Автор «Тотального диктанта» Евгений Водолазкин считает, что проблема «Тангейзера» связана с демократическим пониманием свободы

 16.04.2015, 15:13
подходящие темы
Автор «Тотального диктанта» Евгений Водолазкин считает, что проблема «Тангейзера» связана с демократическим пониманием свободы
Фото с сайта vsluh.ru

Автор «Тотального диктанта»-2015 Евгений Водолазкин рассказал о своих взглядах на конфликт вокруг новосибирского «Тангейзера», понимании демократической свободы и опасности вторжения художника в сферу сакрального, 16 апреля Сиб.фм публикует отрывок выступления на пресс-конференции в Новосибирске писателя, филолога и обладетеля нескольких литературных премий.

«Мне кажется, что государство начало обращать внимание на культуру. Видимо, в 1990-е годы было не до того. Всякое внимание со стороны властей имеет не только положительную сторону, так как культура не входит в круг их непосредственных занятий. Поэтому ошибки неизбежны.

Если говорить о «Тангейзере» — я знал, что в Новосибирске меня про это спросят, но, к стыду своему, я не видел спектакля, но видел постер, который произвёл на меня удручающее впечатление. Я не могу уподобляться не читавшим Пастернака, но в общей форме выскажусь. Тут можно вспомнить и те французские карикатуры — это всё одного поля вещи.


«Мысленный волк» Алексея Варламова — рекомендация к чтению #1 автора «Тотального диктанта-2015»

Тот, кто строит своё художественное произведение, должен понимать, что это поле, строго говоря, не его. Здесь не о запрете речь идёт.

Я сторонник демократических отношений в обществе, но демократия предполагает ответственность. Человеку даётся свобода, и он начинает её использовать. Это как оружие, которым нужно уметь пользоваться. Это, если хотите, спички, которыми можно поджечь значительные сооружения. А если дать спички ребёнку, именно это и произойдёт.

Степень ответственности наших людей мне кажется весьма невысокой, и не только в культуре, а вообще. Почему у нас не приживается демократия западного типа? Потому что, когда вожжи отпускаешь и даёшь возможность свободно реализовать себя, часто получается нечто хаотическое.

Что касается отношений церкви, государства и общества:

Видите ли, церковь — это не нечто, существующее на Марсе и время от времени спускающееся, чтобы дать в лоб прогрессивным художникам. Это часть нашего общества. Это такие же граждане, как те, кто ходят в театры.

Надо помнить, что у каждого человека есть область сакрального, и этой областью могут быть разные вещи. Для одного это вера, для другого, допустим, семья. Но людей без такой сферы, пожалуй, нет. Если есть люди, для которых нет ничего сакрального, это очень страшные люди.

И когда ты входишь в область сакрального, надо быть очень осторожным. Входить туда нужно только с любовью, даже если ты не разделяешь этой точки зрения. Ты входишь в чужой дом. Ты должен любить, по крайней мере, самого человека, если не его взгляды.

Если же ты входишь туда с насмешкой, попыткой унизить или «оттопыриться» на его фоне, ничего хорошего не будет.


«Обитель» Захара Прилепина — рекомендация к чтению #2 автора «Тотального диктанта-2015»

Есть две сферы чрезвычайно болезненных и чувствительных — это национальность и вера. И когда кто-то входит в эти сферы, даже если и не хотел обидеть — он не слышит многих звуков в этом пространстве, потому что это не его пространство — он должен понимать, что играет на чужой поляне.

Эта поляна — по сути, минное поле. А мы знаем, какие на минном поле растут овощи. Есть даже работы на тему «скандал как стратегия успеха». Понятно, что если ты нажмёшь на определённую кнопку — взорвётся. На этом взрыве можно стать знаменитым, а можно и под пулю попасть, как во Франции — совершенно ужасный конец.

Мы должны быть уважительными друг к другу, независимо от высказанной точки зрения.

И то, что происходит раз за разом — «Тангейзер» ведь не единственная история, — говорит о том, что есть проблема. Но это не проблема церкви и общества. Это проблема демократического понимания свободы. Очень хорошее определение дал американский писатель Оливер Фишер: «Ваша свобода махать кулаками ограничивается кончиком моего носа».

Так вот, нам надо очень хорошо следить за своими кулаками, чтобы не задеть чей-то нос

Помните, был замечательный фильм «12 стульев»? Там есть сцена, где Андрей Миронов сидит с Филипповым, а рядом — какие-то южные люди сладко едят. И Миронов им показывает язык. А они начинают звереть и нападают на собеседника Миронова. Да, можно кому-то показывать язык, а потом показывать на него пальцем и смеяться. Но мне кажется, лучше не показывать.


«Репетиции» Владимира Шарова — рекомендация к чтению #3 автора «Тотального диктанта-2015»

Я как человек, который к искусству и литературе имеет отношение и как практик, и как исследователь, могу вас заверить, что можно создавать хорошие вещи, никого не обижая. Но повторюсь, если ты идёшь в чужие сферы, иди туда с любовью.

Есть контрвопрос — кто определяет эти сферы или как далеко они простираются. Ну, мы же с вами живём в одном государстве, в одном обществе. Все мы прекрасно знаем, где они начинаются. Абсолютно точно знаем, где взорвётся, если нажмёшь. И в этом отношении такие вопросы мне кажутся до некоторой степени лукавством.

Было бы желание не обижать, и можно замечательно жить вместе и не устраивать многонедельных объяснений: кто что сказал или какой постер нарисовал«, — резюмировал Водолазкин.

Напомним, в 2015 году акцию проверки грамотности «Тотальный диктант» напишут в 507 городах по всему миру. Евгений Водолазкин известен как автор романа «Лавр». Опера «Тангейзер» новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина стала поводом крупного конфликта из-за использования в произведении образа Христа.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!