Преподаватель кафедры востоковедения Новосибирского госуниверситета (НГУ) Мария Кудинова исследовала ритуальное использование собак в Китае, которое фиксируется начиная с седьмого тысячелетия до нашей эры, узнал 14 сентября корреспондент Сиб.фм из сообщения пресс-службы вуза.
По словам Кудиновой, протокитайцы использовали собак в ритуальных целях, скорее всего, ещё в верхнем палеолите (10 тыс. лет назад), но точные свидетельства этого фиксируются начиная с седьмого тысячелетия до нашей эры, то есть с неолита. К этому времени относятся захоронения собак в могилах людей.
«Имеются факты „строительной“ жертвы при закладке жилища. Собака в этом случае была призвана охранять жилище или могилу или же приносилась в жертву как компаньон, который должен был сопутствовать человеку и охранять его после смерти. Обнаружение же отдельных костей в специальных сосудах даёт основание предполагать, что имело место также использование собак как ритуальной жертвенной пищи», — говорится в сообщении пресс-службы.
Как указала учёный, в некоторых могилах культуры давэнькоу, распространившейся в восточной части Китая, наряду с собаками присутствуют черепашьи панцири. Учитывая, что в более поздней традиции у китайцев достоверно известно отождествление собаки со светлым началом ян, а черепахи — с тёмным инь, то, возможно, подобные захоронения отражают эту двойственность.
Массовое распространение у предков китайцев жертвоприношения животных при погребении усопших получили в бронзовом веке, в эпоху Шан-Инь (XVI–XI века до нашей эры). При этом они чаще всего проводились по строгому типовому образцу.
«В этот период широко применялись так называемые закладные ямы. В середине могилы выкапывалась яма, в которую помещали собаку, а уже сверху клали покойника», — рассказала востоковед.
Изучив костные останки, учёные пришли к выводу, что в захоронения помещали щенков возрастом от трёх месяцев до полутора лет.
«Молодой возраст наводит на мысль, что они вряд ли воспринимались как охранники, а, скорее всего, были обязательными жертвенными животными, предназначенными для духов этого места. При этом, вероятнее всего, щенков централизованно выращивали, чтобы снабжать население для ритуальных практик. В этот же период встречаются захоронения собак и в других частях могилы, а также захоронения в жертвенных ямах при строительстве зданий», — объяснила Мария Кудинова.
В период Средневековья использование изображения собаки на могиле стало редким мотивом. Исключение составил лишь полуостров Лэйчжоу на юге Китая. Здесь в VII веке нашей эры возникла традиция изготовления каменных скульптур собак различного размера. Они ставились для защиты объектов на перекрёстках дорог, у храмов или на кладбищах. Традиция сохранилась до сих пор. Всего, по подсчётам китайских учёных, на полуострове насчитывается около 10 тысяч каменных изображений собак разного времени.
На юге Китая, где проживают различные малочисленные народности, собака всегда была почитаемым тотемным животным. Некоторые из этих народов считали собаку своим предком, поэтому у них существует запрет на употребление в пищу её мяса, подвела итог Кудинова.
По данным СМИ, в последнее время китайцы всё чаще признают традицию употребления в пищу собачьего мяса варварской и протестуют против забоя этих животных.
В НГУ занимаются также исследованиями западной культуры. Историку-медиевисту Валентину Портных удалось перевести с латыни на русский единственный дошедший до наших дней «учебник» проповедника крестовых походов.