Кинотеатр «Победа» и телеканал «24 Док» выпустили в прокат документальный фильм «Чувственная математика». Режиссёр и продюсер картины Екатерина Ерёменко называет её не научно-популярной, а философской: крупнейшие учёные современности рассказывают о своей настоящей любви и страсти — математике. Фильм уже собрал несколько фестивальных наград и привлёк внимание зрителей, далёких от науки. С чего начать тем, кто хочет открыть для себя документальное кино, и что делать тем, кто собрался его снимать, Ерёменко рассказала в интервью Сиб.фм.
Документальное кино считается искусством не для всех. Можете сказать, для кого оно?
Для думающих людей, которых интересует происходящее в современном мире. Но я не хотела бы называть документальное кино закрытой сферой для интеллектуалов. Я как раз верю, что эти фильмы могут работать на широкую аудиторию. На фильм «Чувственная математика» ходила новая публика, не фестивальная. Это внушает надежду.
Екатерина Ерёменко живёт и работает в Берлине, где основала компанию «EEFilms»
С чего вы посоветуете начать человеку, решившему познакомиться с документальным кино?
Нужно найти тему, которая его действительно цепляет, а потом фильмы на эту тему. Тогда он поймёт, насколько мощные эмоциональные впечатления может вызывать документальное кино. Сейчас в России есть канал «24 Док», который специализируется на таких фильмах. Его зрители имеют возможность смотреть лучшие образцы современной мировой документалистики.
Кто сегодня считается мировым лидером в производстве документального кино?
Что касается фестивального успеха, то, безусловно, назвать одну страну нельзя. Исторически сложилось, что всегда выделялись и выделяются американское и английское кино, там снимают очень много документалистики. Тем не менее яркие фильмы появляются в разных странах.
И в России?
В отличие от игрового, российское документальное кино очень сильное. Оно востребовано на Западе — и в Европе, и в Америке. Опять же в отличие от игрового, оно не в кризисе: много ярких идей, мощных фильмов, которые обращают на себя внимание. При этом документалистов в России не так много, мы все друг друга знаем.
Как вы думаете, почему и чем российское документальное кино интересно Западу?
Документалистам здесь хорошо живётся, потому что у нас не охраняется частная жизнь.
На Западе нельзя снимать то, что у нас снимают. Там нужно получить разрешение от людей, которые попали в кадр.
Детей вообще снимать очень сложно, англичане боятся снимать детей: какой бы ни была тема кино, ребёнок вырастет, достигнет
А вы к этому как относитесь?
Я как раз понимаю и уважаю эти ограничения, и никогда бы не стала снимать людей, если они не хотят. И никогда не стала бы даже ставить в фильм музыку, на которую у меня нет прав. А у нас многие студенты в учебные работы без спроса берут чужую музыку. Это культура такая, но, я думаю, и в России ситуация изменится.
Недавно была забавная ситуация: одна учительница литературы увидела на кинофестивале «Чувственную математику», ей очень понравился фильм, и она подумала, что было бы здорово показать его школьникам. Они нашли меня, пригласили на частный показ в школу. И вот рассказывают мне, как меня искали, как пытались найти фильм в интернете, но не смогли найти, потом хакера подрядили найти и скачать.
Учительница мне всё это рассказывает, а я думаю: «Какой кошмар».
Ей даже в голову не приходит, что это незаконно, что авторское право нужно охранять, что публичный показ требует разрешения автора. Но со временем всё меняется в лучшую сторону.
Кажется, продвигать такие «немассовые» фильмы проще всего как раз в интернете.
Ежегодные торговые убытки России в связи с нарушениями авторских прав составляют около 1 млрд долларов
Кино для интернета и кино для большого экрана делается по разным законам. Телевидение агрессивно, оно должно быть таким, чтобы удерживать внимание, ведь люди могут переключить канал. Но с этой агрессией нельзя приходить в кинотеатр. И наоборот. Это разные цели, аудитория, ситуации. Мой предыдущий фильм «Мой класс» математики выложили в сеть, и его посмотрело огромное количество людей, особенно русских эмигрантов. Когда я была в последний раз в Нью-Йорке, меня даже на улице кто-то узнавал, забавно было.
Сейчас в интернете лежит трейлер «Чувственной математики», у него много просмотров, но именно этот фильм я бы не хотела выкладывать полностью. Сильно пострадает качество, фильм достоин того, чтобы его смотрели на большом экране. Мне будет жаль, если люди посмотрят кусочек в сети, и у них сложится неверное впечатление о фильме и его качестве.
Вам было бы интересно попробовать себя в игровом кино?
В фильме «Чувственная математика» снялся «законодатель математических мод» Максим Концевич
Думаю, да. Игровое кино помогает рассказывать историю с помощью других инструментов. Однако там и темы другие, которые в документальном кино снимать неэтично. Например, вторгаться в личную жизнь. В «Чувственной математике» удалось избежать такого вторжения, и тем не менее мы близко подходим к героям, показываем интимные вещи, но не связанные с их частной жизнью.
Вы полностью сами продюсировали фильм «Чувственная математика» и называете его независимым. А документальное кино вообще может быть независимым, коммерчески успешным?
Документальное кино — самое независимое, его сейчас может снимать любой человек. Конкуренция большая, многие мечтают делать свои фильмы. Но если делают, то точно не из-за денег, есть более лёгкий кусок хлеба, чем документалистика. По своему опыту могу сказать: если у тебя есть хорошая идея, ты обязательно будешь востребован.
Почти все мои идеи, которые я считала шикарными, были проданы, находили пути к зрителю. Дело не в кризисе бюджетов, а в кризисе идей.
Если у тебя есть хорошая идея, ты всегда пройдёшь сквозь стены, увлечёшь за собой.
4,4 тысячи долларов и 770 зрителей собрала «Чувственная математика» по итогам первой недели проката
Вы не считаете себя исключением?
Не знаю. Но если идея меня захватывает, то, как правило, я способна увлечь ей других людей. С математическим фильмом я совершенно не думала, будет успех или не будет, а делала то, что мне интересно. И фильм взяли в конкурс ММКФ (Московского Международного кинофестиваля, — прим. Сиб.фм), там к нему был огромный интерес. Тема очень специфическая, фильму меньше года, а он уже на девять языков переведён, о нём говорят. Так что я очень надеюсь на успешный прокат.
Не секрет, что документальное кино в прокате редко бывает успешным. Для чего вам этот эксперимент?
Я хочу попробовать пробить эту стену недоверия зрителей к документальному кино и показать, что оно может быть интересным, вызывать эмоции. Канал «24 Док» и кинотеатр «Победа» — азартные и смелые. И я тоже азартная. Мы пустились в эту авантюру, а отступать некуда, уже вложено очень много сил. Я думаю, у нас должно получиться.