С миру по нитке

 На что будут жить независимые СМИ в XXI веке  26.09.2012, 07:09
подходящие темы
С миру по нитке
Фотографии Юлии Исаковой, Никиты Хнюнина и Сергея Мордвинова

По всему миру набирает обороты новая форма финансирования, называемая краудфандинг. Она основывается на принципе массового сбора денег и чем-то схожа с благотворительностью или выступлением уличных музыкантов. Продолжая публикацию материалов конференции «Интернет-медиа: перспективы, возможности, личный опыт», Сиб.фм обращается к круглому столу, который был посвящён краудфандингу. В нём приняли участие Михаил Ратгауз (colta.ru), Елена Шкарубо (sib.fm), Ярослав Лунёв, Дмитрий Колезев (ura.ru) и Максим Кашулинский (slon.ru) и обсудили причины возникновения этого явления и опасности, которые с ним связаны.

Михаил Ратгауз: Я работаю на сайте colta.ru, ему два месяца и одна неделя. На самом деле он существует намного дольше, потому что создан командой OpenSpace.ru — самой крупной площадки в рунете про культуру и общество.

По официальной версии, наши владельцы решили переформатировать сайт в общественно-политический. Реальная причина состоит в том, что мы не сошлись с ними характерами и всей командой ушли.

А дальше у нас был выбор: разойтись или начать делать что-то другое. В итоге мы скинулись, привлекли дизайнерское бюро и программистов, с которыми уже давно сотрудничали, и через 13 дней имели сайт на бесплатной платформе wordpress.com. Потом решили попробовать этот самый загадочный краудфандинг. В Москве, насколько я знаю, такие вещи практиковал только маргинальный хулиганский журнал «Милый друг».

Редакция журнала «Милый друг» предупреждает, что на их сайте самовольно поселился Кургинян, которого следует опасаться

Пришли в краудфандинговую контору (работающую, кстати, в основном не со СМИ, а с музыкантами и маленькими театриками) и выяснили, что есть несколько основных систем, в которые можно включиться. Оказалось, есть форма, когда ты платишь за что-то уже существующее. Этот принцип хорошо известен по альбому «In Rainbows» группы Radiohead, которая в 2007 году выложила его на свой же сайт, предоставив возможность оплаты в любом размере. В смысле, если песни уж очень нравятся, то за диск можно было платить в несколько раз больше, чем в обычном музыкальном магазине. Такой ответ на пиратство, на доступность информации, на изменившееся отношение к копирайту.

Но нам посоветовали воспользоваться другой схемой — когда люди скидываются на то, чего ещё нет. Описывается какой-то проект, и всем, кто заинтересован его реализации, предлагают давать деньги. Мы выбрали молодой сайт planeta.ru, про который знали только то, что Гришковец собрал через него десять тысяч долларов на видеозапись последнего концерта с Бигудями.

Первым краудфандинговым сайтом США считается ArtistShare

Ещё есть две опции: предел суммы сбора может быть закрытый и открытый. Говорят, что закрытый — когда ты заранее объявляешь, какую именно сумму хочешь собрать, — лучше. Мы объявили, что к 16 октября нам необходимо 600 тысяч рублей, а пока редакция будет работать на собственные деньги и параллельно искать инвестора.

К нашему изумлению и радости, сумма набралась всего за 20 дней. Причём, несмотря на то, что формально сбор был закончен, люди продолжали класть ещё и ещё, и так у нас «наросло» примерно 100 тысяч рублей.

Расскажу, как всё было устроено изнутри. У нас есть раздел «Нам помогают». По сути, акция, в которой человек ничего не получал, кроме упоминания своего имени на сайте.


Серию игральных карт для редакции openspace.ru проиллюстрировал Евгений Парфёнов

По нашим подсчётам, таким символическим образом мы собрали около 70% всех средств — денег просто «по любви». Была так же акция, подразумевающая приобретение какой-нибудь вещи.

Мы нашли всё, что имеет материальную ценность в редакции: тамарески (одна из них изображала автозак), издевательская книжка, выпущенная крошечным тиражом, о нравах и клише московской богемы и игральные карты, изображающие различных деятелей культуры — от Ксении Собчак до Табакова и Германа.

Потом я посмотрел, что происходит со всем этим делом за рубежом — и именно со СМИ. На одном из сайтов есть раздел о том, какой проект собрал больше всего денег.

Так вот знайте: 50 тысяч долларов собрал мичиганский журнал про бейсбол.

На втором месте французский проект, журнал Fashizblack — такой «Vogue» для чёрных, модный глянцевый журнал для афрополитов.


Афрополит — это комбинация слов «африканец» и «космополит», популяризированная эссеистом с нигерийскими корнями Тейе Силаси в 2005 году

То есть больше всего собрали журналы, которые ориентировались на узкого читателя. Понятно, в Мичигане были люди, которые хотели, чтобы у них был свой журнал про бейсбол, и понятно, кому был нужен журнал, где одежду Yves Saint Laurent надевали на себя только чёрные.

Мне кажется, что наш успех тоже отчасти объясняется этим: мы до сих пор заявляем себя как главный сайт о культуре в условиях, когда зона культурной журналистики во всём мире сужается.

Лада Юрченко: Краудфандинг — это своего рода благотворительность. Мы платим за услугу, чтобы её получил тот, кто в ней нуждается, поэтому поддержка нишевых СМИ выглядит естественной. Как вы думаете, что именно поддержали в вас, какую социальную ценность?

М.Р.: Мне кажется, был важен фактор катастрофы: нас разогнали. Но опять же, думаю, о нашей катастрофе знали 10% из тех, кто нас поддержал. Просто есть люди, которые к нам привыкли, которые хотят читать про культуру.

Краудфандинг — это реакция на чудовищно потребительское общество. Мы уже столько живём в Москве при отсутствии идеологий, что люди сильно от этого устали. И человек, который переводит копейку, совершает чисто символический жест.

Мы вступаем в эпоху, когда символические ценности начали приобретать значимую, фактическую ценность.

Когда человек переводит деньги, с ним происходит две вещи. Во-первых, он чувствует себя лучше. Во-вторых, проявляет социальную солидарность, что, на мой взгляд, тоже важный тренд. Мы движемся от вертикальной иерархии и разобщённости, связанной с денежными отношениями, к горизонтальным связям социальной солидарности.


Имею свободу платить за то, что мне нравится — один из комментариев к donate на Сиб.фм

Л.Ю.: В Новосибирске самый старый пример краудфандинга — это Дом Ленина: горожане сдавали копейки, чтобы это здание появилось. А самый свежий пример — это собственно Сиб.фм.

Елена Шкарубо: Я полностью согласна с тезисом о социальной солидарности. Это была одна из причин, по которой мы запустили donate на сайте. Друзья постоянно говорили нам: «Мы не ходим на митинги, но что-то сделать хочется. Например, помогать делать независимое СМИ, говорить о волнующих проблемах — и делать это честно». И эти люди были той движущей силой, благодаря которой на сайте появилась возможность для каждого читателя перевести любую сумму и написать слова поддержки.

Я думаю, что перспективы, в принципе, есть. Вопрос в том, куда мы движемся, какую сумму можем собрать, и может ли она являться существенной поддержкой проекту.

В конце июля мы запустили donate у нас на сайте, и за это время получили 134 тысячи рублей. Из них какая-то часть — это благодарственные платежи, а кому-то, может, больше хотелось иметь наши футболки, и возникала такая форма обоюдной благодарности.

Мы понимаем, что система должна быть максимально прозрачной, чтобы человек знал, на что именно идут эти деньги. Возможно, надо экспериментировать с целевыми сборами. О них и том, что происходит в оффлайне в Академгородке, может рассказть Ярослав Лунёв.

Ярослав Лунёв: Идея родилась довольно давно, ещё когда мы не знали слова «краудфандинг».

Суть в том, что терминалы, которые стоят в каждом супермаркете, можно переоборудовать под сбор средств, что сразу открыло бы огромные возможности. Человек подходит к терминалу, нажимает кнопочку, видит все действующие проекты и, соответственно, может любой из них поддержать.

Первоначально мы задумывали этот проект как благотворительный — для больных детей нашего и соседних районов. Потом пришла идея поддерживать любые проекты и инициативы, которые можно выкладывать в наш терминал и «краудфандить».

Л.Ю.: Давайте вернёмся в медиапространство, хотя сама по себе IT-платформа, разумеется, важна.

Дмитрий Колезев: У нашего агентства не было опыта краудфандинга, Сиб.фм — это вообще единственное региональное СМИ, которое таким опытом обладает. Львиная доля популярных изданий принадлежит холдингам, зависящим от крупных корпораций, поэтому их содержание отчасти зависит от крупного бизнеса и политических структур.

И вот такая идея indie-журналистики — это, возможно, единственный путь, по которому могут двигаться независимые СМИ.

Лена справедливо говорит о целевом сборе денег, потому что очень важно знать — на какие именно материалы или расследования они идут. В этом смысле можно заглянуть на сайт spot.us — ресурс, где независимые журналисты и блогеры выносят на аукцион идеи своих текстов, каждую из которых может поддержать любой желающий, и через некоторое время материал выходит.

Краудфандинг подразумевает большую ответственность журналистов перед своей аудиторией. Если редакция или руководство может прощать ошибки, то аудитория делает это гораздо тяжелее.


«С миру по нитке» — сибирская краудфандинговая платформа, которая работает уже сейчас

Максим Кашулинский: Сама идея краудфандинга связана с уровнем доверия в обществе. В этом рейтинге на первых местах традиционно скандинавские страны, на последних — некоторые африканские и Латинская Америка. Наша страна скорее в нижней части рейтинга. Вообще, после краха социалистического блока на всем постсоветском пространстве уровень доверия резко снизился. И хотя нет никаких статистических свидетельств о том, что в России он растёт, эмпирически, по новостям, по различным историям помощи пострадавшим в бедствиях можно утверждать — растёт.

При этом сайт slon.ru не может разместить у себя баннер «Поддержите нас»: рядом с рекламой он смотрелся бы просто смешно.

Но так или иначе мы тоже хотим попробовать краудфандинг, получить опыт взаимодействия с нашими читателями не только на уровне доставки информации, но и виде финансовых отношений.


В августе 2008 года Далай-лама XIV предложил России вступить в НАТО

Во-первых, мы планируем предоставить возможность читателю платить за статью, если она ему понравилась. Во-вторых — собирать деньги на некоторые проекты.

Например, мы говорим, что хотим издать журнал, который должен целиком состоять из одного большого интервью — допустим, с Далай-ламой. Заявляем, что он будет издан ограниченным тиражом на очень хорошей бумаге, и нам нужно столько денег. Тот, кто даст больше, получит возможность задать свой вопрос, кто чуть меньше — получит что-нибудь ещё.

Таким образом можно создать маленький медиапроект на основе уже существующих сайтов, действующих в сфере краудфандинга, и компаний, умеющих делать красивые издания.


* * *



Генеральный партнёр конференции

Компания «РусГидро» — один из крупнейших энергетических холдингов в России, лидер в производстве энергии на базе возобновляемых источников.

Организационные партнёры

Департамент массовых коммуникаций Новосибирской области.

Новосибирский государственный университет.

Академпарк — технопарк новосибирского Академгородка.

Мегаграфикс — печатный салон, объединяющий в себе копировальный центр, типографию и дизайн-бюро.

Группа компаний «Неоком» — многопрофильный диверсифицированный холдинг.

Alawar Entertainment — ведущий международный издатель и дистрибутор игр для массовой аудитории.

Компания «Чистая вода» (торговая марка «Норинга») — один из крупнейших игроков на рынке бутилированной воды в Сибири.

Проект «eРабота.ру» — один из ведущих профильных ресурсов по трудоустройству в Новосибирске.

Медиа-портал развлечений Cn.ru.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!