В Сибирском центре современного искусства (СЦСИ) открылась выставка победителей и участников открытого фотоконкурса «Меньшинства», который впервые проводился в 2012 году московским Центром документальной фотографии FOTODOC при Сахаровском центре. Среди финалистов конкурса — сотрудничающий с Сиб.фм фотограф Александр Бендюков с серией «Недетские страхи»; зато серию, посвященную сексуальным меньшинствам, в Новосибирске решили не выставлять, передаёт 26 октября корреспондент Сиб.фм.
Выставка «Меньшинства» рассказывает о проблемах людей, объединённых какими-либо физическими или культурными свойствами, которые отличают их от большинства. Фотосерии, представленные в экспозиции — реальные истории мигрантов, инвалидов, ветеранов, которым для того чтобы жить в современном обществе, приходится каждый день быть героями.
Александр Бендюков — единственный новосибирский фотограф, чья серия заняла в фотоконкурсе «Меньшинства» призовое место — третье в одноимённой номинации. Премию от члена жюри конкурса, московского фотографа Игоря Гаврилова, за Бендюкова получила Ольга Горбовская.
Ранее директор Сибирского центра современного искусства сообщала корреспонденту Сиб.фм, что экспозиция проекта «Меньшинства», в том числе включает в себя фотосерию о сексуальных меньшинствах, но в Новосибирске она выставлена не будет.
«Серии о сексуальных меньшинствах действительно в этом проекте были, — сообщил корреспонденту Сиб.фм координатор СЦСИ Сергей Самойленко, — но выставлять их мы не стали — не потому, что боимся обвинений. Это было решением Краеведческого музея, поскольку площадка принадлежит ему. Обжёгшись на молоке, на Пикассо, они стали дуть на воду. К тому же фотографии о сексуальных меньшинствах занимали в материале выставки небольшое место. Даже сейчас, когда их нет, вы всё равно задаёте мне вопрос об этих снимках — если бы они были, пресса бы в первую очередь акцентировала внимание именно на них».
По словам Самойленко, Новосибирск — лучшее место для выставления «Меньшинств». «Именно отсюда вышла целая плеяда прекрасных социальных фотографов — Евгений Иванов, Владимир Дубровский — поэтому в городе есть традиция восприятия такой фотографии и целая школа, — пояснил координатор СЦСИ. — Очень хорошо, что мы показываем „Меньшинства“ именно здесь, и жаль, что открытие не вызвало большого интереса и ажиотажа. Это показатель состояния нашего общества и его готовности воспринимать серьёзные вещи».
«Наше общество не готово воспринимать социальное искусство, говорящее о неприятных вещах, — сообщил Самойленко. — Массовый зритель готов смотреть попсовые, китчевые, но раскрученные работы Кати Рождественской, а не истории о жизни мигрантов. Искусство воспринимается как эскапизм, гламур, картинка, сфера услуг либо как памятник, отживший своё и отделённый от нашей жизни».
«Обществу больно, оно отгораживается от вещей, подобных „Меньшинствам“, — добавил культтрегер. — Хотя именно их нужно вешать в гостиницах и печатать в глянцевых журналах, чтобы мы добились внимания к назревшим проблемам. Мы находимся в начале длинного пути и придём ли куда-нибудь — непонятно. Живём мы в удивительное время и будем его вспоминать — если доживём — примерно как советскую власть, как эпический абсурд. Бахчанян шутил: „Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью“. Так вот, мы — сделали».
Выставка «Меньшинства» будет работать в Сибирском центре современного искусства до 25 ноября.