Протоиерей Александр Новопашин — именно тот священник, который в марте созывал православных на митинг против «Тангейзера». Это человек, сочетающий в себе, казалось бы, противоположные вещи. Священник, настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. И в то же время известный на всю страну борец с сектами, не единожды названный в СМИ радикалом. Журналист, кинорежиссёр, получивший престижные награды на известных кинофестивалях страны. Сам отец Александр противоречия в своих действиях не усматривает. Он уверен, что защищает нравственность и культуру в Новосибирске. Своими взглядами священник поделился с корреспондентом Сиб.фм.
Вы занимаетесь проектами в сфере культуры, являясь при этом действующим православным священником. Насколько эти вещи совместимы?
Я убеждён, что эти два понятия совершенно не противоречат друг другу. Напротив, есть понятие «православная культура», которая, несомненно, помогает человеку в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Тема христианства испокон веков использовалась великими русскими живописцами, писателями, зодчими, чьи работы во всём мире признаны достоянием великой русской и даже мировой культуры. К примеру, Достоевского невозможно понять в отрыве от православия. Кроме того, именно православие является культурообразующей религией России.
То есть для вас культура — это то, что учит нравственности?
Конечно. А иначе это уже бескультурье. Если какое-то произведение развращает душу человека, предлагает ему стремиться к дурным вещам, способствует развитию аморальных наклонностей, то какая же тут культура? Это нонсенс уже.
Деятели культуры высказались в поддержку «Тангейзера»
Но ведь понятия «плохого» и «хорошего» довольно относительны.
Видите ли, в каждом из нас заложено нравственное начало. Если, конечно, он не извращён и не испорчен с детства неумными учителями. Древние говорили: «Душа по природе своей — христианка». Она стремится к Богу, к нравственности. Но иногда её заполняют суррогаты, искажающие реальное представление о хорошем и дурном. Подобно тому как человек, неудовлетворённый чем-либо, начинает употреблять алкоголь, наркотики, пытаясь заполнить внутреннюю пустоту.
А разве культура не предполагает свободу? Свободу творчества, самовыражения?
Вседозволенность недопустима.
Для кого-то свобода — это когда захотел — ударил, захотел — изнасиловал или убил. Но можно ли подобное назвать культурой? Нет.
У каждого из нас должны быть внутренние ограничения, или «духовные тормоза», иначе у нас будет общество дикарей. И не дай нам Бог жить в государстве, где будет царить безграничная свобода, где каждый может делать всё, что ему хочется. Это же будет страшная анархия. Поэтому государство законодательно ограничивает нас от этой безудержной свободы.
По-вашему «Тангейзер» Тимофея Кулябина — был шагом к анархии?
Это сознательный плевок в души миллионов людей, желание оскорбить людей, вызов обществу. Для меня Церковь — мать. Я отдал ей 30 лет жизни. И оскорбить её — это всё равно, что оскорбить мою мать. Вот скажите, можно ли назвать культурным человека, который говорит: «Раньше были казаки ряженые, сейчас попы — шуты гороховые»? Да, человек имеет право на самовыражение. Но где же тут культура, если это самовыражение оскорбляет чьи-то религиозные чувства? Возможно, таким образом Тимофей Кулябин хотел сделать себе имя. Но он просто опозорил себя перед многими людьми. Я лично знаю немало тех, кто стал его презирать.
А вы видели постановку?
В записи. Зачем я буду платить деньги за то, чтобы мне плевали в душу? Но ко мне приходили верующие люди, которые попали туда, считая, что идут на классику, на настоящего Вагнера. Помнится, бывший директор оперного театра Мездрич заявлял в интервью, что не было ни одного возмущённого голоса. Но это откровенная ложь! Ко мне приходила женщина, которая с возмущением вышла после первого акта постановки и написала всё, что думает, в книге отзывов. У меня есть фотография её записи. «Я пришла, заплатила деньги, и мне за эти деньги наплевали в душу!» — говорила она. И это был не единичный случай.
Тимофей Кулябин пошёл на такой скандал осознанно.
Православных ведь можно трогать. А почему нет? Они же за это в лоб не настучат. А это подленько — обижать человека, который не может тебе ответить тем же.
Неужели такой грязный пиар можно назвать культурой? Это полное бескультурье!
Кстати, СМИ старательно скрывают, что мусульмане тоже были глубоко возмущены. Во время пятничной молитвы во всех мечетях Новосибирска было объявлено, что будет митинг и что они как правоверные должны на него прийти. Потому что был оскорблён почитаемый ими пророк Иса (так в их религии называют Иисуса Христа). В итоге в митинге участвовали и мусульмане тоже.
Муж начальника департамента культуры мэрии Новосибирска Анны Терешковой — глава «Сибирской хлебной корпорации» Дмитрий Терешков
Тем не менее суд Кулябина оправдал. Как вы это объясните?
У обвинителей была очень слабая подготовка. Но больше всего в событиях меня возмущает позиция некоторых городских чиновников.
Почему?
А почему они призывали всех на митинг в поддержку Тимофея Кулябина? Студенты говорили мне, что их обязывали выходить на площадь в обмен на зачёты... Зачем говорить о свободе творчества, если речь идёт о принуждении людей под страхом наказания? Мои знакомые тоже были там, наблюдали за происходящим. Так вот, немало людей, стоящих на площади Ленина, просто общались между собой, даже не вникая в то, что происходит вокруг. Определённому кругу людей нужно было просто создать массовку. Это грязная технология. Вся эта возня не закончится, пока такие, как руководитель департамента культуры мэрии Новосибирска Терешкова, будут сидеть на своём месте.
Когда приехал новый директор оперного театра Владимир Кехман, муж Терешковой откровенно ему сказал: «Если надо, мы и десять тысяч [человек] на улицу перед театром выведем»... Плохо, когда власть находится в руках таких людей.
Подождите, так власти же вас вроде бы поддерживают. Или это только так кажется со стороны?
На самом деле у нас не состоялся открытый разговор ни с одним из высоких чинов. Я это расцениваю как неумелые действия по поддержанию согласия в обществе. Мы бы попытались донести до губернатора, до мэра, до депутатов, что на бескультурье и пороках нечистоплотными людьми ловко зарабатываются деньги. Проще всего развратить обывателя и потом делать на этом деньги. К примеру, народ требует хлеба и зрелищ, и он это получает.
Что тут плохого? Есть спрос, есть и предложение — закон рынка.
Но в том-то и дело, что изначально спроса не было. Нам грубо навязывали пошлятину, нагло противопоставляя её высокой культуре, и в результате из россиян сделали суперактивных потребителей дешёвки, настолько активных, что пошлый телебизнес стал невероятно прибыльным! И не только телебизнес. Это касается и кино, и театра, и живописи, и литературы.
А какой это замечательный рынок сбыта! Открываются так называемые «центры современного искусства». Предлагают даже не самый низший сорт, а настоящую тухлятину, убеждая, что это «хорошее качество». В нас намеренно формируют патологическую тягу к безвкусице, пошлости. Народ надо подготовить к низкопробному, а затем вместо «пищи для ума» подавать ему «жвачку для мозгов». Например, на центральных каналах почти нет нормальных фильмов. А достойные работы показывают только на фестивалях, на телевидении они «не формат».
«Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих» наказываются штрафом или лишением свободы сроком до 3 лет (статья 148 УК РФ)
То есть, по вашему мнению, власти нашего города не уделяют достаточного внимания тому, что людей приучают к дурновкусице, чтобы потом зарабатывать на них деньги?
Я вам конкретно перечислял вещи, которые направлены против нравственного пространства наших сограждан в Новосибирске и области. Позиция некоторых чиновников, в частности известной Анны Терешковой, руководителя департамента культуры мэрии, противоречит тому, для чего она там поставлена. А выводы читатели пусть делают сами.
Тогда давайте попробуем посмотреть на проблему со стороны тех, кто считает в том числе ваши действия «религиозной агрессией». Прежде всего скажите, вы считаете, что занимаетесь агрессией?
Если говорить о митинге, то мы всего лишь защищали свои конституционные права. При этом мы не устраивали погромов, никому не угрожали. Народ требовал: «защитите наши религиозные чувства». Граждане своей страны выбрали законные методы противостояния: обратились в прокуратуру и суд. В чём же тут агрессия?
Священнослужителей и мирян и так преследовали и физически уничтожали в период советской власти. Убивали в ленинских и сталинских концлагерях. Сейчас у нас, как заявляется, демократическое общество. Но как только мы пытаемся в соответствии с этими демократическими правами рот открыть, нам сразу же говорят: «агрессивные», «экстремизм» или ещё что-то.
Мы же не говорим, давайте, мол, атеистов мочить. Так почему же нам говорят: «Православные рот открывают». Неужели верующие — это люди второго сорта?
То есть вы боитесь, что мы можем вернуться к советским ужасам, вроде «сталинских и ленинских лагерей»?
Я жил в то время и не хочу туда вернуться. Не хочу, чтобы мои дети боялись, что их будут притеснять за то, что они носят крестик. Чтобы священников считали людьми второго, если не третьего сорта.
Вместе с Новопашиным медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени был награждён председатель Совета депутатов Татарского района Яков Клинг
Недавно вас наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и нагрудным знаком «За противодействие экстремизму». Это за «Тангейзер»?
Ну, в жёлтой прессе пишут, что да. На самом деле награды с этой историей никак не связаны. Скажем, знак «За противодействие экстремизму» я получил потому, что уже более 20 лет занимаюсь темой тоталитарных сект. Неоднократно принимал участие в следственных действиях. Меня не раз приглашали в качестве консультанта следственной бригады, расследующей особо опасные тяжкие преступления. Также я преподавал в школе милиции, читал лекции в управлениях силовых структур. Разработал компьютерный справочник «Секты современной России».
Некоторые считают, что ваши активности — это не защита нравственности и церкви, а отстаивание коммерческих интересов. Говорят, что представителям церкви проплатили за защиту интересов бизнеса.
Конечно, в нечистоплотности обвинить легче всего. Те, кто так рассуждает, просто не верят в то, что кто-то может трудиться и страдать за идею. Значит, они просто судят по себе. К тому же бессмысленной толпой ведь легко управлять. А когда вдруг у народа просыпается самосознание, ощущение собственного достоинства и желание постоять за свои идеи — кое-кому становится страшно.
Но ведь вы не можете отрицать, что отставка Бориса Мездрича с поста директора оперного театра, к которой вы опосредованно тоже имеете отношение, явно была кому-то на руку.
Если бы нам действительно платили, то всё было бы гораздо проще. Вот я сейчас фильм снимаю и не могу найти на него деньги. Хожу везде с протянутой рукой. А так — вывел 10 тысяч человек на площадь, вот тебе и деньги на фильм.
На каждый чих — по пикету, глядишь, и я уже миллиардер.
На ваш взгляд, что со всем этим будет дальше?
Всё зависит от того, кто стоит у власти. Если там будут люди честные, чистоплотные, нравственные, то будет в лучшую сторону двигаться. Если порочные, без совести, без чести, тогда ничего хорошего не может быть.