Откройте глаза, послушайте!

 Интервью лидера группы LOUNA о том, как звучать ещё громче, если время Х ушло  27.03.2015, 07:00
подходящие темы
Откройте глаза, послушайте!
Фотографии Андрея Карасёва

В стране, где патриотизм всё больше граничит с национализмом, чувства отдельной группы людей защищает Уголовный кодекс, а чиновники обсуждают введение цензуры, всё ещё существуют те, кто говорит с народом громко, прямолинейно и честно, и при этом не с политического помоста. Рок-музыкантам не впервой быть зеркалом времени. Перед концертом в Новосибирске журналист Сиб.фм поговорил с солисткой группы Louna Лусинэ Геворкян о том, каково петь остросоциальные тексты, почему так важно широко открывать глаза и слушать внимательно, о современной рок-движухе и о том, что время Х для неё ушло.

Ваш тур называется «Ещё громче!». Расскажите о нём.

В прошлом году тур по Сибири и Уралу мы вынуждены были отменить по причине моего попадания в больницу. Соответственно, эти концерты мы как бы людям задолжали. В принципе, тур — это такое объединение всего-всего: и презентация альбома «Мы — это Louna», и полюбившиеся боевики. Также мы добавили туда в качестве компенсации небольшой акустический блок, чтобы немножко разнообразить программу.

В 80-е годы появились легендарные рок-группы, которые до сих пор считаются голосом тех времён. «Машина времени», «ДДТ», «Наутилус Помпилиус» пели песни на злобу дня, но тексты их были скорее метафоричны и завуалированы. Сейчас у музыкантов, которые предпочитают поднимать остросоциальные темы, тексты кричат прямо. У вас даже есть песня, где вы цитируете декларацию о правах человека. Как вы думаете, это тенденция времени, так проще донести идеи до общества или это всё-таки ваш индивидуальный стиль?

Да, песни достаточно прямолинейные, но при всём при этом они не оскорбительные, не детсадовские, не пышащие юношеским максимализмом, это достаточно взвешенные мнения взрослых людей. Я не могу сказать, что мы группа, которая пишет только социальные тексты. У нас есть совершенно разные песни, и на личностные тематики, и на социальные.

На чисто политические темы песен у нас нет.

Может быть, это заявление кого-то удивит, но нужно понимать разницу между политикой, положением человека в социуме и положением социума под, скажем так, влиянием властей. Мы воспеваем свою гражданскую позицию, которой мы в группе придерживаемся и которую считаем нужным и возможным озвучить. Мы никому ничего не навязываем, никого не заставляем, не доказываем. Мы выражаем свои мысли как граждане страны, в которой живём и которой желаем какого-то лучшего будущего и желательно даже настоящего. Мы не паримся над тем, кто там герои, не герои, мы просто пишем песни о том, что нас беспокоит.


Louna регулярно занимает высокие строчки в хит-параде «Чартова дюжина» «Нашего Радио»

Нередко между вашими слушателями возникает спор, вот все привыкли, что тексты очень прямые, и некоторые слышат противоречие в разных песнях. В одной вы поёте «сожми кулак и бей», а в другой «не пора ль закончить бой и, обняв родных, пойти домой?». Так как слушателям понять вашу позицию? Надо всё-таки сжимать кулак и бить или достаточно мира и любви?

Я даже не считаю нужным уделять внимание и время тратить на обсуждение таких мнений. Это те люди, которые не очень поняли песню «Бойцовский клуб». Нет, ну вы вообще знаете хоть какого-нибудь рок-музыканта, нормального, вменяемого, который выступает за войну? Да не музыканта, а человека вообще? Если человек действительно воспринимает песню «Бойцовский клуб» как призыв к физическому насилию, то нам с ним точно не по пути, и я очень надеюсь, что такие люди на наши концерты даже не приходят.

Теперь вопрос про Новосибирск. Может быть, вы слышали, здесь сложилась такая острая ситуация...


Альбом «Время Х» вышел в 2012 году, когда был переизбран Путин и по стране шли массовые митинги оппозиции

Да слышали! Она сложилась не только в Новосибирске, к сожалению, уже по всей стране сложилась такая ситуация. Этот вопрос и в Москве стоит достаточно остро, несмотря на то что там проходит довольно много концертов и многие гораздо более жёсткие, и они при этом не попадают под раздачу православного активизма или там ещё чью-то в этом роде, а некоторые попадают. И это происходит не только в плане православных активистов, но и кое-каких других.

Что касается протестов, не православных, а вообще каких бы то ни было. Против вас протестовал кто-нибудь?

С пикетами, конечно, на улицу никто не выходил, но были определённые наезды.

А бывало такое, что звонили «сверху», отказывали в концертах, радиоэфирах, фестивалях?

В Самаре был один случай, но там не отказывали, там просто просили проследить, чтобы всё прошло хорошо. Но, в принципе, убедились, всё прошло хорошо.

И что делать музыканту в таком случае?

Честно и нормально делать своё дело, потому что у него есть слушатели, которых нужно уважать и для которых концерты нужно играть. Если уж ты взялся, значит, делай. Граждане должны отстаивать свои права, если их лишили мероприятия. Но у нас гражданин забитый, боится всего, поэтому колпачок крепко накрыл.

А вообще рок-движение в стране гибнет, и скоро от него уже ничего не останется, кроме кучи озлобленных групп.

Но ваша группа ещё живёт свой век?

Я уже много раз проходила через весьма апатичные настроения. Порой думаешь, что тур тебя может как-то взгреть, а порой он может просто добить. Ладно, предположим, твоё творчество не настолько может изменить ситуацию или изменить людей. Но когда я вижу, что его даже не особо понимают... Или когда читаешь что-то про вот эту всю движуху, основанную на военных событиях, к сожалению, которая вообще большинство народа свела с ума.

И я не очень понимаю, как люди будут смотреть в глаза друг другу после всего вот этого сказанного и написанного и выплюнутого друг другу в лицо...

Мы делаем своё дело, пока есть здоровье, делаем. Но рок-движуха в стране гибнет просто со скоростью света.

А что касается молодых музыкантов, ну, появляется же кто-то, кого можно слушать, скажем так?

Наверное. Мои последние изыски в прослушивании молодых музыкантов ограничивались коллегами и друзьями из групп Lunchbox и LaScala. И вот ещё ребята из Lori Lori, но их уже молодыми музыкантами не назвать, достаточно опытные группы, давно существующие, так что того, кто взорвал бы просто сейчас души... Наверное, последняя молодая группа и была группа Louna.


Нельзя бояться

Звучат разные высказывания вроде того, что сейчас едва ли не военное положение в стране и все находятся вот в таком состоянии внутренней самоцензуры. А вам самим не страшно петь такие песни?

Если бы мы боялись, то мы, наверное, эти песни не писали бы. Мы их писали тоже в далеко не спокойные времена. Но тут ещё работает такая ситуация, искусство предвосхищает историю. Мы, видимо, немножечко опередили в своих песнях происходящее, а вот сейчас оно прямо нахлобучило. В той же «Кто, если не мы», к сожалению.

Единственное, про «Время Х»... Я даже сама попросила убрать её из трек-листа, потому что для меня время Х ушло уже, я не вижу, чтобы оно было сейчас.

Сейчас в головах людей только страх и надежда на то, что всё переживётся. На них подействовал вот этот как бы... финт ушами, чтобы никто голову не поднимал. Пример-то типа показательный у нас тут. Общество сейчас в каком-то анабиозе находится и ни о каком времени Х не помышляет... У меня просто нет настроения об этом петь.

Мне вспомнилось старое интервью с вашей группой, вы говорили о том, что нулевые были апатичные, а десятые должны стать рассерженными. Что об этом можно сказать сейчас, в середине десятых?

Они и были.

Вроде начиналось всё хорошо, но всё-таки политтехнологи смогли опустить нацию ещё ниже тех колен, с которых она вставала в 2012-м. Получилось.

Какое-то очень негативное настроение получается. Что делать-то всё-таки?

Ну, через два часа я пойду играть концерт. Пока что у меня сил хватает только на это. И я жду с нетерпением, чтоб вернуться уже домой к своему маленькому сыну. Мне просто тяжело его не видеть, потому что он совсем ещё такой маленький, мы мало времени вместе провели... Ну, мы же стали тем, кем стали, и занимаемся своим делом, тут как бы не до нытья. Потом опять тур, но мы стараемся, мы ездим, поддерживаем рок-движуху, у нас есть слушатели, которые нам помогали очень. Что делать? Остаётся надеяться на молодёжь, потому что те, кому сейчас за 30, за 40, уже безнадёжны. Да простят они меня уж, ну... Такая ситуация.

А радости материнства в новых текстах не появятся?


Виталий «Вит» Демиденко — муж Лу и бас-гитарист группы LOUNA

Я пока не пишу тексты для Louna, а пишу в группе Tracktor Bowling, потому что я больше люблю писать личностные песни. Но всё-таки мои личные переживания — это такая, скажем, граница, которую я бы, наверное, не хотела переходить. Самые личностные мои песни, в которых я рассказала о себе то, что хотела рассказать всем, — это, наверное, песни «Время» и «Я помню» (песни Tracktor Bowling, — прим. Сиб.фм). Они были написаны после смерти моего брата, но мне от этого стало легче. Может быть, кому-то, потерявшему близкого человека, они тоже помогли. Об остальном я предпочитаю в песнях не рассказывать. В творчестве Louna вся лирика в основном написана Витом.

Что, кстати, с Tracktor Bowling?

Альбом сейчас пишем, он выйдет осенью. Но сингл, скорее всего, будет летом.

Тур тоже осенью будет?

Посмотрим, если не застрелятся все организаторы, не повесятся, и там хоть какая-то кучка людей будет ещё ходить на концерты, может быть, будет и тур.

Но пока что я вообще не уверена, что слово «тур» будет уместно на территории Российской Федерации в ближайший год.

А публика у Tracktor Bowling и Louna разная?

Да, знаешь, мы ездим по городам, и я понимаю, что публика у Tracktor Bowling, у Louna, у «Слота», у Lumen, у «Сплина», у «ДДТ» одна и та же. Разная она может быть только в Москве и Санкт-Петербурге, наверное, ну, может быть, ещё в Нижнем Новгороде, где действительно массовость. А в основном у нас у всех одна аудитория, по сути. Да даже в Красноярске вот сейчас концерт Louna в один день с 30 seconds to Mars. И понятно, что некоторые из тех, кто могли бы пойти к нам, идут туда — это ведь группа такого масштаба и когда там они в следующий раз приедут? Вообще, у Louna всё-таки более активная, подорванная публика, что ли, такая, а у Tracktor... Вот эти личностные переживания, самокопание, то есть такие меланхоличные, лирические люди. Ну есть, конечно, исключения, кто больше хард-корную сторону Tracktor Bowling ценит.


Осенью 2013 года группа с масштабным туром посетила США. Играли вместе с популярным американским коллективом «The Pretty Reckless» и английской группой «Heaven’s Basement»

Хочу поговорить про ещё одно направление тематик песен Louna. Помимо социалки и личностного, вы поёте про неформальную тусовку, про себя поёте, про рок-движение в целом. Некоторым музыкантам в группе за 30, некоторым за 40. Вот эти тексты, они пишутся для подростков или они о себе и о теме вечной молодости рок-музыканта?

Знаешь, у нас возникла смешная ситуация с песней «Мама»: некоторые думают, что она про 16-летних девочек. Видимо, люди просто услышали название либо припев и сделали такие выводы, но, извините, 16-летние девочки вообще не знают, кто такие Хэтфилд и Мастейн, они даже о Deftones и Mudvayne не знают уже, у них там свои герои. А песня эта рассказывает о тех, кто в течение разных лет, разных эпох пришёл к рок-н-роллу, это песня ностальгическая! У нас вообще в стране часто судят о различных произведениях только по их названию. Услышали «Бойцовский клуб» — всё, значит, про бойцов. Или услышали стёбную фразу «Мама, не ругай меня», и всё — про 16-летних девочек. Эти слова были написаны 40-летним мужиком о себе 18-летнем, когда он пошёл на первый концерт Rage against the machine. А услышали, и такие «ой всё, для подростков».

Вот эта вот история, типа, не слушал, но осуждаю, она в России, конечно, дофига как развита, к сожалению.

Или вот ещё пример. Tracktor Bowling в 2008 году сделал акустический кавер на Slipknot Vermillion II, выложили его на YouTube, он там просмотрелся каким-то нереальным тиражом, и что мы видим? Там же теги стояли, то есть могли люди с Запада посмотреть, тонны комментариев на английском языке из серии «Ничего себе, как круто! Классно девушка спела, надо Кори Тейлору показать, ой как интересно, ой какие интересные группы в России». Начинается рунет. «На святое, сука, покусилась! Да какого хрена! Да они вообще играть не умеют!». Вот. Это яркий, ярчайший пример!

О какой вообще рок-движухе нормальной, позитивной мы можем говорить? И о развитии молодой музыки? Когда готовы сожрать с кишками любую молодую группу, которая сделала просто тупо кавер! Это предвзятое, тупое, мерзкое отношение! И что с этим делать? Я не хочу загнобить и унизить как-то там нашу рок-движуху, но я просто вот реально хочу обратиться к молодёжи, ко всем этим любителям сетевых тёрок: посмотрите, в стране рок-движуха скоро сдохнет, а вы все патриотично вроде как настроены, но в то же самое время, зная, что группа российская, надо её засрать с головы до ног, даже ни разу не включив песню. Я очень много видела комментариев у нас в сообществе, «ой, я раньше вот ненавидел, я знал, что Louna типа русская группа, вот играет говнорок, вот, узнал»... Откуда он знал это? Фея нашептала, наверное, в ночи. Да и что вообще такое говнорок? То есть рок, сделанный на территории Российской Федерации? Я вот, типа, не знал, не думал, а вот тут я случайно услышал и понял «нифига себе!». И вот таких сообщений много.

Так вот, откройте глаза, послушайте!

Везде в мире, начиная с какой-нибудь Германии, заканчивая Филиппинами, слушатели открыты к новой музыке, они её впитывают, прям вжирают, просто потому что им она нравится. А у нас наоборот, чтобы пробиться к слушателю, нужно чтоб 20 лет твоей группе исполнилось. Поэтому рок-движуха и гибнет, потому что единицы её поддерживают, единицы позитивных таких людей, а остальные в основном диванные вот эти вот критики, по сути.

Интересно, куда будет двигаться группа в условиях нашего текущего времени?

Мне тоже интересно! Я не знаю. Пока что мы занимаемся акустическим сетом, потому что мы хотим развиваться не только вглубь, но и вширь, нам это интересно как профессиональным музыкантам, которые хотели бы и технический свой уровень показать, и творческий подход. А 19 ноября в Москве будет наш первый концерт с симфоническим оркестром, мы будем делать туда автобусные туры со всей страны. Из Новосибирска, конечно, ехать долго, можно просто собрать компанию, которая готова прилететь или приехать, а с нас, собственно, скидка на билеты.


Интервью организовано при поддержке продюсерского центра «Сибирские гастроли»

Заканчивая концерт, Лу со сцены поблагодарила журналистов Сиб.фм и пришедших зрителей.

Минут за 20 до начала группы разогрева я тут беседовала с ребятами, давала интервью, так вот, говорили о том, что рок загибается. Глядя на вас сейчас, на полный зал, я всё же надеюсь, что шанс ещё есть. Такие бодрые, позитивные, энергичные люди смогут спасти не только рок, но и свою страну.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!