личности, которые пытаются извлечь выгоду из возникновения этих вопросов в обществе.
Существует ли какой-то внутренний источник зла, общий для всех людей, независимо от вероисповедания и идеологии? У ислама есть ответ на этот вопрос?
Я не смогу сказать, что именно является глубинной первопричиной вражды и злобы, но когда мусульмане допускают такие ситуации, которые ведут к насилию, это означает лишь недостаточный уровень их духовного развития, и нам всем нужно работать над этим.