Мыльные оперы, молодёжные сериалы и переводные ситкомы постепенно переезжают из телевизора в интернет, худо-бедно оформляясь в полноводное течение сетевой культуры. И если раньше все просто смотрели сериалы и примеряли на себя повадки Саши Белого или Доктора Хауса, то теперь их принято иметь в виду при создании собственных многосерийных проектов. Сиб.фм выбрал семь любопытных сибирских сериалов и расспросил их авторов, что они могут предложить любителям условной «Теории большого взрыва», кому нужна их самодеятельность и как снять шедевр за 200 рублей.
Алексей Халецкий, «Дети 90-х» (Чита)
1,4 млн просмотров набрала первая серия «Детей
Началось всё с песни «Мама-ама, криминал», где в куплете Василия Вакуленко есть фраза про детей
Наш проект вряд ли хоть в чём-то подражает западным. Такой контент уникален, он чисто российский.
У нас такое общество — оно ещё не отошло от череды потрясений. И мы как раз хотим показать, что красивая жизнь не есть хорошо, что криминальная стезя на 100% наказуема — пускай не законом, но высшей справедливостью. Мы бы не хотели, чтобы нашим героям подражали: их судьбы — это урок нашей молодёжи. Дружите, живите и не предавайте — это просто. Главное — видеть в мире больше добра.
«Дети
Любительский проект может конкурировать с профессиональным, но недолго: любители конкурентоспособны, если вложили в свой проект душу, выпестовали его, заболели им и сделали всё возможное. Однако так не может продолжаться бесконечно — любой энтузиазм имеет свойство перегорать. А профессионалы — они и в Африке профессионалы, это целая индустрия: аналитики, сценаристы и так далее. Они стабильны, хоть и не всегда «стреляют» по просмотрам. Создать нечто скандальное и правдивое — почти всегда риск.
Премьера британского фильма ужасов «Восставший из ада» состоялась в 1987 году
Павел Латушкин, «Другая реальность» (Омск)
Я раньше любил арт-хаусный фильм «Восставший из ада» и как-то после просмотра подумал: «А смогу ли я сделать что-нибудь подобное?». В торговле, которой я тогда занимался, мне не везло, пробовал себя в других сферах — тоже ничего не вышло. В итоге занялся кинематографом. Как любой начинающий режиссер, я взял камеру, позвал своих знакомых и пошёл снимать первые кадры. Начинали с таких жанров как триллер и ужасы, а теперь разбавляем их комедией, экшном, драмой и трэшем. О чём сериал «Другая реальность»? О существовании другого мира, который ещё называют Асгардом Ирийским. Многие верят, что существовал такой город.
Там не было православия, там правили языческие боги, которые до сих пор живы.
Сюжет разворачивается с разрушения Асгарда джунгарами — бесами и людьми, в которых вселились бесы. Богини Асгарда переместились в наш мир, чтобы отсюда остановить джунгаров. Так началась война добра со злом, и стало понятно, что другой мир — это вовсе не Асгард Ирийский, а что-то другое. Другая реальность для грешников и не только. Каждый, кто туда попадает, проходит испытания. Но кто создал этот мир и для чего? Вот такой сериал.
Вообще, никогда не знаешь, чем этот хаос закончится: только у нас могут поменяться главные герои, а сюжет останется прежним и продолжит развиваться. В нашей копилке хватает идей уже на восемь сезонов, поэтому серии точно будут в спросе у киноманов арт-хауса.
В кинематографическом бизнесе я стал что-то понимать только спустя пять лет долгой и упорной работы, и сейчас он приносит небольшие деньги. Впрочем, чтобы продолжать запускать проекты, их хватает. В будущем хочу открыть собственный телеканал — у нас будет уникальная площадка для всех, кто создаёт арт-хаус и авторское кино. Никто не поддерживает начинающих, а я уже набил много шишек и могу сказать, что для меня кино — это целая жизнь. Проект канала полностью готов, осталось дождаться потенциального инвестора. Я думаю, сибиряки будут смотреть всё, что им покажут земляки.
Сергей Никонов, «На Байкал. Поехали» (Улан-Удэ)
Репортаж Сиб.фм с генеральной уборки заваленного мусором и отходами берега Байкала
Всё началось в детстве. Мы играли в КВН, снимали скетчи и постоянно, как помню, не хватало трёх минут, чтобы выразить в полную силу те задумки, которые были. К более зрелому возрасту сформировалась идея снять свой комедийный сериал. Комедия — это один из сложнейших жанров, но в тоже время очень близкий мне. Я люблю посмеяться с друзьями, и мне нравится, когда твоё детище вызывает у людей улыбки, хорошее настроение, когда хлещут позитивные эмоции. Так, мало-помалу мы делаем мир добрее.
Наш сериал об Улан-Удэ и людях, которые в нём живут. Главные герои гордятся своей малой родиной и готовы показывать гостям, так сказать, не напудренную сторону отдыха и всё интересное, что есть в регионе, помимо Байкала. Самое политкорректное слово, характеризующее сериал, — это самобытность. Примерно так мы объясняли продюсерам бурятского телеканала «Ариг Ус» суть нашего проекта, который является продолжением и одновременно недостающей частью нашего фильма «На Байкал».
Ориентиров у нас много, но лучше вовсе не равняться на кого-то, а делать то, что считаешь действительно правильным. Рано или поздно придёт понимание, насколько верно ты мыслишь как творческая личность. Первый блин всегда комом, но на ошибках учатся. Через пару лет хочу добиться идеального качества, перепрыгнуть себя. Просто всегда стремлюсь к совершенству, как настоящий улан-удэнец.
Любительский проект всегда живее и интереснее, чем профессиональный: он снят с душой, а не за деньги. Он обречён быть с душой, так как люди, которые его делают, любят своё дело просто так. Хотя, к примеру, наши друзья-актёры отказались сниматься в продолжении — их не устроили гонорары.
Поначалу они были влюблены в задумку, в своё дело и в съёмочную команду, но бабосы хавают душу.
Пока такие проекты не начнут поддерживать местные власти, мы так и будем плестись за Западом. Любителям сложно создать шедевр, имея 200 рублей на съёмки: любой проект будет любительским хотя бы потому, что за такие гонорары никакой профессионал не приедет. Зато у нас никогда не отнять идей. Мне вообще кажется, что в любом творчестве главное — это идея, а огранка идеи — дело второе.
Я, прежде всего, папа и муж, только потом режиссёр и актёр. А ещё работающий в клубе МС. Это такой тамада в ночном клубе, так что волей-неволей слежу за тенденциями в массах продвинутой молодёжи. Умел бы строить — строил, умел бы изобретать — изобретал, но этого я не умею.
Юбилейный эпизод, посвящённый
Елена Буровицкая, «Доктор Кто» (Новосибирск)
Три года назад ко мне обратился Сергей Гудков, фанат британского сериала «Доктор Кто» из Арзамаса, и предложил снять фильм по мотивам оригинала. Он написал сценарий, и дело пошло. Во время съёмок мы решили: если фильм понравится зрителю, то сделаем продолжение в виде сериала.
Наш фан-сериал, прежде всего, о Докторе, удивительном и гениальном пришельце из расы Повелителей времени. Это дань уважения и восхищения перед первоисточником. Новосибирский «Доктор Кто» как бы отвечает на вопрос, что происходило бы с Доктором, если бы он оказался в Сибири и потерял память? Но это только в первой арке сериала. У нас будет три арки, каждая из них — своя история, а в каждой арке — по три серии.
Оригинал сочетает в себе множество жанров: одна серия может быть исторической, другая — космической фантастикой, а третья — погружает нас в сказку. Неизменным остается одно — захватывающие приключения, гениальные сценарии и чудесная игра актеров. Нам тоже хочется жанрового разнообразия, и мы стараемся в меру своих небольших возможностей, но многое упирается в трудность сооружения каких-то особых декораций, в графику и так далее.
У нас в стране формат фан-сериалов не особо известен и популярен. И не каждый рискнёт снимать такое из-за разных сложностей.
Любительскому кино сложно конкурировать с профессионалами. Для них съёмка кино — это работа. Они посвящают этому рабочее время, им платится заплата, у них есть бюджет и высококлассная техника. А мы ищем добровольцев-энтузиастов, ни о каком бюджете или зарплатах речи быть не может, посвящаем съёмкам свободное время. Причём приходится подстраиваться под каждого — и собрать всю съёмочную команду вместе оказывается трудно. Зато в чём-то любители могут составить конкуренцию профессионалам. Это в сценарии, интересном сюжете. А также в дерзости. Простым ребятам снять кино своими силами гораздо сложнее, и надо дерзнуть, чтобы соперничать с мастерами.
Олег Захаров, «Цепная реакция» (Новосибирск)
Первый в мире полнометражный интерактивный фильм «Андроид» вышел в российский прокат в октябре 2013 года
Не так давно мы сняли полнометражный фильм, он сейчас на стадии постпродакшна. И чтобы съёмочная группа не скучала, я решил запустить проект интерактивного сериала. Интерактивность заключается в том, что зрители могут влиять на сюжет с помощью голосования. Каждая серия обрывается на самом интересном месте — и мы предлагаем четыре варианта развития событий. В течение недели зрители голосуют и выбирают понравившийся вариант, который мы затем снимаем. Таким образом, наши зрители становятся ещё и сосценаристами. Хотя вначале, признаюсь, мы не были уверены, понравится ли людям подобный эксперимент. Теперь, наверное, можно сказать, что понравился. Мне нравится, что наши зрители выбирают самые острые варианты развития сюжета. Это делает наш сериал гораздо более динамичным и непредсказуемым.
Каких-то особенных планов на будущее у нас нет. Просто хочется, чтобы сериал через год или два всё ещё существовал и развивался. Ведь несмотря на то, что российские сериалы часто критикуют за слепое подражание западным, мне кажется, наши проекты вполне могут конкурировать с зарубежными. Это сложно сделать, но можно. Просто нужно ориентироваться на своего зрителя и понять, чего он хочет.
Кирилл Гаврилов, «Наше время» (Краснокаменск)
40 лет исполнилось первому советскому сериалу «17 мгновений весны»
Мы рассказываем зрителю о современной молодёжи, о дружбе и любви, о современных проблемах, о пороках. Это сериал о нашей с вами жизни, о нашем времени.
Началось всё с трейлера, который Слава Переломов, один из членов нашей команды, снял ещё летом прошлого года. После этого всё как-то закрутилось, и на свет появился наш сериал. Если говорить о личном интересе, то просто хотелось заняться чем-то увлекательным, новым. Например, на данный момент мы все вместе придумываем продолжение истории, стало ещё интереснее работать. Кроме того, меня вдохновляет сама идея создания чего-то масштабного в нашем маленьком городке.
Мне кажется, что этим энтузиазмом и вдохновением и выделяется наш сериал. Мы не профессиональные режиссеры с гигантской зарплатой, а обычные парни, которые делают своё дело не потому, что работа такая, а потому что нравится. Причем это не минус, а преимущество — медийная персона из мегаполиса не сможет достоверно передать жизнь обычного человека. А мы можем. Поэтому, кстати, мы и не ориентируемся ни на западные, ни на российские аналоги.
Я даже не могу сходу сказать, на какой сериал похож наш проект. Наверное, чуть-чуть на «Бригаду».
В 2004 «Бригада» вошла в группу европейских полуфиналистов премии Эмми в номинации «художественный сериал»
Конечно, сериал — это не потолок нашего развития. Скажем, уже сейчас в коллективе обсуждается мысль о том, чтобы в будущем снять полнометражный фильм. Потому что, если честно, я не могу с точностью сказать, будет ли наш проект актуален через год или два. Возможно, необходимо будет делать что-то другое. Но делать надо. Я уверен, что сибирские проекты способны конкурировать и со столичными, и с западными. Главное снимать что-то о жизни обычного человека, о том, что людям ближе и понятнее.
Екатерина Элье, «Рэпанутые» (Новосибирск)
Каждый из нас много о чём мечтал в детстве: научиться танцевать, играть на гитаре, выучить иностранный язык. Но всегда находилась куча причин, чтобы не реализовывать свою мечту: «я слишком толстый», «у меня нет времени», «мне лень». И в итоге всё сводится к одному: поздно, уже не тот возраст, чтобы этим заниматься. В «Рэпанутых» мы хотим показать, что это не единственный вариант развития событий, что мечты — это не глупости, а возраст — не алиби.
В Новосибирске много раз пытались снимать сериалы. Но загибались на первой же серии: кто-то терял интерес, кто-то сталкивался с финансовыми проблемами и так далее. Поэтому первое, что я для себя решила: я в любом случае выпущу как минимум один сезон. Хоть цунами, хоть потоп, как говорится, хоть что. И на данный момент мы уже отсняли половину сезона.
В какой-то момент у меня появилась идея для сериала. А с идеями всегда происходит одно и то же: либо ты их реализуешь сейчас же, либо всё откладывается в дальний ящик и часто остается неосуществленным. И вот теперь мы снимаем сериал. Мыслей о полнометражном кино пока нет, так как интереснее сама специфика именно сериала, которая дает возможность растить героя от серии к серии. Сценарий часто дополняется по ходу съемки.
Сама по себе работа над проектом вдохновляет. Меня подстёгивает сам факт объединения людей с общими интересами, желанием участвовать в большом проекте, энтузиазмом и возможностью познакомить зрителя с творчеством многих людей (например, 80% музыки в сериале — новосибирских авторов и исполнителей, а интерьер квартиры героев — работа новосибирского фотографа и дизайнера Дмитрия Невского). Пожалуй, этим мы и выделяемся .
Мы самодостаточны, нам ни к чему копировать западные сериалы. Лично мне кажется странным приписывать героям черты, образ жизни и мышления, абсолютно несвойственные русскому человеку.
В саундтрек к «Рэпанутым» попали песни группы «Тупость мозга», в которой играет директор Сиб.фм
Хотя я не считаю, что уникальность должна быть самоцелью любого проекта. Главное — качество. Я, например, не хочу уникальный борщ — я хочу просто вкусный борщ. Я не хочу уникальный утюг, я хочу утюг, который хорошо гладит. Если утюг гладит плохо, мне класть на его уникальность. И точно так же я не хочу уникальный контент, я хочу контент, который мне интересен.
Часто попытки создать что-то уникальное приводят к тому, что на выходе получается что-то непотребное, прикрытое ярлыком «арт-хаус» или «некоммерческое кино».
Я надеюсь, сериал придётся по вкусу горожанам, несмотря на то, что это «продукт местного производства». Есть ведь стереотип: «если сделано хорошо — сделано не у нас». Новосибирск — достаточно злой город, от которого очень трудно получить поддержку. Здесь явно выражен синдром «нет пророка в своём отечестве». Люди молятся на столичные проекты и в упор не хотят замечать того, что делается у них под носом, а делается часто ничуть не хуже.