Казалось бы, поэтические вечера — это рафинированное времяпровождение эстетов. Однако как будто из ниоткуда в последние годы возникло немало поэтов, которые имеют сотни подписчиков в соцсетях, собирают полные залы и могут себе позволить большой тур по всей стране. Корреспондент Сиб.фм поговорил с поэтом Ах Астаховой и выяснил, в чём причина «поэтического бума» и каким должен быть поэт, чтобы иметь успех у публики.
Что для вас поэзия? Каковы её задачи?
Это образ жизни: всё, что у меня внутри, всё, что я испытываю, вижу, чувствую, я выражаю через этот вид искусства. Это важная часть жизни. Задача поэзии — помочь автору понять свои эмоции, пережить что-то благодаря написанию текстов. О том же говорит и публика: стихи помогают людям пережить происходящее с ними. Переживание, самовыражение... думаю, задача любого искусства в этом.
Мне кажется, поэзия — наиболее интимный вид искусства.
Вы себя считаете в первую очередь поэтом или же вы артист в самом широком смысле этого слова, для которого поэзия — лишь одно из средств?
Ах Астахова:
одно лишь искусство вечно.
одна лишь любовь
— искусство.
Конечно, в первую очередь я поэт. Для меня важны и стихи, и сцена, обе эти страсти во мне с детства. Приятно, что я могу соединять их. Впрочем, признание — это второстепенно. Я не бросала писать, не находя его поначалу.
Сейчас же приятно знать, что не я одна так чувствую мир, что это находит отклик.
Можете ли вы о себе сказать как о части какой-то длящейся или воспроизводящей себя литературной традиции? Можете ли сказать, что ваши стихи — это стихи, которые явно пишутся после... Цветаевой, скажем?
В таком ключе я о себе не думала.
Я себя не воспринимаю как чей-либо последователь.
Значительное число стихотворений Ах Астаховой написано модными в середине XIX века трёхсложными размерами
Мне кажется, каждый творческий человек — это отдельно взятая единица, один может быть продолжателем другого, разве что если они из одной семьи. Как можно быть чьим-то «наследником»?
Есть поэты, которые мне близки, есть манера, которая мне нравится. Люблю тех, кто пишет просто, понятно, о каких-то насущных душевных темах, без зауми, без витиеватых мыслей. Но подражать кому-то — ни в коем случае. Где же тогда в этом творчестве я?
Как на вас повлияла популярность?
Моё творчество меняется в последнее время, потому что меняется мой внутренний мир, моя жизнь, но популярность здесь ни при чём. Я чётко разделяю творчество и то, что на него влияет. А влияет на него то же, что и до популярности — мои личные взаимоотношения с миром.
А взаимоотношения со зрителем — это не взаимоотношения с миром?
Вы хотите спросить, ориентируюсь ли я на аудиторию, когда пишу стихи?
Например. Чувствуете ли ответственность перед публикой?
27 лет поэтессе
Ни в коем случае. Это бы чувствовалось. Публику здесь не провести. К счастью. Люди чувствуют, сердцем ли ты пишешь или потому, что это будет востребовано. Нет. Мне достаточно в жизни вдохновения, чтобы не выдумывать ничего нарочно ради публики.
Вы не пытаетесь зацепить какую-то конкретную аудиторию?
Что вы! Ни в коем случае! У меня достаточно богатый личный опыт, чтобы писать, ориентируясь исключительно на него.
То есть когда вы на выступлении говорите: «Я знаю, что люди любят это стихотворение», — вы просто констатируете случившееся?
Да. Я узнаю об этом от людей, они мне рассказывают. Можно узнать и по лайкам в соцсети. Я понимаю, какие стихи нравятся и почему, но не ориентируюсь на это.
Иначе через пару лет моя поэзия превратится непонятно во что.
Вы бы сразу заметили, если бы я искала формулу удачного стихотворения, считая лайки.
Продолжим о традиции и прочем. Должна ли поэзия быть современной? «Нет, никогда ничей я не был современник», — писал Мандельштам. И он же: «Попробуйте меня от века оторвать / Ручаюсь вам, себе свернёте шею». Что из этого вам ближе?
Нет. Поэзия, как и любое искусство, никому ничего не должна. Поэт должен самовыражаться, развиваться, стараться для себя. Можно писать, ориентируясь на классиков, можно — на авангард. Это личный выбор каждого, кому что ближе. Как душа требует. Здорово, когда поэты привносят что-то новое, и здорово, когда могут просто писать красиво в «старом» стиле. Некоторые стихотворения за счёт лексики «выдают», что написаны в XXI веке, но это неизбежно. В принципе, по слогу и манере это что-то ближе к Серебряному веку, как мне самой кажется. Без особых изысков в рифме и размере.
Можно ли в таком случае назвать вашу поэтику «консервативной»?
Какое вы подобрали слово... Я не то что бы консерватор, но я аккуратна в стихах, не очень резка, как вы могли заметить.
Да. Этот ритм и размер и вовсе будто не из XX, а из середины XIX века. Что в таком случае является предметом ваших творческих поисков, если не ритмы и рифмы?
Я хочу найти себя в крупной форме, написать что-то по-настоящему длинное.
Мой поиск — это не формальный поиск, а поиск новых смыслов.
Есть люди, которым удаётся новаторство в форме, но если я попытаюсь создать что-то такое, то с моей стороны это будет вымученным кривлянием. Поэтому я за простые и ровные рифмы, несложные ритмы, меня устраивает, когда ничего не режет слух, ничего не выбивается.
«Не дорожить любовию народной» призывал А. С. Пушкин
Представляете ли вы себе портрет своего среднего читателя и зрителя?
Сейчас я вижу, что публика, к счастью, меняется. Появляется больше людей в возрасте. И это очень приятно, что те, кто прожил более долгую, чем я, жизнь, читают стихи и находят что-то в творчестве столь юного поэта. Стало больше молодых людей. Раньше моей аудиторией были в основном девушки от восемнадцати до тридцати лет. Сейчас публика меняется, и это мне интересно наблюдать.
Как вы думаете, за счёт чего происходит такое расширение аудитории?
Хочется верить, конечно, что и стихи мои взрослеют. Если раньше я писала о любви и каких-то девичьих переживаниях, то сейчас меня волнуют и ценности, взаимоотношения с людьми, с самим собой и так далее. Хочется верить, что это притягивает разных людей. Ну, и смена площадки. В этом туре мы попытались сделать так, чтобы площадка была удобнее и комфортнее для всех возрастов. Не каждый ведь пойдёт слушать стихи в клуб.
126 488 подписчиков в группе поклонников Ах Астаховой
Справедливо ли сказать, что сейчас поэзия в принципе более востребована, чем десять-пятнадцать лет назад?
Да, безусловно. В последние пару лет поэзия гораздо более востребована. Мне кажется, люди соскучились по слову, по какой-то искренности.
Хочется верить, поэзия будет ещё более востребованной, в ней появится ещё больше талантливых и интересных личностей. Это мы видим сейчас.
Да, удивительно, что человек, который пишет стихи, может себе позволить тур по стране.
Раньше это тоже было. Всё циклично. Я попала в нужную фазу цикла. Будучи студенткой, я участвовала в разных конкурсах. Это не было часто, это не было сольными выступлениями, но опыт чтения со сцены я приобрела. Сеть помогла ускорить процесс набора популярности и стала трамплином к серьёзной сцене.
«Если Евтушенко против колхозов, то я за». Так Иосиф Бродский определял для себя соотношение поэтического и политического
Вы сказали, что атмосфера в кинотеатре иная, нежели на других площадках. Вы назвали её «приятной» и «советской». Что вы имели в виду?
Я выступаю в кинотеатре в третий или четвёртый раз в жизни. Кинотеатр «Победа», очевидно, построен давно. Это чувствуется в атмосфере. Плюс эти красные стулья, этот иной свет, не «клубный», эта акустика... Колоссальная ведь тишина. Это задаёт такую атмосферу чего-то... «партийного». Но мне это приятно. Это интересный опыт.
Это что-то ностальгическое?
Если я и застала чуть-чуть то время, то была совсем ребёнком. Но, безусловно, по опыту своих бабушек, по старому кино я могу предположить, что это было интересно. Это, кстати, напомнило мне, как я была на поэтическом вечере в МИДе в Москве. И там были такие дядечки представительные в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти, поэты. Там как раз такая атмосфера... «Будем! Писать! Про политику! Крым наш!»
Вы принципиально аполитичны?
Нет, не принципиально. У меня есть стихи, в которых говорится о том, что происходящее в мире мне не безразлично. В принципе, я нейтральна в политике. Я не лезу в это, но переживаю за людей, которых это касается. У меня есть определённое представление о том, что хорошо, а что нет. Есть вещи, которые меня тревожат.
В силу того, что и так слишком много политики в информационном пространстве, хочется посредством поэзии не погружать людей в неё, а отвлекать.
Спасибо концертному агентству «Ягода» за помощь в организации интервью
В мире ведь много чего, помимо политики и вражды.
«Отвлекать»... звучит, как «отвлекать людей от их бедственного положения».
Переносить в другое состояние. Говорить о чём-то ещё. Если ещё и искусство начнёт говорить о политике, то представляете, что будет.